Раздел III: Образец кодекса поведения медиаторов
(Стандарты написаны обычным шрифтом; примеры выделены курсивом.)
Медиаторы-ровесники несут ответственность за выполнение (соблюдение, следование) настоящим правилам (стандартам) для того, чтобы процесс медиации был открытым и искренним. Поведение медиаторов должно внушать доверие к процессу медиации и к компетентности самих медиаторов.
Эти образцы поведения призваны служить трём основным целям:
1. Направлять поведение медиаторов;
2. Обеспечивать необходимой информацией стороны конфликта; и
3. Убеждать в том, что медиация – это наиболее правильный (адекватный) способ решения конфликтных ситуаций.
Настоящие стандарты представляют собой единый документ. Последовательность расположения стандартов существенной роли не играет. Использование термина «медиатор» предполагает применение модели «комедиаторов». Некоторые из описываемых настоящими стандартами вопросов могут регулироваться правилами конкретной школы и/или какими-либо иными положениями, суть которых противоречит настоящим правилам. В этом случае применяются более весомые (с точки зрения формальных процедур) правила. В то же время медиатор должен стремиться максимально чётко следовать букве и духу настоящих правил.
Замечание: Взрослые медиаторы, действующие в школьном окружении, должны придерживаться моделей поведения, описанных в «Кодексе медиаторов» (разработан объединённой комиссией подразделения по Разрешению Конфликтных Ситуаций Американской Ассоциации по Стандартизации(the American Bar Association Section of Dispute Resolution), Американской Ассоциацией Арбитров (American Arbitration Association) и Ассоциацией по Разрешению Конфликтов (Association for Conflict Resolution), которые можно найти по ссылке:
http://www.acrnet.org/about/initiatives/QualityAssurance/JCMSCM.htm)
или другими применимыми в подобных случаях этическими кодексами и нормами поведения. Раздел «Образец кодекса медиаторов» написан в строгом соответствии с «Модельными образцами поведения медиаторов» (Model Standards of Conduct for Mediators), применяя изложенные принципы именно для программ школьной медиации ровесников.
I. Самоопределение личности
a. Медиатору предписывается проводить медиацию, основываясь на принципе самоопределения личности каждой из сторон конфликта. Самоопределение в данном случае обозначает, что стороны конфликта участвуют в медиации добровольно и самостоятельно; они принимают решения без давления со стороны администраторов, медиаторов или третьих лиц. Медиатор не может нарушать принцип самоопределения личности в каком бы то ни было случае (даже для того, чтобы стороны пришли к соглашению).
II. Непредвзятость
a. Медиатор обязан проводить медиацию, избегая предвзятости. Непредвзятость предполагает отказ от фаворитизма, предубеждений или предрассудков.
b. Медиатор может соглашаться на участие в процессе медиации только в том случае, если он или она способен гарантировать непредвзятость со своей стороны. Медиатор должен избегать любых действий, которые можно истолковать как предубеждение или пристрастность к одной из сторон конфликта, включая реакцию на проявление личностных особенностей какой-либо из сторон, происхождение, ценности и убеждения, а также манеру поведения в течение процесса медиации.
c. Если в определённый момент времени медиатор утрачивает возможность беспристрастно продолжать процесс медиации, он(а) должен его прекратить.
III. Конфликт интересов
a. Медиатор обязан избегать конфликта интересов или ситуации, которая может быть истолкована как конфликт интересов, в течение или после процесса медиации. Конфликт интересов возникает в том случае, если медиатор лично заинтересован в одной из сторон или в самом конфликте, что порождает сомнение в его беспристрастности.
b. Прежде чем дать согласие участвовать в процессе медиации, медиатор обязан сообщить координатору программы о каких-либо прошлых, текущих или возможных будущих личных взаимоотношениях с какой-либо из сторон конфликта или самим конфликтом. Некоторые взаимосвязи оказываются настолько сложными, что проводить процесс медиации беспристрастно становится невозможно. В этом случае от медиации надлежит отказаться. Вместе с этим, признавая тот факт, что возможные самые разные ситуации и культурно обусловленные ожидания, при которых кажущийся конфликт интересов не подтверждается практикой, медиатор может согласится проводить процесс медиации, если ни одна из сторон не возражает.
c. Если же медиатор не знает и не догадывается о личной связи или взаимоотношении до начала процесса медиации, он должен сообщить о возникшем конфликте интересов координатору программы и сторонам конфликта, как только такая связь или личные взаимоотношения становится для него очевидным. Процесс медиации может быть продолжен, если ни одна из сторон не возражает и беспристрастность процесса медиации и поведения медиатора не будет поставлена под сомнение.
d. По окончании процесса медиации медиатор не должен предпринимать каких-либо действий, могущих дать основание какой-либо из сторон для сомнений в своей беспристрастности.
IV. Компетентность
a. Медиатор обязан отвечать требованиям компетентности, предъявляемым ситуацией, и отказываться от процесса медиации в случае, если у него возникают обоснованные сомнения в том, что имеющиеся знания и навыки позволят успешно разрешить конфликт. Квалификация медиатора предполагает специальную подготовку, тонкое понимание особенностей культурной среды, а также способность уладить конфликт и практический опыт в этой сфере.
b. Если медиатор в ходе процесса медиации осознаёт, что его способностей, знаний и навыков недостаточно для того, чтобы квалифицированно урегулировать возникший конфликт, он(а) должен сообщить об этом координатору программы для того, чтобы были приняты соответствующие меры (например, медиатору оказана помощь или он(а) заменён на другого).
c. Медиаторы являют собой образец для подражания для других студентов, поэтому от них ожидается безукоризненное выполнение принятых в школе порядков, следование правилам и соблюдение этических кодексов. Медиаторы должны строго придерживаться процедурных норм и требований программы медиации и, естественно, разрешать свои межличностные конфликты (если они возникают) посредством процесса медиации.
d. Квалифицированное исполнение обязанностей медиатора предполагает специальную подготовку. Школьникам нельзя смешивать их роль медиатора с ролями других неформальных лидеров (например, доверенное лицо, ближайший советник, жилетка, в которую любой всегда может поплакаться, надзиратель и проч.)
V. Конфиденциальность
a. Медиатор должен хранить в тайне всё, что было сказано, сделано или написано в ходе процесса медиации, если это не противоречит правилам школы или процесса медиации и договорённости, достигнутой сторонами конфликта.
1. Медиатор не обязан докладывать администратору программы или каким бы то ни было иным лицам о том, что было сказано или сделано в ходе процесса медиации. Вместе с тем он должен сообщить, обратились ли конфликтующие стороны за его помощью и достигли ли соглашения.
2. Если в ходе медиации нарушается принцип конфиденциальности, на медиаторе лежит ответственность за дальнейшие действия, включая беседу с администратором программы, а также задержку или отмену процесса медиации.
3. Медиатор может обсудить с администратором программы и/или другими медиаторами ход процесса медиации в качестве наглядной иллюстрации, служащей основанием для выводов или примера, но только в той степени, в которой не ущемляется право конфликтующих сторон на частную жизнь, а тайна медиации сохраняется настолько, насколько это возможно.
b. Медиатор обязан разъяснить конфликтующим сторонам действие принципа конфиденциальности и возможные исключения из общего правила перед тем, как начнётся процесс медиации.
c. Если медиатор в ходе процесса медиации с глазу на глаз встречается с одной из конфликтующих сторон, он не может без её согласия прямо или косвенно придавать огласке полученную в процессе личного общения информацию.