Устойчивое развитие программы

Координатор стремится к тому, чтобы сохранять и поддерживать высокий уровень своей программы. Заинтересованный, искренне преданный принципу медиации человек или команда, выполняющие функции координатора программы, – важнейший фактор для устойчивого развития всей программы. Программы могут для собственного развития и совершенствования предпринимать следующие шаги:

- Приспособить свои процессы и процедуры к нуждам различных культур;

- Дополнительные тренинги для координатора и медиаторов программы;

- Взаимодействие с местным сообществом;

- Сбор средств;

- Презентации программы для новых участников программы;

- Внедрение концепции и навыков по разрешению конфликтов в рамки школьного расписания.

- Взаимодействие с аналогичными программами в других школах.

- Организация презентаций, семинаров и тренингов, участие в различных конференциях в других школах, собраниях представителей местного сообщества и т.д.

- Медиация больших и малых групп с проведением соответствующих тренингов и приобретением необходимых навыков.

- Медиация конфликтов между учеником и учителем с проведением соответствующих тренингов и приобретением необходимых навыков.

- организация специальных мероприятий (чествований) для признания заслуг и поддержки медиаторов.

Раздел V: Тренинги

(Стандарты написаны обычным шрифтом; примеры выделены курсивом.)

Подготовка медиаторов-ровесников

Успешная программа медиации ровесников предполагает многоуровневую поддержку и разнообразные уровни подготовки. Профессиональный уровень медиаторов-ровесников может колебаться от начального до высококвалифицированного. Медиатор, обладающий начальными навыками, может успешно проявить себя в качестве члена команды медиаторов. Высококвалифицированный медиатор способен использовать разнообразные процедуры разрешения конфликтов и выполняет роль наставника для других медиаторов. Оценка представляет собой важную часть подготовки медиаторов и освещается в разделе VI настоящего документа.

Техника (методика) обучения медиаторов

Подготовка учеников предполагает разнообразные методы, чтобы отвечать потребностям различных стилей обучения, включая, но не ограничиваясь проведением презентаций и демонстраций, интерактивных и письменных упражнений, ролевых игр и привлечением различных СМИ. Процесс подготовки учеников может (и должен) быть полезным и интересным для координаторов программы и других заинтересованных лиц из числа учительского состава. Процесс обучения (тренинги для учеников) должно посещать максимально возможное число представителей руководства программы.

Содержательная часть процесса подготовки медиаторов-ровесников

Медиаторы разрешают конфликты между ровесниками и тесно взаимодействуют с координатором программы для управления программой медиации ровесников в школе. Их начальная подготовка должны, как минимум, включать в себя ниже перечисленные компоненты. Эти стандарты отражают необходимую содержательную компоненту для программы, использующей модель фасилитации/разрешения конфликтов. В случае использования других моделей (например, модели трансформативной медиации, нарративного подхода, восстановительного правосудия, социальной справедливости и т.д.), пожалуйста, обращайтесь к Интернет-сайту ACR за содержанием, характерным для конкретной модели.

1. Конфликт.

a) Что это такое, какие уроки можно из него извлечь;

b) Стили разрешения конфликтов;

c) Типы конфликтов;

d) Адекватное/неадекватное восприятие, знание о наиболее типичных предрассудках, культурное разнообразие, ликвидация стереотипов;

e) Понимание нарушения баланса сил и равенства;

f) Знание сфер конфликтов, которые можно разрешить при помощи программ школьной медиации;

g) Особенности восприятия и разрешения конфликтов в различных культурах.

2. Коммуникация.

a) Почему это важно;

b) Средства невербальной коммуникации, развитые и слабо развитые навыки хорошего слушателя;

c) Методики активного слушания (перефразирование, переформулирование, подведение промежуточных итогов, разъяснение, рассуждение, рефрейминг, поддержка, восприятие эмоций);

d) Открытые вопросы;

e) Свободная от эмоциональной окраски лексика;

f) «Я»-высказывания;

g) Восприятие различных стилей коммуникации и ведения переговоров.

3. Медиация.

a) Определение;

b) Предварительные предположения (добровольное участие, конфиденциальность, нейтралитет и т.д.);

c) Базовые правила;

d) Шаги/уровни медиации;

e) Различные точки зрения (включая межкультурные взгляд и восприятие и т.д.);

f) Выявление проблем (включая позиции против интересов и т.д.);

g) Генерирование альтернатив/ «мозговой штурм»;

h) Оценка и выработка потенциальных решений;

i) Выбор резолюции;

j) Подписание соглашения;

k) Ко-медиация;

l) Управление гневом и другими эмоциями;

m) Другие вопросы (сохранение нейтралитета, кооперация, подтверждение и т.д.)

4. Процедуры и правила программы.

a) См. Раздел IV «Подготовка и управление программой»;

b) См. Раздел III «Образец кодекса поведения медиаторов».

Продолжительность обучения

Программы школьной медиации могут функционировать по-разному. Подготовка медиаторов-ровесников может различаться, чтобы максимально соответствовать расписанию уроков конкретной школы или возрасту и уровню развития учеников. Например, подготовка учеников начальной школы может быть разбита на полуторачасовые занятия, проводящиеся в течение нескольких недель, в то время, как подготовка учеников старшей школы может занимать целый день на протяжении одной или двух недель.

Количество часов, приведенное ниже, отражает минимальное время, необходимое для подготовки школьников к процессу проведения медиации. Продолжительность занятия и распределение времени должны определяться тренерами совместно с сотрудниками школы. Ученикам необходимо принять участие во всех без исключения мероприятиях тренинга. Школы, в которых уже были проведены тренинги по разрешению конфликтов или предотвращению насилия, могут ограничиться минимальным количеством указанных ниже временных интервалов:

1. Начальная школа: 12 – 18 часов;

2. Средняя школа: 12 – 18 часов;

3. Старшая школа: 15 – 20 часов;

4. Систематическое повышение квалификации медиаторов: 12 часов каждый год.

Когда медиаторы-ровесники переходят из начальной школы в среднюю и из средней – в старшую, они должны пройти специальную возрастную подготовку, которая основывается на том, что они уже изучили раньше, расширяет их навыки и углубляет знания процесса медиации.

Повышение квалификации медиаторов

Координаторы и тренеры программы должны оценить особые потребности конкретной программы, чтобы разработать методику повышения квалификации медиаторов. Она должна включать такие темы, как:

a) Расширение знаний о наиболее типичных предрассудках;

b) Сложные ситуации;

c) Вопросы власти;

d) Навыки разрешения проблем;

e) Практика самоанализа (критика собственной работы в качестве медиатора);

f) Презентация программы медиации и процесс разрешения конфликта в целом;

g) Пересмотр и усиление навыков, которым обучают в ходе подготовки медиатора;

h) Построение команды;

i) Медиация конфликтов между взрослыми и учениками;

j) Тренинг самоутверждения;

k) Обучение других медиаторов;

l) Многосторонние конфликты или работа с группами;

m)Использование технологических достижений и средств мультимедиа (например, разрешение конфликтов он-лайн) .

Наши рекомендации