Форма обучения: заочная (сокращенный срок –второе высшее)

№ п/п Наименование раздела (тем) дисциплины Лекции Практ. занятия Самост. работа Всего
Раздел 1 (темы) О б щ а я ч а с т ь
Тема: Понятие, задачи, принципы и система уголовного права. - -
Тема:Уголовный закон. -
Тема: Уголовная ответственность и ее основание. -
Тема: Понятие преступления. Категории преступлений.
Тема: Состав преступления и его виды.
Тема: Объект преступления.
Тема: Объективная сторона преступления.
Тема: Субъективная сторона преступления.
Тема: Субъект преступления.
Тема:Неоконченное преступление. Добровольный отказ от совершения преступления. -
Тема:Соучастие в преступлении. -
Тема:Обстоятельства, исключающие преступность деяния. -
Тема: Множественность преступлений. - -
Тема: Понятие и цели уголовного наказания. Система и виды наказаний - -
Тема: Назначение наказания. Условное осуждение. - -
Тема: Освобождение от уголовной ответственности. - -
Тема: Освобождение от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость - -
Тема: Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. - -
Тема: Иные меры уголовно-правового характера. Принудительные меры медицинского характера. Конфискация имущества. - -
И т о г о :
Раздел 2 (темы) О с о б е н н а я ч а с т ь
Тема: Понятие, система и значение Особенной части уголовного права, ее единство с Общей частью. Научные основы и методика квалификации преступлений. -
Тема: Преступления против жизни и здоровья.
Тема: Преступления против свободы, чести и достоинства личности. - -
Тема: Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. - -
Тема: Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Тема: 25. Преступления против семьи и несовершеннолетних. - -
Тема: Преступления против собственности.
Тема: Преступления в сфере экономической деятельности.
Тема: Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. -
Тема: Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. -
Тема:Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. -
Тема: Экологические преступления. - -
Тема: Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. - -
Тема: Преступления в сфере компьютерной информации. - -
Тема:Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. -
Тема:Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. -
Тема:Преступления против правосудия. - -
Тема:Преступления против порядка управления - -
Тема: Преступления против военной службы. - -
Тема:Преступления против мира и безопасности человечества. - -
И т о г о :
В с е г о :


Образовательные технологии.

При изучении теоретических положений, в частности Общей и Особенной частей уголовного права, следует использовать объяснительно-иллюстративные, деятельностные и проблемно-деятельностные технологии. Реализация в процессе преподавания уголовного права объяснительно-иллюстративных и деятельностных технологий вписываются в традиционные формы обучения юристов и позволяют достигать дидактических целей. В ряде исследований отмечается, что при формировании профессиональных знаний объяснительно-иллюстративным технологиям нет адекватной замены.1 Для формирования общекультурных и профессиональных компетенций наиболее эффективны деятельностные технологии.

При обучении с помощью объяснительно-иллюстративных технологий основной акцент делается на приобретение студентами необходимых знаний за счет осмысления и усвоения подаваемого в определенной последовательности учебного материала. При этом учитывается, что усваиваемые знания опосредованно способствуют развитию мышления, формированию профессиональных умений и навыков. Характерной чертой объяснительно-иллюстративных технологий является направленность на активизацию познавательной деятельности, умственное развитие обучаемых, формирование у них творческого мышления. Наравне с указанными технологиями в ходе преподавания уголовного права применяются деятельностные технологии. Здесь основное внимание уделяется поэтапному формированию умственных практических действий. Вместе с тем, объяснительно-иллюстративные и деятельностные технологии обучения, при всей их положительности, имеют объективную ограниченность. Поэтому применение только традиционных технологий на занятиях по уголовному праву может привести к формированию у студентов догматичности в суждениях и оценке, потере гибкости мышления. Этому способствует ряд обстоятельств. Например, устаревание нормативного материала, а, следовательно, и теоретических знаний, приводит к их невостребованности. Занятия по уголовному праву имеют тенденцию к жесткой ориентации на алгоритмизацию выработки решений, что обуславливает стереотипность мышления и некоторую утрату творчества. С учетом сказанного следует ориентироваться на внедрение проблемно-деятельностных технологий, которые предусматривает сосредоточение усилий педагога на организации мышления студентов, когда они, опираясь на приобретаемые знания, самостоятельно осмысливают учебную или профессиональную проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования оптимального варианта ее решения.

Автором при проведении тех или иных видов занятий, в приделах возможного, используются указанные технологии обучения путем проведения следующих видов учебных занятий.

«Лекция-беседа». С помощью этого метода устанавливается непосредственный контакт с аудиторией, привлекается внимание студентов к наиболее важным вопросам темы. С учетом особенностей аудитории определяет темп изложения учебного материала.

Избирая такую форму лекции, следует придерживаться следующих методических рекомендаций.

1. Вопросы к аудитории. Чтобы обеспечить участие слушателей в лекции-беседе преподаватель должен заранее продумать вопросы к аудитории. Причем вопросы можно ставить как для проверки остаточных знаний (например, из смежных дисциплин), так и для выяснения мнений, а также уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме и степени их готовности к восприятию последующего материала. Например, при чтении лекции по теме «Понятие, предмет, метод, задачи, принципы и система уголовного права» ставится вопрос для проверки знаний с общей теории права: сформулируйте метод правового регулирования, по какому критерию отрасли права отличаются друг от друга? Это необходимо для того, чтобы студенты увидели взаимосвязь знаний теории права с предметом и методом уголовного права. Адресуются вопросы ко всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Вопросы могут быть как чисто учебные, так и проблемного характера. Например, при изложении материала по теме: «Уголовная ответственность и ее основание», чтобы привлечь внимание студентов и вызвать у них интерес можно поставить ряд таких проблемных вопросов: «С какого момента возникает уголовная ответственность: с момента совершения преступления; с момента возбуждения уголовного дела; с момента установления всех признаков состава преступления и привлечения лица в качестве обвиняемого; с момента вступления обвинительного приговора в законную силу?». Студенты, продумывая ответ на поставленные вопросы, самостоятельно приходят к выводам и обобщениям, которые должен был им сообщить преподаватель, понимая глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает интерес к материалу и степень его восприятия

2. Беглая «мозговая атака». Этот прием позволяет вовлечь студентов к коллективному исследованию. Например, в лекции по теме «Уголовный закон», излагая вопрос «понятие уголовного закона» можно коллективными усилиями студентов, на основании знаний смежных дисциплин, совместно с преподавателем дать понятие уголовного закона, сформулировать его основные черты, указать на каких общепризнанных принципах и нормах международного права основывается Уголовный кодекс РФ. Преподаватель, уточняя и дополняя внесенные предложения, тем самым подводит теоретическую базу под коллективные знания, систематизирует их и «возвращает» студентам в виде совместно выработанного коллективного знания. Эффективность «лекции-беседы» в условиях группового обучения, когда число студентов достигает нескольких десятков человек, снижается из-за того, что не всегда удается вовлечь каждого слушателя в процесс обмена мнениями. В то же время, такая форма лекции позволяет расширить круг мнений и привлечь коллективный опыт и знания. Такой вид занятий применим к большинству лекций по Общей части уголовного права.

«Лекция-исследование». Этот вид лекций представляет более сложный путь передачи информации студентам и требует от преподавателя блестящего знания темы. Избрав такую форму лекции, преподаватель должен придерживаться следующих методических рекомендаций. Во введении надо четко поставить познавательную задачу. Этим самым лектор ориентирует студентов на совместное с преподавателем выделение основных вопросов, требующих дальнейшего раскрытия и исследования. Общая познавательная задача в процессе лекции уточняется и углубляется с помощью частных познавательных задач. На узловых этапах лекции используется, как правило, 4-6 проблемных вопросов, каждый из которых можно разбить на проблемные задания. Каждое такое проблемное задание должно быть ступенью в решении основной проблемы. Основной задачей лектора является использование таких способов, приемов, чтобы показать движение его мысли, аргументированность выводимых им теоретических положений. Чтобы управлять поисковой познавательной деятельностью студентов при изложении материала с элементами исследования, целесообразно подбирать познавательные средства таким образом, чтобы они позволяли им усваивать не только теоретическую часть, но и методику подачи и исследования фактического материала.

Проиллюстрировать данный вид лекции можно при изложении темы «Понятие преступления». Во введении лектором ставится следующая познавательная задача: откуда и с какого времени появилось социальное зло, называемое преступлением, а вместе с ним уголовные законы и судебные учреждения? Под эту познавательную задачу преподавателем формулируются вопросы лекции. Каждый вопрос лекции является узловым этапом, в котором лектором ставятся частные познавательные задачи. Например, сформулировав первый вопрос лекции «социальная природа преступления» можно поставить следующие частные познавательные задачи: можно ли утверждать, что с появлением частной собственности и расколом общества на классы появилось преступление и преступность; в современном мире преступление носит классовый характер или данный тезис о классовой природе преступления является целиком и полностью ошибочным; в каком нормативном акте впервые было дано общее понятие преступления; в чем достоинство и недостаток данного определения; в чем заключается юридический и материальный признак преступления? Раскрывая каждое проблемное задание, преподаватель, опираясь на строго выверенную логику подачи информации, помогает студентам познавать процесс возникновения и дальнейшего развития понятия преступления. С помощью указанный приемов лектор показывает способы научного поиска и ответа на поставленные познавательные задачи. В заключительной части лекции, рекомендуется в целях контроля определения уровня усвоения, понимания наиболее важных, стержневых положений, которые имеют значение для дальнейшей углубленной самостоятельной работы, поставить краткие контрольные вопросы либо логические или практические задания. Например, по данной теме лекции, раскрывая вопрос малозначительности деяния, лектор может поставить в конце лекции следующее логическое задание: лицо, проникло в комнату, где в сейфе хранились деньги. Вскрыв сейф, преступник обнаружил в нем деньги в сумме 650 рублей. Можно ли признать его действия малозначительными?

«Проблемная лекция». Если в традиционных лекциях по уголовному праву лектором преимущественно используется разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной лекции имеет место научный поиск. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов. В основе проблемной лекции лежит проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая на лекции путем постановки проблемных вопросов, требующая активной познавательной деятельности студентов. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует разрешения интеллектуального размышления, сравнения, поиска, применения новых знаний. Читая проблемную лекцию, преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и продемонстрировать приемы интеллектуальной деятельности, исходящие из законов логики познания сложных явлений. Лектору, готовясь к чтению проблемной лекции, рекомендуется предварительно отобрать учебный материал и построить его по принципу «сценария». В самом общем виде учебный материал может быть построен по следующему «сценарию»: анализ и отбор того материала, который составляет логическую основу темы; отбор проблем и «перевод» их в проблемные ситуации (не более трех-четырех); продумывание логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации; компоновка всего лекционного материала в целостную систему знаний и методическое его обеспечение. Таким образом, на проблемной лекции студенты находятся в постоянном размышлении с преподавателем и как бы являются «соавторами» в решении проблемных ситуаций.

Проблемная лекция дает положительный эффект, так как: повышает интерес к излагаемому материалу и усиливает профессиональную подготовку студентов; знания, усвоенные таким образом, являются достоянием студентов и превращаются в знания-убеждения; решение проблемных ситуаций и получаемый итоговый результат глубже запоминается (обучающий эффект); усвоенные знания, при решении проблемных ситуаций, обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления).

За основу подготовки проблемной лекции можно взять тему «Соучастие в преступлении». В вопросе «виды соучастников преступления» характеризуя исполнителя, можно выделить проблемную ситуацию, связывая ее с тремя категориями исполнителей, а также с посредственным причинением вреда. Эту же ситуацию можно применить и к организатору, выделяя виды организационной деятельности. Раскрывая вопрос «формы соучастия» проблемную ситуацию лектору можно связать с установлением критерия, на основании которого следует определять различные формы совместной преступной деятельности. Излагая вопрос «основания и пределы ответственности соучастников» проблемная ситуация должна быть связана с квалификацией исполнителя (соисполнителей), а также организатора, подстрекателя и пособника. Надо помнить, что в создании проблемных ситуаций каких-то жестких рецептов нет. Многое зависит от искусства преподавателя, от его знания темы лекции, от умения отбирать и ставить проблемные вопросы.

«Лекция-консультация». Этот вид лекции проводится в основном на заочной форме обучения и отчасти на вечерней. Ее положительной стороной является то, что она позволяет активно включать студентов в обсуждение учебных проблем. Отличается лекция-консультация от групповой консультации тем, что лектор сам составляет и предлагает вопросы студентам. На заранее подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить студентов, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов. Лектор дает разъяснение по возникающим дополнительным вопросам и ошибочным ответам. Преимущество лекции-консультации состоит в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практике правоохранительных органов, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым студентом.

Этот вид занятий дает возможность активизировать познавательную деятельность студентов в ходе лекционного занятия.

«Лекция-дискуссия». При избрании данного вида занятия лектор при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на поставленные им вопросы, но и организует обмен мнениями в интервалах между логическими разделами излагаемого материала. Такой прием оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность студенческой аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением, использовать его в целях выработки у студентов убеждения в правильности теоретических и законодательных положений, преодоления негативных установок и ошибочных мнений в понимании теории и толковании норм уголовного закона. Эффективность данной лекции достигается при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом управлении ею. Выбор вопросов для обсуждения должен осуществляться лектором в зависимости от степени подготовленности студентов и тех конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой в данной аудитории.

Лекции-дискуссии можно вести по ряду тем Общей части уголовного права. Например, по темам «объект преступления», «объективная сторона преступления», «субъект преступления», «субъективная сторона преступления», «неоконченное преступление», «обстоятельства, исключающие преступность деяния» и др.

Стремительный рост технических средств обучения существенно расширил возможности передачи информации с помощью мультимедийных программ. Так, при чтении лекций по Общей части уголовного права, реализуя инновационные технологии, успешно применяется презентация «PoverPoint».

При изучении уголовного права, материал прочитанной лекции, закрепляется на практическом занятии. Здесь в полной мере используется проблемно-деятельностные технологии, которые позволяют сосредотачивать усилия на организации мышления студентов, когда они, опираясь на приобретаемые знания, самостоятельно осмысливают учебную или профессиональную проблему, мысленно практически действуют в целях поиска и обновления оптимального варианта ее решения. В рамках проблемно-деятельностных технологий можно применять следующие виды занятий.

«Анализ конкретной ситуации». Эта форма занятия заключается в том, что преподаватель заранее готовит сборник проблемных ситуаций, которые взяты из судебной и следственной практики. От студентов требуется глубокий анализ тех ситуаций, которые вынесены преподавателем на практическое занятие. Преподаватель предлагает по желанию или путем вызова, конкретному студенту проанализировать предложенную ситуацию и принять соответствующее решение, опираясь на знания теории вопроса, конкретной нормы (норм) уголовного права, а также постановлений пленумов Верховного Суда РФ. Принятое студентом решение является предметом обсуждения аудитории. Ему могут быть поставлены дополнительные вопросы или предложено иное решение. Подводит итог преподаватель.

«Ситуация проблема». Преподаватель подбирает ситуацию-проблему из судебной практики, которая помещается в Бюллетене Верховного Суда РФ. Ситуация-проблема представляется студентам в виде проблемной задачи, которая реально была предметом принятия решения судом по уголовному делу. Ситуации-проблемы чаще всего связаны с ошибками судов в части квалификации тех или иных преступлений, временем совершения преступления, действием закона в пространстве, назначения наказания, определения форм соучастия и др. Здесь следует применять следующие приемы при доведении проблемы-ситуации до студентов. На первом этапе студенты получают только ту часть информацию, которая была предметом исследования суда соответствующей инстанции и принятое им (судом) решение. Здесь задача преподавателя сводится к тому, чтобы студенты либо согласились с принятым судом решением, либо обнаружили его ошибку. Если студенты обнаруживают ошибку суда, тогда преподаватель просит найти правильное решение, которое бы соответствовало требованию норм права. После некоторой дискуссии, когда все аргументы студентов будут исчерпаны, преподаватель на втором этапе зачитывает постановление Президиума Верховного Суда РФ.

«Тестирование». Для проверки остаточных знаний в конце практического занятия можно практиковать тестирование. С помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора осуществляется контроль знаний. Положительной стороной тестирование является стопроцентный охват всех студентов, присутствующих на занятии.

Тестирование можно применять в направлении активизации и заинтересованности студентов в изучении теории уголовного права. Для этого преподаватель разрабатывает шкалу баллов и за каждое практическое занятие, протестированный студент набирает определенное количество баллов. Набранные в совокупности баллы учитываются преподавателем при выставлении окончательной оценки на экзамене.

6. Общие методические рекомендации по организации

самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям

В соответствии с учебно-тематическим планом подавляющее большинство тем программы отрабатываются на занятиях комплексно. Это означает, что в ходе занятий присутствует теоретический опрос студентов и решение задач в целях закрепления теории того или иного вопроса.

Цель методических рекомендаций: выработать единство взглядов на содержание и методику изучения всего курса дисциплины «Уголовное право». Закрепить, оправдавшие себя в учебном процессе, методические приемы отработки теоретических вопросов и решений задач по Общей и Особенной частям уголовного права.

Теоретический опрос проводится с целью выявления усвоения теоретических знаний по уголовному праву, которые студент получил на лекции, а также при самостоятельном изучении учебной и другой рекомендованной литературы. Главное назначение теоретического опроса вырабатывать, развивать у студента умение логически мыслить, давать научное толкование тем или иным положениям закона, исходя не только из теории уголовного права, но и знаний полученных по другим учебным дисциплинам. В ходе опроса студент должен показать знание учебного материала, рекомендованной литературы, умение полемизировать и анализировать точки зрения научных школ, делать аргументированные выводы. Кроме того, при ответах на вопросы должен показать знание соответствующих статей Уголовного кодекса РФ и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, там, где это необходимо.

Опрос, как правило, начинается с изложения основных теоретических положений, касающихся изучаемой темы. После этого решаются задачи.

У каждого студента во время занятий обязательно должен быть Уголовный кодекс РФ с последними изменениями, внесенных законодателем, а также сборник задач.

Практическая часть занятий преследует следующие цели:

§ вырабатывать, развивать и совершенствовать умения применения и использования норм уголовного права, а также теоретических положений к решению ситуаций с которыми встречаются работники правоохранительных органов, адвокаты, судьи;

§ закреплять и углублять теоретические знания по конкретной теме;

§ осуществлять контроль самостоятельной работы студентов;

§ воспитывать у студента уважительное отношение к букве и духу закона, принимать решения в рамках закона, руководствуясь принципом законности;

§ вырабатывать нетерпимость ко всякого рода нарушениям законности;

§ прививать высокую правовую культуру и чувство высочайшей ответственности за соблюдение законов, как по духу, так и по форме.

Задачи составлены на примерах следственной и судебной практики, специально отработанные в соответствии с требованиями учебного процесса. Студенты должны исходить из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в задачах, предполагаются установленными и доказанными.

Структурно каждое занятие должно состоять из следующих этапов:

§ вступительное слово преподавателя;

§ теоретический опрос студентов;

§ практическое решение учебных задач;

§ заключительное слово преподавателя.

Во вступительном слове преподаватель называет тему занятия, ставит учебно-воспитательные цели, перечисляет основные вопросы, подлежащие отработке на занятии, показывает значение данной темы для правоприменительной практики.

Контрольный опрос студентов проводится по главным вопросам, составляющим основу изучаемой темы. Ответ на поставленный вопрос должен быть аргументированным со ссылкой на теоретические источники, положения статьи Уголовного кодекса РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ (там, где это необходимо и имеется такое постановление). После контрольного опроса студенты приступают к практической отработке данной темы.

Все фактические обстоятельства, приводимые в задачах, считаются установленными и доказанными. Если приводится несколько взаимосвязанных самостоятельных фабул дела, то следует провести анализ каждой фабулы. При упоминании в задаче нескольких лиц следует дать юридическую оценку поведения каждого из них.

Необходимым условием успешного решения задач и, следовательно, эффективности практического занятия является обязательная предварительная подготовка к нему.

При решении задачи один из студентов (по желанию или по вызову преподавателя) кратко излагает ее условие, а затем предлагает свое решение.

Решение задачи должно содержать развернутую аргументацию со ссылками на действующие нормы уголовного закона, других нормативных актов и изученных учебных и монографических источников. Главное, чтобы из ответа студента не складывалось впечатление, что закон «растяжим» и его по-разному можно толковать. Не исключено, что студентами могут быть поставлены вопросы или приводиться негативные примеры, взятые из средств массовой информации о неправильных действиях работников правоохранительных органов или принятом судебном решении. В таких случаях преподаватель может оказать помощь студенту в правильности ответа, соблюдая при этом такт по отношению к законодателю. Студент, при ответе на подобные вопросы, должен стремиться аргументировано доказать, что закон во всех случаях должен быть применен правильно, а так как закон применяют люди, то не исключены ошибки как на стадии предварительного, так и в ходе судебного следствия. Те негативные факты, которые освещаются средствами массовой информации, наоборот, свидетельствуют о борьбе Российского государства с подобными явлениями. Лицу, невиновно пострадавшему от незаконных действий должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, по ныне действующему законодательству, государство обязано загладить причиненный вред.

При решении задачи, преподаватель может вносить в ее условие новые данные в целях отработки и закрепления изучаемых вопросов темы. Этим приемом проверяется умение студента мыслить, давать толкование и правильно применять ту или иную норму закона.

Если из условия задачи не вытекает однозначное решение, то следует предлагать решения в нескольких вариантах.

В ходе решения той или иной задачи встречаются вопросы, которые студенты отрабатывали на предыдущих занятиях. При ответах они должны показывать эти знания.

По той или иной задаче студенты могут предлагать различные решения. Безусловно, могут возникать споры, вестись полемика, что, как правило, преподавателем поощряется. Это способствует достижению цели занятий. Однако споры, критические высказывания должны носить доброжелательный характер. Если дальнейшее обсуждение предложенных решений принимает не принципиальный характер, то преподаватель обсуждение прекращает.

При ответах преподаватель обращает внимание на точность употребляемой студентами юридической терминологии.

В промежутках между решениями задач рекомендуется тестировать студентов. Этот элемент занятий поможет студенту выявить свои незнания по тому или иному вопросу, относящемуся к данной теме занятий.

В заключительном слове преподаватель подводит итог проведенному занятию, где дает в целом оценку, отмечает уровень теоретической подготовки студентов. Кратко анализирует сильные и слабые стороны выступлений. При этом обращается внимание студентов на полноту, глубину, логичность и аргументированность ответов, творческий подход к решению поставленных вопросов, способность самостоятельно разрешать проблемные ситуации.

В конце дается задание студентам на следующее занятие.

Изучение Общей и Особенной частей курса «Уголовное право» заканчивается сдачей экзамена.

Методическое обеспечение дисциплины

ГЛОССАРИЙ

(словарь терминов по тематике уголовного права)

Амнистия(от греч. Amnestia - забвение, прощение) - лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Аффект (от лат. affektus - душевное волнение, страсть) - временная непатологическая дезорганизация сознания, его «сужение», вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием. Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный[1] выход из острой, неординарной ситуации.

Арест– вид уголовного наказания, состоящий в строгой изоляции от общества на срок от 1 до 6 месяцев.

Альтернативная санкция– указание не на один, а на два или более вида наказания, из которых суд может выбрать только одно.

Альтернативный умысел –виновный реально предвидит не одно определенное преступное последствие, а, например, два последствия.

Действие уголовного закона во времени– преступность и наказуемость определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Действие уголовного закона в пространстве– лицо, совершившее преступление на территории РФ подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному закону.

Бездействие – юридически пассивная форма деяния, которая состоит в невыполнении субъектом какой-либо уголовно-правовой обязанности.

Добровольный отказ исполнителя– это несовершение исполнителя преступления обусловленных сговором действий или в недоведении задуманного участниками преступления до конца.

Добровольный отказ организаторов, подстрекателей, пособников– такой отказ должен привести к ликвидации созданной ими возможности совершения преступления при условии, если эта возможность еще не реализована исполнителем.

Вменяемость- психическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально - психологического развития, социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать отчет в своих действиях, бездействии и руководить ими во время совершения преступления и, как следствие этого, в способности нести уголовную ответственность и наказание. Вменяемость характеризуется двумя критериями: юридическим ( психологическим) и медицинским ( биологическим).

Вина- психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному Уголовным кодексом, и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Виновность– это наличие обязательного определенного психического отношения лица к своему поведению и (или) его последствиям.

Время совершения преступления– время совершения деяния, независимо от времени наступления преступных последствий.

Внезапно возникший умысел– формируется непосредственно перед началом совершения преступления. Такой умысел на фоне сильной эмоциональной деятельности получил название «аффектированный умысел».

Виды соучастников преступления– исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Виды наказаний –штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Вред здоровью средней тяжести– отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья; значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть и т.п.

Группа лиц(в уголовно-правовом значении) – это соисполнительство двух и более лиц в совершении преступления без предварительного сговора.

Деяние– осознанный волевой акт поведения человека, т.е. лицо должно понимать фактиче

Наши рекомендации