ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (сокращенный срок обучения)

№ п/п   Раздел. Тема.   Виды уч. занятий Самост.работа
Всего часов   Лекции   Практич
1. 2. Раздел 1.Цели, содержание, методы и средства образования   Цели и содержание образования   Активные методы обучения.                
3. 4. 5. Раздел 2. Образование – глобальный объект педагогической психологии   Образование в современном мире   Основные направления обучения в современном образовании   Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе                        
6. 7. 8. Раздел 3.Фундаментальные законы образования человека   Основной закон образования человека. Закон воспитания, духовестия и обучения   Периодизация развития. Сферная организация социума.   Требования к квалификации педагогической деятельности.                                  
Итого: 70 8 62

Вопросы к экзамену по психологии образования,

1. Основные тенденции и психологические принципы современного образования

2. Основные направления обучения в современном образовании: проблемное, программированное и алгоритмизированное обучение.

3. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

4. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.).

5. Активные методы обучения.

6. Основной закон образования человека (по теории А.А. Тюкова).

7. Периодизация развития, как второй закон образования по теории А.А. Тюкова.

8. Сферная организация социума, как третий закон образования по теории А.А. Тюкова.

9. Требования к квалификации педагогической деятельности, как четвертый закон образования по теории А.А. Тюкова.

10. Воспитание: аномалии и отклонения в развитии детской личности.

11. Гендерный подход в психологии образования

12. Движущие силы (причины и источники), направления и механизмы образования человека.

13. Детство и взрослость как две стадии социокультурного развития человека.

14. Законы воспитания: закон гармонии развития свойств, закон соответствия формирования, закон опережающего развития личности воспитателя.

15. Законы формирования сознания: плюрализм сознаний, закон принятия сознания другого, закон диалога в духовестии.

16. Законы формирования способностей: закон непрерывности обучения, закон соответствия предметности взаимодействий.

17. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Зона ближайшего развития.

18. Мировой кризис образования. Психологическое обеспечение развития образования.

19. Новообразования детства на разных ступенях образования

20. Образование в подростковом и юношеском возрасте.

21. Образование человека как всеобщая форма развития человеческой субъективности в теории развивающего обучения В.В. Давыдова.

22. Организация образования как профессиональной общественной сферы.

23. Политика в управлении образованием.

24. Понятие сензитивных периодов в развитии человека.

25. Проблема психологической интерпретации возрастных кризисов развития.

26. Проблема: «Обучение и развитие». Концепции развития в основных направлениях психологической науки.

27. Психогенетические факторы формирования индивидуальности.

28. Психологические основания периодизации ступеней образования..

29. Ребенок и взрослый в процессе образования. Педагогическое сотрудничество.

30. Сенсомоторное развитие ребенка. Родительская школа.

31. Социальная педагогика в период школьного образования.

32. Ступени образования и их системная организация.

33. Теория учебной деятельности. Образование в начальной школе.

34. Функции культуры и языка в развитии. Присвоение, освоение и усвоение культурно-исторического опыта в процессах образования.

35. Образование в студенческом возрасте. Поствузовское образование (повышение квалификации, переподготовка во взрослом возрасте).

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Значение формулировки основного закона образования человека.

2. Механизмы развития личности и законы воспитания.

3. Развитие сознания и законы формирования сознания (духовестия)

4. Развитие деятельности и формирование способностей. Законы социального обучения

5. Современный психоанализ. Технология квалификационного анализа.

6. Закон периодизации душевного развития.

7. Эпохи, этапы и ступени образования.

8. Проблема психологической интерпретации возрастных кризисов развития.

9. Организация образования как профессиональной общественной сферы.

10. Политика в управлении образованием.

11. Мировой кризис образования. Психологическое обеспечение развития образования.

12. Личность, сознание и деятельность как образующие пространства развития субъективности.

13. Основной закон образования человека.

14. Законы воспитания: закон гармонии развития свойств, закон соответствия формирования, закон опережающего развития личности воспитателя.

15. Законы формирования сознания: плюрализм сознаний, закон принятия сознания другого, закон диалога в духовестии.

16. Законы формирования способностей: закон непрерывности обучения, закон соответствия предметности взаимодействий.

17. Проблема социального обучения.

18. Социальное и предметное обучение.

19. Онтологические и гносеологические основания методологии комплексного подхода.

20. Типология деятельности в определении пространства комплексного изучения человека.

Методические материалы для самостоятельной работы
студентов заочного отделения

Требования для написания реферата по психологии образования.

Реферат должен содержать титульный лист, образец содержится в приложении. Титульный лист обычно оформляется на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты (как укачано в Приложении 1). Титульный лист включает наименование вуза, в котором выполняется работа: наименова­ние кафедры, на которой выполнена работа; название темы работы; фамилию, имя, отчество студента; специальность; форму обучения; фамилию, имя, отчество, ученое звание и должность преподавателя; город и год выполнения работы.

Реферат также должен иметь содержание. Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании работы указывается перечень всех разделов работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Разделы в работе должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки.

При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Основная часть должна состоять из нескольких разделов. Обзор заголовков разделов уже должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность изложения.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме рабо­ты и полностью ее раскрывать.

Текст работы печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4.При печатинеобходимо оставлять поля:
левое — не менее 30мм, правое неменее 15 мм, верхнее — неменее 20 мм, нижнее — не менее 25мм. Номер шрифта – 14. Междустрочный интервал – полуторный. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация страниц работы начинается с титульного листа, при этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. На титульном листе номер страницы не ставится. Нумероваться страницы могут вверху или внизу листа по центру. Работа должна содержать не менее 10 страниц.

Основная часть работы должна иметь несколько разделов. Объем этой части работы должен составлять не менее 7 страниц. Следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных разделов. Каждый раздел и подраздел этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание.

Названия типа «Основная часть», «Литературный обзор» и т.д. не рекомендуются.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и пе­риодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по психологии образования темам. Студенту следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной работы.

Подбор книг и статей следует производить, с использованием имеющих­ся в библиотеках систематических каталогов литературы, в которых названия произведений расположены по отраслям знания; алфавитных каталогов, в кото­рых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов; предметных каталогов, содержащих названия произведений по конкретным проблемам и специальностям, а также различные библиографические справоч­ные издания, сноски и ссылки в учебниках, монографиях, словарях и др. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

При подборе литературы целесообразно использовать данные, полученные при помощи глобальной информационной сети Интернет.

На основании произведенных записей составляется список литературы.

Список литературы должен быть достаточно полным и характеризовать осведомленность студента в изучаемой проблеме. Объем списка литературы при написании реферата содержит, как правило, не менее 4 источников. Количество используемых источников характеризует объем проделанной студентом работы, поэтому служит важным критерием для ее оценки.

Реферат должен быть написан грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка и выдержан в научном стиле. На это важно обратить особое внимание при использовании материала учебников, научно-популярных книг и статей, которые обычно пишутся в ином жанре. Для того чтобы освоить стилистику научной речи, студенту необходимо при чтении научных работ обращать внимание на язык, которым они пишутся.

В приложении 2 даны примеры составления плана по отдельным темам и списки использованной литературы, при написании рефератов по данным темам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Наши рекомендации