Школа и учительство в Беларуси в годы Великой Отечественной войны.


Война на долгих три года прекратила учебу белорусских школьников. На оккупированной гитлеровцами территории было уничтожено 6177 школьных зданий, все детские дома, дошкольные учреждения, сожжены школьные и районные библиотеки, уничтожено все школьное оборудование, все школьные учебники. Часть уцелевших школьных зданий была превращена в полицейские участки, комендатуры, солдатские казармы и даже конюшни.

Несмотря на тяжелые условия военного времени на территории Беларуси работали различные тепы школ, активно поддерживаемые населением. Открывались нелегальные тайные школы, в которых обучали детей по сохранившимся учебникам, художественной и политической литературе. Работа тайных школ контролировалась подпольными партийными и комсомольскими организациями. В районах, освобожденных партизанами, открывались школы, обучение в которых велось два раза в неделю. В партизанских школах так называемые «лесные школы» работали по программам НКП БССР. Процесс обучения в этих школах протекал в неимоверно тяжелых условиях, у детей не было учебников, бумаги, письменных принадлежностей. Но учащиеся сами изготовляли наглядные пособия, вместо бумаги использовали бересту.

С первых дней войны тысячи учителей и работников народного образования вступили в ряды Красной Армии, сражались на фронтах, принимали активное участие в партизанской борьбе. Многие из них явились организаторами партизанских отрядов, командирами диверсионных групп. Более 3,5 тысяч учителей Беларуси были награждены орденами и медалями, а некоторым из них (П.М. Машерову, Т.С. Мариненко, Д.В. Тябуту, В.И. Левенцову и др.) было присвоено звание Героя Советского Союза.

На оккупированной территории проводилась политика «онемечивания», фашистская администрация создавала так называемые «народные школы», в которых большое внимание уделялось идеологическому воспитанию относительно «нового порядка», изучению биографии Гитлера, немецкому языку. Население бойкотировало эти школы: учителя срывали занятия, вместе с учениками уходили в партизанские отряды. В эту борьбу включались комсомольские организации.

С первых дней освобождения Беларуси от гитлеровских оккупантов были приняты меры к быстрому восстановлению сети школ, учебных заведений, культурно-просветительских учреждений. Как только освобождался тот или иной район, в нем сразу же начиналась работа по обновлению народного образования, возрождению школы. Большую помощь в этом оказывали все народы СССР: шли эшелоны со строительными материалами, учебниками, школьным оборудованием. Благодаря энтузиазму населения, учителей, самих учащихся восстановление сети школ учебных заведений шло достаточно быстрым темпом.

55.Развитие образования и педагогической мысли в Беларуси в 1945-1991гг.

В конце 20-х тт. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистического воспитания (1931-1934), НИИ школьной педагогики (1934-1939), НИИ школ (1940-1951), НИИ педагогики (1951-1990), БелНИИ образования (1990-1993), Национальный институт образования (1993). Организатором создания НИИ и первым его директором стал П.ЯЛанкееич (1895-1938). В 1929 г. он первым из белорусов получил степень доктора педагогических наук, а в 1931 г. был избран первым в области педагогики действительным членом АН Беларуси. П.Я.Панкевичу принадлежат такие труды, как "Основные вопросы фабзавуча" (1926); "Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии" (1928); "Гiсторыя педагогiкi: кароткi нарыс" (1928) и др.

Основными направлениями исследований в белорусской педагогике 30-х гг. стали вопросы организации учебного процесса по классно-урочной системе, соединения обучения с производительным трудом и общественно полезной работой, изучения и обобщения накопленного учителями опыта. Проблемы дидактики в эти годы разрабатывали А.И,Кравцов, М.Ф.Лозбенъ, КН.Марголин, С.К.Павлович, С.Я.Раскин, И.В.Страхов, А.В.Текучев, Л.В.Шаков и др.

Качественно новый этап в развитии педагогической науки Беларуси начинается в 50-60-е гг. Предметом исследования становятся проблемы повышения эффективности учебно-воспитательной работы, формирования внутренней активности растущего человека, направленной на развитие его умственных и нравственных сил. Они нашли отражение в монографиях И. Ф.Харламова "Основные вопросы организации воспитательной работы в школе" (1967), "Активизация учения школьников" (1969), Я.И.Колбаско "Подготовка старшеклассников к самообразованию"(1968), коллективном исследовании под ред. Н.Г.Огурцова и ВЛ.Александровского "Воспитание общественной активности учащихся" (1969).

В 60-70-е гг. активно разрабатываются педагогические основы политехнического обучения, его связи с производительным трудом и профориентацией учащихся, нашедшие отражение в работах М. У.Пискунова "Политехническое обучение во внеклассной работе" (1962) и "Обучение и труд" (1975), А.Х.Рычагова "Организация общественно полезного труда школьников" (1972), Л.Н.Дрозда "Взаимосвязь и соотношение производительного обучения с общим политехническим образованием" (1975), М.А.Дмитриева "Поиски путей совершенствования трудового воспитания учащихся" (1976), И.Д.Чернышевского "Общественно полезный труд школьников" (1976).

В эти годы развитию теории воспитания содействовали углубленные исследования проблем обеспечения эмоционального благополучия позиции ребенка в коллективе (КМ.Аргеткина, Н.А.Бергзовин, К.В.Гавриловец), педагогических основ воспитания в детских и юношеских организациях (Ж.Е.Завадская, В.Т.Кабуш, Р.С Лионова, Т.Г.Шаронова). Вопросы теории и практики эстетического воспитания разрабатывались А.А.Гримотем, И.И.Казимирской, И.КРыдановой. В книге Н.И.Щирякова "Эстетическое воспитание учащихся" (1970) раскрыта роль эстетического воспитания в формировании мировоззрения человека, его социально-эстетического опыта и системы жизненных ценностей.

Общей тенденцией в исследованиях 70-80-х гг. становится системный подход, предполагающий изучение педагогических процессов как совокупности структурных компонентов, находящихся в функциональных взаимосвязях, движении и развитии. В монографии И.Ф.Харламова "Теория нравственного воспитания (1972) рассмотрен генезис идей нравственного воспитания начиная с античности и кончая современностью. Данным исследованием И.Ф.Харламов внес значительный вклад в разработку методологических основ теории воспитания. Процесс нравственного воспитания, его противоречия, движущие силы и методы развития нравственной культуры личности освещен в работах Д.КВодзинского "Научные основы нравственного воспитания школьников" (1982), П.Ф.Харламова "Нравственное воспитание школьников" (1983).

Проблема системного подхода к формированию мировоззрения рассмотрена Н.Г.Огурцовым. Он является соавтором коллективной монографии под редакцией Э.И.Моносзона "Формирование научного мировоззрения" (1985). В монографии К.В.Гавриловец "Воспитание человечности" (1985) исследуется структура гуманности как личностного отношения человека к человеку, выделены ее специфические компоненты: эмоциональные состояния, потребности, интересы, ценностные ориентации. Автор раскрывает педагогические условия формирования гуманности на разных возрастных этапах личностного становления и развития. С позиций системного подхода рассматривает процесс самовоспитания А.И.Кочетов в своих работах "Как заниматься самовоспитанием" (1986), "Организация самовоспитания школьников" (1990).

Активизируются исследования по истории педагогической мысли и образования Беларуси (Е.Г.Андреева, Л.Н.Дрозд, М.С.Мятелъский, З.А.Пастухова, Г.Г.Сенъкевич, С.А.Умрейко и др.). Вслед за опубликованными работами С.А.Умрейко, И.М.Ильюшина "Народное образование в Белорусской ССР" (1981) и коллективной монографией "Нарысы гiсторыi народнай асветы i педагапчнай думкi у Беларуси под редакцией С.А.Умрейко, Г.Г.Сенькевича и др. (1968) появились учебные пособия С.В.Селiцкого "Братские школы в Белоруссии", Г.ГСенькгвич "Женские училища и гимназии в Белоруссии во второй половине XIX века", А.В.Трухан "Педагогические общества и пресса начала XX века". Под редакцией М.А.Лазарука изданы коллективные монографии "Асвета i педагагiчная думка Беларусi са старажытных часоу да 1917 года" (1985) и "Антология педагогической мысли Белорусской ССР" (1986).В начале 90-х гг. в связи с образованием Республики Беларусь теоретико-методологические и научно-методические проблемы исследования были связаны с созданием национальной системы образования и воспитания. Разработанная в НИИ РБ (В.П.Пархоменко, Н.И.Латыш, В.П.Ставров) и одобренная в 1993 г. Советом Министров республики "Концепция образования и воспитания в Беларуси" содержала ряд идей

56.Становление и развитие национальной системы образования в республике Беларусь (с 1991г.по настоящее время).

Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира.

Каждый третий житель республики учится.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

  • государственно-общественный характер управления;
  • обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
  • повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся.

На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

В 1991–2011 гг. национальная система образования развивалась и развивается в соответствии с Программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., 2006–2010гг. и 2011-2015 гг., а также принятой в 2004 г. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). НСУР-2020 – программный документ, определяющий перспективные направления и прогнозные показатели развития страны с учетом достигнутых результатов и глобальных тенденций мирового развития. В НСУР-2020 главное внимание уделено реализации «Повестки дня на XXI век», определенной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (сентябрь, 2000 г.), Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь, 2002 г.), других международных соглашений.

Республика Беларусь располагает эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).

Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.

Существенно обновлена материальная база: осуществлено строительство почти 300 новых объектов образования, капитально отремонтировано 1/3 учреждений образования от общей их численности. Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе стали не просто доступными, но и привычными.

Создана национальная система учебного книгоиздания. С 2006 по 2010 гг. на издание учебников и учебных пособий только для общеобразовательных учреждений из государственного бюджета было выделено 96,2 млрд. рублей ($35 млн.), издано 843 наименования учебников и учебных пособий, 192 наименования учебно-методических пособий.

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

В настоящее время в стране функционируют 211 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 75 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий.

В системе профессионально-технического образования реализуется уже третья по счету утвержденная Правительством государственная программа, обеспечивающая комплексное решение вопросов подготовки кадров, укрепление материальной базы учреждений образования.

В целях обеспечения потребности наукоемких, высокотехнологичных производств в квалифицированных кадрах рабочих в 2012 году подготовлено 21,3 тыс. человек (43,0% от общего выпуска) с повышенным (4 и выше разряд) уровнем квалификации. 97,8% выпускников направлены на работу в организации.

Система профтехобразования своевременно реагирует на структурные изменения в протребности кадров. Это происходит за счет тесных связей с организациями-заказчиками, прижде всего, за счет договорной системы подготовки, а также за счет формирования заказа государственными органами управления на подготовку рабочих на пятилетний период. Этот заказ, а также другие важные показатели отражены в Государственной программе развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы. В настоящее время более 90,0% молодых рабочих в системе профтехобразования подготавливается по договорам.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием.

В отраслях экономики и социальной сферы занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным образованием (23% от общего количества работающего населения).

В настоящее время в республике действуют 213 учреждения среднего специального образования государственной формы собственности и 12 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 152,2 тыс. человек.

В рамках Государственной программы развития среднего специального образования создана система прогнозирования потребности отраслей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах, определен порядок формирования заказа на подготовку кадров с ответственностью отраслей и регионов, разработаны образовательные стандарты по всем специальностям, оптимизирована структура подготовки кадров, повысилась адресность подготовки, улучшились показатели трудоустройства выпускников.

Высшее образование

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование включает две ступени:

  • первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре;
  • вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.

В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования. Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 438 специальностей высшего образования первой ступени, 192 специальности второй ступени высшего образования. За 2006-2010 гг. для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 302,2 тыс. специалистов с высшим образованием. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения.

За последние пять лет контингент студентов увеличился с 396,4 тыс. человек (2006 г.) до 442,9 тыс. человек (2010 г.), или 467 студентов на 10 тыс. граждан. Соотношение преподавательского состава и студентов при организации образовательного процесса – 1:10.

Важное направление сотрудничества вузов с заказчиками — создание на предприятиях с высокотехнологичным производством учебно-научно-производственных комплексов и филиалов кафедр вузов. Лидерами в создании таких структур на производстве являются ведущие вузы. Так, Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники на профильных предприятиях открыто 17 филиалов кафедр университета, в том числе на НПО «Интеграл», Белорусский национальный технический университет в проектных организациях и на производстве создал 56 филиалов кафедр.

В целях обеспечения повышения качества образования, усиления контроля на всех этапах подготовки рабочих (служащих), специалистов ведется работа по созданию систем управления качеством образования на основе международного стандарта ИСО 9001.

Послевузовское образование

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований. Послевузовское образование подразделяется на две ступени:

  • аспирантура (адъюнктура) – первая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук;
  • докторантура – вторая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук.

57.Новые типы учебно-воспитательных учреждений республики Беларусь.

Каждому гражданину в Беларуси конституционно гарантировано право на получение образования. Реализовать это право дает сложившаяся в Республике Беларусь многоступенчатая образовательная система [9].

Дошкольное образование. В структуру дошкольного образования входит целая сеть дошкольных учреждений. Они различаются по профилю и типам работы с детьми.

По профилю они делятся на: дошкольные центры развития ребенка, учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, санаторные дошкольные учреждения [9].

В республике для детей до 6 лет предусмотрены такие типы дошкольных учреждений, как: ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.

Общее среднее образование. Школьное образование - следующая ступень в получении образования в стране. Общеобразовательная школа включает в себя несколько этапов. Начальный этап - это общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.

Следующий этап - общее базовое образование. Период обучения длится с 5 по 9 классы.

Третий этап - общее среднее образование. Длится этот этап с 10 по 11 классы. Этап не является обязательным. Общее среднее образование можно получить в профессионально-технических учебных заведениях, а также средних специальных, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы [9].

Профессионально-техническое образование. Этот тип образованиявключает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании [9].

Среднее специальное образование.Данный тип учебного заведения предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на очной, заочной и вечерней формах. Срок продолжения обучения варьируется от 2 до 4 лет. Стать обладателем диплома среднего специального образования можно в техникумах (училищах), колледжах, школах-колледжах искусств, гимназиях-колледжах искусств, профессионально-технических колледжах, лингвистических гимназиях-колледжах, высших колледжах [9].

Высшие учебные заведения. В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов - ведущие отраслевые [9].

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре ВУЗов и научных организаций Министерства образования Республики Беларусь. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: · внешкольное воспитание и обучение; · повышение квалификации и переподготовку кадров [9]. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь При проведении реформы в системе высшего образования в Республике Беларусь перед уполномоченными органами стоят следующие цели: · повышение качества высшего образования в условиях его массовости; · формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности; · воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества [14]. Исходя из выделенных целей, можно обозначить ключевые направления реформирования системы высшей школы: разработка и внедрение следующих составляющих образовательного процесса. 1. Содержательно-технологические инновации, которые включают в себя создание новых образовательных стандартов, учебных планов и т.п., а также новых учебно-методических комплексов (лекции, учебники и т.д.). 2. Структурно-организационные изменения, включающие в себя поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру, диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж - институт - академия - университет и интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее-специальное учебное заведение (ССУЗ) - вуз). 3. Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Оно может проявляться в следующих сферах: · Нормативно - правовой (например, принятие Закона о высшем образовании) · Кадровая сфера (организация курсов повышения квалификации для педагогов). · Материально-техническая (организация доступа в сеть Интернет для студентов и преподавателей). · Финансовая (например, расширение образовательных и коммерческих услуг) [14]. Рассмотрев систему образования как сферу оказания услуг населению, следует определить наилучший инструмент для выявления проблем в образовательной системе с целью ее дальнейшего совершенствования. Согласно гипотезе моей курсовой работы, опрос выступает как наиболее подходящий для этих целей метод. Далее я предлагаю подробно рассмотреть специфику этого метода и определить его преимущества.

Наши рекомендации