Проблемы радости познания в творчестве Л.Н.Толстого,В.А.Сухомлинского и педагогов наваторов
Большую известность и общественный резонанс получила педагогическая деятельность великого русского писателя Л.Н. Толстого(1828–1910), который видел идеал воспитания в развитии духовного, нравственного, творческого, деятельностного человека. Для этого, говорил он, каждая школа должна стать «лабораторией творческого труда учителей и учащихся», и «только на этих фактах, наблюдениях и выводах, а не на кабинетных теориях может построиться здание нашего будущего народного образования». В трактовке развития человека, взаимосвязанного с эволюцией культуры, Толстой использовал понятие деятельности и сформулировал гипотезу о том, что сознание ребенка формируется в результате всестороннего раскрытия всех его творческих сил, личностных свойств в различных видах совместной деятельности учителя и ученика. Он замечал, что «разум сам по себе ничего не значит. Большое заблуждение думать, что человек совершенен и разум может открыть ему все – разум ничего не может видеть вне времени и пространства».
Л.Н. Толстой отмечал, что традиционные авторитарные обучение и воспитание тормозят творческое развитие детей и приводят к тому, что «все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то другим полуживотным способностям – произносить звуки независимо от воображения, считать числа сразу_ воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-нибудь образы; одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием – страх, напряжение памяти и внимание. Всякий школьник до тех пор составляет диспарад в школе, пока он не попал в колею этого полуживотного состояния. Как скоро ребенок дошел до этого состояния, утратил всю независимость и самостоятельность, как только проявляются в нем различные симптомы болезни – лицемерие, бесцельная ложь, тупик и т.д., так он уже не составляет диспарад в школе, он попал в колею, и учитель начинает быть им доволен...»
философско-педагогических взглядах Л.Н. Толстого видное место занимала проблема свободы в воспитании и образовании детей. Мысли великого педагога о свободе ребенка в процессе обучения и воспитания явились протестом против существовавшей казенной практики русского и зарубежного образования. Свободное воспитание, по Толстому, это воспитание, представляющее собой процесс создания благоприятных условий, способствующих созреванию личности воспитанника и развитию его природных задатков. Защищая принцип свободного воспитания, Толстой придавал исключительно большое значение бережному отношению учителей к детскому мышлению и речи учащихся, в которой он весьма ценил оригинальность языка детей, отражавшего непосредственность, яркость и наглядность их мышления, тем самым развивая природные задатки детей. По мнению Толстого, свободное воспитание будет содействовать развитию природных задатков ребенка и поможет ему самостоятельно выработать нравственные убеждения. Вместе с тем он подчеркивал, что «свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя». В трактовке Толстого свобода в воспитании находится в зависимости от высших религиозных и нравственных ценностей. Религия и нравственность должны быть усвоены учащимися как два главных предмета преподавания. Задача учителя заключается не в том, чтобы принудительно формировать личность ребенка, а в том, чтобы содействовать его свободному развитию. Если педагог сознательно или бессознательно оказывает воспитательное влияние на учащихся, он не имеет права настаивать на том, чтобы ученики в обязательном порядке усваивали его взгляды.
Л.Н. Толстой в качестве основы воспитания выдвигал принцип служения добру и самосовершенствования. По мнению педагога, задача воспитания состоит в том, чтобы воспитывать детей применительно не к настоящему, а к будущему, лучшему состоянию человеческого рода, поэтому главное в воспитании ребенка – развивать духовные его силы, «освобождая от поверхностного, условного». Учить воспитанника жизни – значит помочь ему построить себя как личность в согласии с совестью и разумом, свести до минимума расхождения между словом и делом, добиться, чтобы активная жизненная позиция стала нормой жизни. В понимании учебно-воспитательного процесса педагог исходил из ведущей роли воспитания. Подчеркивая активное творческое начало в личности человека, Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они добываются усилиями собственной мысли, а не памятью».
В.А. Сухомлинский смог объединить педагогов-новаторов, придерживающихся различных взглядов на обучение, но единых в мысли, что советская педагогика нуждается в гуманизации. Среди его последователей, совместно с которыми в «Учительской газете» в 1986 г. были опубликованы тезисы нового научно-практического направления, были Ш.А. Амогашвили, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Шаталов и другие.[11] педагогика сухомлинский воспитание
Итак, какими базовыми принципами оперирует педагогика сотрудничества?
Это:
- принцип опережения, ориентация на зону ближайшего развития;
- принцип сотрудничества педагога с учениками;
- отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности;
- организация материала по блокам;
- использование ключевых слов и опорных конспектов, и др.
Работающие в этом направлении педагоги предложили ряд методик, позволяющих значительно уменьшить время, необходимое для усвоения прежнего объема материала, поддерживая при этом интерес и мотивацию ученика. [7]
Этому способствовала и вербально-графическая форма подачи материала, и альтернативный подход к системе оценки, и внимание к творческим способностям ребенка.[9]
К каким школьным предметам и ступеням обучения применима педагогика сотрудничества? Основатели этого направления разрабатывали свои методики и для начальной школы, и для среднего звена. Первоначально предложенные В.А. Сухомлинским и другими педагогами опорные конспекты предназначались для изучения точных наук, однако позднее появился опыт создания и использования подобных опор и в преподавании гуманитарных и общественных дисциплин.[12]
Педагогика сотрудничества неоднократно критиковалась за излишнее «потворство» ученикам и предоставление их самим себе, что затрудняет обучение в условиях общеобразовательной школы. Это вытекает из излишней, по мнению критиков, идеализации природы ребенка. Кроме того, реализация принципов педагогического сотрудничества требует от педагога особой квалификации и не может осуществляться им в одиночку. Для этого необходимо участие руководства, а также наличие коллектива единомышленников.[7]
Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.[9]
Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
доверия к ребенку
получение знаний без принуждения
воспитания без наказаний
сотрудничество родителей, учителей и детей
высокая нравственность
труд как творчество
свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
ответственность за свой выбор.[9]
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.[10]
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
соотношение индивидуального и коллективного воспитания
развитие творческого начала у детей
семейная педагогика
взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания.[2]
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.
Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
На этом строились отношения в его школе:
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах,
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей,
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться,
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний,
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность,
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой),
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка,
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде,
- личность и коллектив -- это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.[12]
Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.[4]
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.[8]
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.[10]
Взаимоотношения учителя и ученика: Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.[12]
Сухомлинский о воспитании: Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок -- ребенок, ребенок -- коллектив, ребенок -- учитель.[1]
Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:
воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.[15]
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:
перед людьми
обществом
родителями
коллективом.[5]
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.[8]
Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.[4]
Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля -- это и есть наша природа.
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка -- все это учит читать природу, понимать красоту.[9]
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.[8]
Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.[7]
Семейная педагогика народного учителя: Семья -- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.[1]
Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.[5]
Уникальность методик Сухомлинского: Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.[8]
На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.[15]
От критики к признанию: По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.[13]
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.[4]
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.[2]
Подводя итог, можно сказать, что именно педагоги-новаторы 1980-х годов придали новый импульс развитию педагогической мысли, а методики на основе их идей продолжают разрабатываться и внедряться и сегодня как в школах, так и в образовательных учреждениях следующих ступеней. Более того, сформулированные принципы сотрудничества сегодня для многих становятся нормой организации учебного процесса независимо от их отношения к данному направлению педагогической науки.