Дети с I уровнем речевого развития
Тема «Развитие активной подражательной речевой деятельности. Названия имен и игрушек»
Цель: учить детей понимать и употреблять в активной речи имена близких людей и названия игрушек.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети входят в кабинет со своими любимыми куклами, у каждой из них есть свое имя. Логопед спрашивает: Где Аня? Тата? Тома? Вова? Дети показывают (по возможности называют) кукол и сажают их на стулья.
II. Коррекционно-развивающий этап.
Появляется сказочный персонаж — Гномик, он подходит к витрине с игрушками. Когда Гномик взмахивает красным (синим, белым) флажком, надо взять предметы/куклы соответствующего цвета. Логопед обращает внимание на то, какого цвета одежда на куклах.
Игра «Раз, два, три, подарок кукле подбери».
Дети должны найти игрушку такого же цвета. Организуются речевые высказывания по заданному образцу:
Это Аня. На, Аня, шарик.
Это Тома. На, Тома, кубик.
Это Вова. На, Вова, мяч.
При этом логопед эмоционально поощряет ответы детей, выполненные в любом фонетическом оформлении.
III. Закрепляющий этап.
Игра «Кто первый найдет беглянку?».
Дети закрывают глаза, а логопед убирает одну из кукол. Среди выставленных кукол надо отыскать именно ту, которую взял логопед. Гномик гладит по голове, пожимает руку каждому ребенку, правильно выполнившему задание и назвавшему куклу по имени (или предмет).
Игра в прятки.
Дети проговаривают имена кукол, а затем логопед прячет их в разные места. Надо громко (тихо) позвать куклу к себе:
Тома, иди! Оля, иди! Нина, иди! Катя, иди!
Игра «Веселый хоровод».
Дети, называя своих кукол, образуют хоровод: Оля, Тома, Вова, Аня, Катя. А потом в хороводе появляется заяц (мишка, кошка), надо определить, кто лишний, и должен уйти из хоровода.
IV. Итоговый этап.
Дети в подарок получают контурные изображения своих кукол и наклеивают их в тетради, а затем раскрашивают в разные цвета их одежду.
Тема «Развитие понимания речи.
Понимание обобщающего значения слов-действий»
Цель: закрепить навыки понимания и выполнения действий, связанных со знакомыми игровыми и бытовыми ситуациями.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Появляется Мишутка, который раздает детям карточки с изображениями бабочки, шарика, самолета, рыбки, зайчика, кузнечика, кораблика, птички. Дети подходят к волшебному дереву, находят одинаковые карточки, скрепляют их парами, садятся на свои места.
II. Коррекционно-развивающий этап.
Предлагается задание: взять со стола только названные игрушки. Про кого можно сказать: летает, плавает, скачет, ползает (бабочка, лягушка, птичка, рыбка, кораблик, змея, зайчик, кузнечик, гусеница). Логопед даёт образец выполнения задания. Дети показывают соответствующие игрушки и имитируют действия, названные логопедом: Бабочка летает, лягушка прыгает, птичка летает, рыбка плавает и т. д. В процессе выполнения задания логопед поощряет не только имитацию движения, но и по возможности называние его (в любом фонетическом оформлении).
III. Закрепляющий этап.
Игра «Волшебные игрушки».
Логопед называет действия, а дети выбирают нужную маску, надевают её и выполняют соответствующие действия.
Летит — бабочка, муха, шар, птичка, самолёт.
Плавает —рыбка, кораблик, лодка.
Ползает — змея, гусеница, кошка.
Скачет—зайчик, кузнечик, белочка.
Игра «Исправить ошибку».
Появляется зайчишка-хвастунишка. На вопрос логопеда Кто летает? он надевает маску белки, кошки, рыбки и т.д., Кто плавает?— показывает картинки с изображением самолёта, шарика, машинки. Дети исправляют эти ошибки, имитируя правильные действия.
Игра «Раз, два, три, домик свой на картинке найди».
Ребёнку предъявляется карта, на которой в прорезях изображены птички, животные, насекомые. Помощник логопеда раздаёт конверты с соответствующими изображениями. По сигналу колокольчика ребенок должен подобрать одинаковые фигурки и вложить их в трафареты. Затем логопед называет картинки (змея, гусеница, зайчик и т. д.), а дети демонстрируют соответствующие действия.
IV. Итоговый этап.
Детям предлагается вспомнить, какие игрушки были у них сегодня в гостях, показать, какие выполнялись действия (летали, ползали, скакали, плавали).
Тема «Понимание обобщающего значения слов-предметов.
Части тела человека»
Цель:закрепить навыки понимания названий некоторых частей тела человека
Ход занятия
I. Организационный этап.
Детям раздаётся по одной части разрезной картинки, а они должны найти на столе логопеда целую такую картинку (используются ранее пройденные тематические циклы, представленные наглядно в дидактическом пособии. Составив целую картинку, дети по возможности говорят, что на ней изображено, а затем садятся за столы.