ТЕМА 5. Приобретение человеком
индивидуального опыта в образовательном процессе
В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т.е. обучение, осуществляемое педагогом, и научение в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.
Содержание и программа обучения. Учение: общая характеристика. Аспекты рассмотрения. Многосторонность определения учения. Переход от учения к учебной деятельности.
Обучение и развитие. Понятие «развитие». Соотношение обучения и развития. Общее направление психического развития человека. Движущие силы психического развития. Социальная ситуация развития. Развитие ребенка как субъекта деятельности.
Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Развитие в процессе обучения. Развивающее обучение по системе Занкова. Развивающее обучение по системе Давыдова.
РАЗДЕЛ 3.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА 6. Основной закон образования человека. Закон воспитания, духовестия, обучения.
Основной закон образования может быть выражен предельно кратко в следующей формуле: образование является всеобщей общественной формой развития человека.
Вместе с тем, образование, согласно основному закону, является очень сложным процессом и системой, в которой в органическом единстве соединены как искусственные, так и естественные компоненты. Результаты наших исследований психологических механизмов педагогического сотрудничества позволяют представить образование как комплекс трех основных процессов, которые конституируют все особенности образования на различных его ступенях. Этими процессами являются: воспитание, обучение, духовестие( с т. зрения А.А. Тюкова).
Образование - это система построения пространства развития человеческой субъективности или души. Эта схема представляет понятийное содержание основного закона образования человека.
Воспитание - это деятельность по созданию пространства гармонического развития личности.
Обучение - это деятельность по передаче новому поколению исторически выработанных и культурно фиксированных способов деятельности.
Духовестие - это диалог учителя с учениками, целью которого является формирование широкого плюралистического сознания, способного устремляться к поиску добра, правды и красоты и осуществить эти стремления.
ТЕМА 7. Периодизация развития (второй закон образования). Сферная организация социума (третий закон образования)
Вся жизнь человека, как и его образование, делится на две части - две жизни: жизнь в становлении или в интенсивном развитии, собственно образование в узком смысле слова, и жизнь в реализации образованных способностей собственной зрелости или в экстенсивном развитии.
В свою очередь каждая часть жизни человека разделяется на эпохи и периоды, в каждом из которых процессы образования, а значит и развития проходят по своим специфическим особенностям и закономерностям. Ниже приведена простая схема, иллюстрирующая членение развития на эпохи и периоды.
Все этапы развития имеют конкретные культурно-исторически определенные возрастные рубежи. В современной эвропоцентристской культуре сложились и подтверждаются фактами наблюдений и экспериментов следующие возрастные рубежи по годам: 0 - 1 - 3 - 7 - 10 - 15 - 17 - 21 -23 - 36 - 45(60) - 65. С повышением уровня образования и с возрастом, конечно, жесткость возрастных границ этапов развития значительно размывается. Вместе с тем, можно достаточно точно отделить особенности развития и образования на разных этапах.
Социум представляет собой совокупность взаимодействий и взаимоотношений достаточно автономных по законам развития и функционирования 15-ти общественных профессиональных сфер деятельности. Если оформится сфера просвещения, их станет 16..
Сфера образования в процессах воспроизводства жизни человечества в его настоящих формах общественного взаимодействия имеет совершенно особую функцию. Так как, именно, нормальная организация управления развитием сферы образования, организация, обеспечивающая каждому человеку полноценное образование в течение всей его жизни, оказывается главным условием устойчивой передачи богатства человеческой культуры новым поколениям живущих на земле людей. В конечном счете, трансляция культуры детерминирует сохранение жизни человечества на земле.
ТЕМА 8. Требования к квалификации педагогической деятельности (четвертый закон образования)
С точки зрения выполнения функций трансляции культуры и воспроизводства жизнедеятельности человечества сфера образования является основной и ведущей, так как именно в этой сфере происходит восстановление и актуализация в формах живой человеческой способности исторического опыта. Для того чтобы сфера образования могла выполнять свои функции полноценно, в ней должны работать в качестве субъектов педагогической деятельности (и, конечно, андрагогической) люди, сами находящиеся на высших ступенях своего развития и образования. При этом мы имеем в виду не строку в анкете, и не удостоверение об окончании вуза или докторантуры в виде диплома. Мы, прежде всего, говорим о качестве и уровне образования. Мы еще и еще раз подчеркиваем эту мысль: качество и уровень образования есть показатели развития человека!
Закон обратной зависимости между требуемым уровнем педагогической квалификации "учителя" и возрастом "ученика". Согласно этому закону для педагогов, работающих с младшими возрастами, требуется большая профессиональная педагогическая квалификация. Это может показаться парадоксальным, но если высказываться категорически, то для воспитания младенцев нужны доктора наук, а для обучения директоров предприятий достаточно эрудированного ассистента без степени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
основная:
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии - Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, М., 1981.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,!968.
3. Возрастная и педагогическая психология - Под ред. А.В. Петровского - 2-е изд. М., 1979.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., Педагогика, 1986.
5. Ильясов И.И. Структура и процесс учения - М., Педагогика, 1976.
6. Голосовкер. Я.Э. Логика мифа, “Наука”, Москва 1987, с.114-164.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский цент Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
9. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. (Экспериментальное исследование). М., «Просвещение», 1967.
10.Мухина В.С. Возрастная психология (от рождения до старости). – М., 1995.
11.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения. – М.: Издательский цент «Академия», 2000.
12.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.
13.Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2000.
14.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
15.Комплексная программа Минобразования России “Помощь”. - Ред.изд. центр “Помощь”, М., 1995. - Ред. А.А. Тюков.
16.Кон И.С. Социология личности. М., 1969.
17.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., “Политиздат”, 1975.
18.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, с. 48.
19. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М., 1990.
20.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987, с.36.
21. Тюков А.А. Общая и социальная антропология. – Изд-во ГУУ, М., 2002, www\ circle.ru\персоналии\тюков.
22.Тюков А.А. Основы новой психологии. - Изд. КВШУ, Калининград, 1998. (Электронный вариант – Компьютерный класс, кафедра - Сеть..окр \Мои док. \TЮКОВ \Основы).
23.Тюков А.А. Человек как проблема комплексного изучения. - “Мысль”, Книга Социальное познание в современном мире, М, 1992, Глава 2.
24.Тюков А.А. Категориальные основания антропологии. - “Касталь”, Журнал Вопросы методологии, 1994, № 3-4.
25. Тюков А.А. Методологический принцип нового психологизма. - “Касталь”, Журнал Вопросы методологии, 1996, № 1-2.
26.Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека. - Изд. “Эксперимент”, Рига, 1998.
27.Тюков А.А. Трехступенчатая система высшего образования. - Изд. ГПИ г. Набережные Челны, 1992.
28. Тюков А.А. Критерии оценки деятельности школы. - Изд. ТИРО, Журнал Тульская школа, 1995, № 1.
29.Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе// Избранное.
М. , 1991. С. 23-154.
30. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. -
31.Щедровицкий Г.П. Два понятия системы. - Труды международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974. С.28-33.
Дополнительная:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди ... - СПб., 1992.
2. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов решения. - М., 1994.
3. Блонский П.П. Память и мышление - Избр. Соч.; В 2 т. М.. 1979.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология
5. Гальперин П.Я. психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.,1966, с.236-277.
6. Печчеи А. Человеческие качества. Исследование глобальных проблем Римским клубом. - М., 1980.
7. Толстой Л.Н. Исповедь. - В чем моя вера? - Л., 1991.
8. Tyukov Anatoly A. They, We, I. // The 2nd internationalcongress for reserch on activity theory. Finland, 1990. P.134-135.
9. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности - “Наука”, СО АН СССР, Сб.: Игровое моделирование. Методология и практика, Новосибирск, 1987.
10. Тюков А.А. Теоретические проблемы исследования процессов принятия решений в организационно-управленческой деятельности. - Журнал “Вопросы психологии”, «Педагогика”, М., № 1, 1981.
11. Тюков А.А. Квалификационный анализ ценностных конфликтов - “Наука”, Психологический журнал, 1993, № 3.
12. Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии. - “Наука”, СО АН СССР, Сб.: Проблемы рефлексии, Новосибирск, 1987.
13. Тюков А.А. Организация учебных задач в условиях коллективного сотрудничества студентов. - Изд. МГПИИЯ им. М. Тореза, Сб. Научных трудов. Психологические основы интенсификации обучения ИЯ в вузе, Москва, 1887, вып. 283.
14. Тюков А.А. Учебное сотрудничество студентов - понятие и организация. - Изд. МГПИИЯ им. М. Тореза, Сб. Научных трудов. Учебное сотрудничество, М., 1886, вып. 281.
15. Тюков А.А. Коммуникация в межпрофессиональном взаимодействии. Удачная игра. -“Логос”, Альманах Кентавр, 1998, № 20.
16. Тюков А.А. Образование и дизайн: пространство взаимодействия. - Изд. ВНИИТЭ, Журнал Техническая эстетика, М., 1994, № 1.
17.Тюков А.А. Концепция создания системы радиологического просвещения и сферы просвещения в целом. - Изд. КИСИ, Сб.: Развитие социологических и экологических исследований, Калуга, 1993.
18. Тюков А. А. Дедовщина с первого класса. //Газета “Первое сентября”, 1990, № 2.
19. Уотсон Дж. Б. Психологи как наука о поведении. М.-Л., 1926. С.1Х.
20. Швейцер А. Культура и этика. М., 1969. С.300.
21. Щедровицкий Г.П. Смысл оппозиции натуралистического и деятельностного подходов. Избранные труды. М., 1995. С 152-153.
22. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного - Вопросы философии. 1988, № 1.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ