Глава 14. Отцовский архив. К 90-летию моего научного руководителя
Исследование папы о В.Е.К.
И ставит память
Людям обелиски
Не грудой мрамора,
А грудой наших дел.
(В.Е.Котов)
Бондаренко К.А.
ВИКТОР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ
КОТОВ - ХРОМЕНКО
Сборник воспоминаний, стихотворений, документов
Третье рукописное издание
Сентябрь-октябрь
ДП. В первом рукописном изданни отец написал, что идея увековечить память Виктору Емельяновичу принадлежит Анне Константиновне Брыль. Но свои воспоминания я тогда не смогла описать.
Здесь помещена и моя страничка…Написала и разрыдаась.
Никто больше не видел во мне именно експериментатора.
Раисочка Ильинична увидела во мне человека. Без нее я бы не защитилась бы никогда. Я не борец.
1990 г.
Одесса
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
27-29 сентября 1990 года все почитатели памяти Виктора Емельяновича Котова-Хроменко отметили воспоминаниями его жизнь. Для друзей Виктора - замечательного человека, внимательного друга, хорошего ученого эти воспоминания тягостны и волнительны для сердец.
Тягостны, волнительны воспоминания и для вдовы Виктора - Лидии Кондратьевны, которая как бы по завещанию остается с ним -
Я знаю, что солнце погаснуть может
И небо покроется черной мглой,
Но это меня ни чуть не тревожит –
Я знаю - любимая будет со мной.
24 ноября исполнится 16 лет дочери Виктора Валентине, точной копии отца. Она обаятельна, красива. Полна энергии. С интересом учится в школе. Мечтает в следующем году поступить в пединститут, чтобы продлить дело отца и матери на ниве просвещения.
В 1979 году было исполнено 5 рукописных книг-альбомов памяти Виктора Емельяновича.
В 1988 году исполнено второе рукописное издание книги, а которую вошли новые документы: воспоминания Ивана Александрович Власенко, В.П. Дроздовского и других.
И вот теперь третья книга, в которой опубликованы многие, но не все найденные стихотворения Виктора Емельяновича, воспоминания Анны Брыль.
Обещал написать свои воспоминания Иван Михайлович Дузь. В 1979 году он говорил: "Я пока не настроен на то, чтобы о Викторе мог говорить в прошлом. Он для меня не может быть а прошлом". В 1987 г. я не обращался к Ивану Михайловичу. А сейчас трижды он назначал время готовности воспоминаний, когда в четвертый раз я объявил, что книгу сдаю в переплет, Иван Михайлович сказал: "Спасибо". Я понял, что и сейчас он не может без волнений, без переживаний писать о Викторе.
Инициатором сбора материалов по сохранению наследия Виктора Емельяновича, воспоминаний о нем является его аспирантка Анна Брыль, которую в свое время он благословил и направил на тернистый путь педагогической науки. Итак, читатель, перед вами третье издание рукописной книги о Викторе Емельяновиче.
К.А.Б.
ДП. В 90-е годы я преподавала педагогіку на факультете психологи. В нашем универе. Услышала, что Валечка Котова будет у нас учится. У меня появился особый стимул совершенствоваться именно в преподавательском плане. Но увы…
И еще, ко мне позвонила Лиля, - вдова В.Е.К. Предложила встретиться. Договорись, что это будет у нас с Артуром дома.
Время было тяжелое. На гроши закупила доктор ской колбаски, хлебушек…Ждали Лилю. Но она не пришла.
В конце 90-х на Пасху (ночь Пасхальную) в Сяято-Ильинском монастыре на улице Пушкинской я оказалась с Лилией у одной и той же иконы: Покрова Пресвятой Богородицы. Се ля ви.
ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ ВИКТОРА ЕМЕЛЬЯНОВИЧА КОТОВА
Степан Федорович Збандуто, профессор.
Уход из жизни всегда преждевременный. Сколько бы не прожил человек нам кажется, что он мог бы прожить еще. Особенно если он расстался с жизнью в расцвете своих сил, если он оставил неисполненными свои замыслы, не реализовал задуманного, не реализовал мечту. Будучи проректором по научной части Одесского педагогического института имени К.Д. Ушинского, заведующим кафедры психологии Виктор Емельянович Котов за свои 54 года успел воплотить в жизнь очень многое. Как руководителя научно-педагогического центра института, как учителя народных учителей, его тревожил вопрос: "чему и как учить будущего учителя школы", чтобы он, покидая стены родного института, с максимальной эффективность» готовил молодое поколение к активной творческой деятельности. Короче говоря, его тревожил "вечно юный вопрос" - как поднять уровень обучения, как вооружить учащихся методикой эффективного усвоения знаний. Насколько я помню Виктора Емельяновича, за его творческую деятельность он долгие годы работал над проблемой проблем советской педагогики и психологии - над вопросом о научных основах управления педагогическим процессом. Расширить механизм управления процессом усвоения знаний учащихся - это значит вести дело преподавания так, чтобы они с меньшей затратой сип давало лучшие результаты. Решая эту жизненно важную задачу, молодой психолог-педагог Котов был в постоянном поиске. Этому поиску он посвятил три четверти своих научных работ и готовил докторскую диссертацию. В 1976 году вышла в свет его книга "Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в вузе", которая послужила основой для докторской диссертации, которую он планировал защитить в 1978 году. Неумолимая смерть вырвала Виктора Емельяновича из жизни. Не сбылась мечта нашего друга. Будучи заведующим кафедры психологии пединститута, Виктор Емельянович создал проблемную лабораторию, вокруг которой группировалась студенческая молодежь, учителя школ города, преподаватели кафедр института. За время своей работы кафедрой психологии были проведены многочисленные исследования по интересующей теме, были выпущены сборники научных статей, в которых давался обобщенный опыт по вопросу программированного обучения, управления процессом обучения. Под руководством кафедры психологии и кафедры педагогики проведено ряд научных конференций по данной проблеме. Среди этих конференций особенно памятны республиканские конференции с участием научных работников других республик: РСФСР, БССР, республик Прибалтики, Грузинской ССР. На конференциях заслушано свыше ста научных докладов. Характерной чертой Виктора Емельяновича как ученого было умение добросовестно трудиться со студентами в лаборатории, в научных студенческих кружках... Он обладал умением соединить теоретический поиск с практическими делами, в нем удивительно сочетались черты ученого и руководителя. Его творческая жизнь проходила на острие современной научной психологии и общественно-политической жизни. Виктор Емельянович Котов как ученый психолог оставил после себя заметный след в нашей психологической науке. Жизнь Виктора Емельяновича была короткой но яркой устремленной вперед, в наше завтра.
Октябрь 1979 года
ДП. Степан Федорович Збандуто, профессор. Ушел из жизни в 1984 г., С.Ф. заведовал кафедрой педагогики. Я его запомнила именно как моего экзаменатора Он возглавлял комиссию по сдаче кандидатского экзамена по педагогике. Я лично ему сдавала кандидатский экзамен. Это был 1972 год. Я очень волновалась. Хотела произвести хорошее впечатление. Даже прочитала ему стихи «на смерть Белинского…
Я не помню отметку, которую получила. Не тройку…
Сбила его характеристика моего ответа – учительское мышление…А я хотела, чтобы у меня было мышление ученого…Я расстроилась…
P.S. Я работала в культпросвете.
Дома хозяйничают мама Сюта, мама Тома.
Шесть человек в двухкомнатной хрущевке.
Мама Сюта очень переживала, что она уже не нужна. Я же объясняла ей, что лучше ее и нужнее нет никого на свете. Сегодня на календаре 28 июля 2014 года. Я подтверждаю свои слова и свои мыcли, и свои чувства. Так как мама Сюта меня никто не любил.
Раиса Ильинична Хмелек, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики.
Очень трудно говорить, писать в прошлом времени о дорогом человеке, с которым тебя связывала более чем двадцатилетняя дружба. Мои отношения с Виктором Емельяновичем Котовым строились на общности взглядов, профессиональных интересов, жизненных планов, научных устремлений. Оптимизм, гуманизм, стремление понять каждого человека, поддержать его в нужную минуту. способность к состраданию, сопереживаниям людским приносили радость всем, кто общался с этим замечательным человеком.
Семнадцать лет Виктор Емельянович работал в нашем педагогическом институте проректором. Его кабинет никогда не был пустым, всегда полно народа. Будучи администратором он не всегда мог удовлетворить все просьбы посетителей, но ни один человек не уходил от него неудовлетворенным. Глубокая продуманность, справедливость, обоснованность, принципиальность отличали его любое решение.
Главным качеством Виктора Емельяновича была его безграничная любовь к детям. В июне 1978 года институт пригласил его председателем ГЭК заочного отделения факультета физического воспитания. Будучи уже тогда тяжело больным, у него хватило сил, терпения индивидуально подойти к каждому выпускнику выслушать его, объективно оценить его знания, умения, главное не обидеть человека.
Замечательное личное качество в сочетании с глубокими знаниями психических процессов и явлений делали его настоящим психологом. Это понимали и чувствовали студенты и аспиранты, которых Виктор Емельянович обучал и воспитывал. Многие считали его очень мягким, добрым, не любящим конфликтов человеком. Все это так, но когда речь шла об убеждениях, о принципиальных разногласиях, о научном споре, не было принципиальнее, темпераментнее его человека. Очень любил Виктор зная Емельянович научный поиск, новое в науке. Этим и можно объяснить его последнее научное увлечение: программированное обучение, управление познавательной деятельностью.
Большие были планы и устремления. Коварная смерть помешала все это осуществить... Однако дело, которому преданно служил Виктор Емельянович, живет и продолжают его ученики, товарищи, в сердцах которых образ друга бессмертен.
Сентябрь 1987 г.
ДП.В.Е.К. провожают в Москву. Предстоит серьезная операция на сердце. Виктор Емельянович предчувствует, что может не вернуться. У него остается жена Лиля, Две доченьки младшенькая совсем маленькая.
Но при всем этом он еще и думает о своих аспирантах. Обо мне и Юрии Яковлевиче Табакове. Он просит Раисочку довести нас до ума.
Воспоминания. Лариса Семеновна Баркан, сотрудница института до 1980 г. В 1962 году я поступила в педагогический институт на заочно-вечерний так называемый "инженерный факультет". Мы, студенты этого факультета, все имели высшее техническое образование, но стремились получить высшее педагогическое образование.
Помню,однажды вечером в аудитории 48 у нас должна быть лекция. Мы ждем, а преподавателя нет и нет. Вдруг открывается дверь, входит высокий, в сером костюме, начавший лысеть еще молодой человек с зечесанными на лысине волосами, очень обаятельный. Увидишь такого человека только один раз, а помнить будешь всю жизнь. Один раз и навсегда. В аудитории тишина. Обращаясь к сидящим за партами студентам, он говорит: Извините меня, товарищи. Я не только преподаватель. Больше всего я проректор института по учебной и научной работе и вырваться из кабинете мне не всегда легко. Вы меня, надеюсь, поймете.Если кто из вас будет опаздывать или задерживиться, а я буду читать лекции, без спроса заходите в аудиторию и включайтесь в работу.И он начал лекцию.
Мы услышали приятную речь и прекрасную лекцию. Благодаря Котову я полуюила психологию. Часто в своей жизни руководствовалась примерами, которыми Виктор Емельянович подкреплял теоретические моменты.
С 1963 года по 1976 год я работала с Виктором Емельяновичем. Он руководил лабораторией и возглавлял кафедру. И все мы, сотрудники, преподаватели, работали над процессом программированного обучения «Опыты, опыты и еще раз опыты. О, сколько споров, сколько мнений. Виктор Емельянович все это терпеливо выслушивал. Двал оценку тому или другое выводу, он просто, но убедительно отвергал или подтверждал выводы других. Так рождалась истина.
Виктор Емельянович не терпел сплетен. А такое иногда было. Он тогда говорил: "Бабы, да вам не надоело кляузничать друг на друга. Вы бы вашу энергию лучше потратили на что-то полезное для людей и общества.."
Виктор Емельянович всегда уважал в человеке человека. Для него ректор был человеком, дворник был человеком, уборщипа была человеком. Он умел в каждом увидеть индивидуальность и подчеркнуть эту индивидуальность. Он считал оскорбительным говорить "эта категория лодей..." Он любил свою старшую дочь Марину, переживал за нее, но не менее любил и свою маленькую Валюшу от второй жены. Как часто, жалуясь мне, он сокрушалея, что не увидит ее взросление, не сможет отдать ей свою отцовскую любовь. Она родилась 24 ноября 1974 года, а 24 декабря, обращаясь ко мне, Виктор Емельянович как-то сказал: "Вы знаете какой сегодня день? Сегодня день рождения моей Валентины. Я буду отмечать каждый месяц день ее рождения, ибо в будущем сделать я этого не смогу».
Котов никогда не требовал невыполнимого. Он понимал, что невыполнимые требования приучают людей к симуляции. "Сделайте меньше того, о чем я вас прошу, но это немногое сделайте хорошо, чтобы мне не было стыдно ни за вас, ни за себя. Хорошо и вовремя сделанное дело говорит о самоуважении". Котов считал,что преподаватель - не робот и не обучающая машина. Он считал, что доброе слово - это доброе дело, а злое слово способно убить человека. Считая, что система обучения несовершенна, что нужны новые методы, новые формы, он уделял этой проблеме много времени и добился определенных успехов. Виктор Емельянович считал, что угроза, окрик, рапорт на привинившегося, выговор на работе - это не самый лучший метод воспитания. Основываясь на экспериментах психологии и зоопсихологии, он говорил, что труд нужно стимулировать, что труд должен превратиться в радостный, творческий процесс, стать духовной необходимостью человека. А это возможно только при доброжелательном отношении. Как часто в своих лекциях, обращаясь к студентам, он говорил: "воспитывать надо пряником, а не кнутом".
"Разговаривая с ребенком, помните, что перед вами человек со своей психикой, своими суждениями, своими взглядами на жизнь и окружающий мир. Нельзя думать о людях по своему образу и подобию. Ваш пример не всегда может быть самым лучшим. Работая с детьми, вы должны это помнить и не забывать" - говорил Виктор Емельянович.
Декабрь 1979 г.
ДП. У меня с Ларисой Семеновной Баркан дни рождения рядышком. У нее – 23 марта, а у меня – 24. Мы решаем их отмечать вместе.
Лариса Семеновна прекрасный старший лаборант. Такого еще надо поискать.
Вообще это говорит только о том, что Виктор Емельянович разбарался в людях.
Воспоминания. Павел Иванович Горбулин, доцент, кандидат педнаук. Виктор Емельянович относился к числу психологов, которые умеют всесторонне охватывать глубину человеческого интеллекта, выделить главное и находить в процессе общения оптимальные пути решения самых важных и казалось бы неразрешимых проблем. Это качество его личности дополнялось личным дружеским, необыкновенным обаянием, человечностью, что привлекало всех тех, которые встречались с ним даже мимолетно. В жизни он был всегда полон творческих планов, желаний, разносторонних интересов, готовый в любую минуту прийти на помощь другу. Говорят, что в сердцах живущих после ухода из жизни необыкновенного человека остается ноющая пустота, которая никогда и ничем не может быть заполнена. Это целиком и полностью относится к нашему незабвенному Виктору Емельяновичу и ко всем нам, его знавшим.
Декабрь 1979.
ДП. Павел Иванович у меня читал педагогику на музпеде. У него за плечами был опыт директорства 35 средней школой. Он из нее сделал «лялечку», как принято говорить в Одессе. Он настоящий советский человек. Правильный. Честный. Он отличается от наших педагогов-музыкантов.
В 1968 году, когда я вместе со студентами нашего пединститута по безвалютному обмену отправляюсь в составе студенческой делегации в Чехославацкую социалистическую республик- он возглавляет нашу делегацию.. Переводчиком у него от Чехословакии – Виктор.
Накануне событий жена Виктора Людмилка приезжает в Одессу. И именно Павлу Ивановичу, члену КПСС, ветерану ВОВ выпала миссия повести Людмилку в театр Оперы и балета.
Рассказать, какое трудное оказалось это задание – это ничего не рассказать.
Сначала надо нарисовать портрет Людмилки: красивая очень, молодая, с фигурой ттоп-модели. Но это – не все. На ней надета мини юбочка, только слегка прикрывающая трусики. И вот наш Павел Иванович, потом делился своими ощущенияи, как ему пришлось с этой прекрасной иностранкой подниматься по роскошной лестнице Оперного театра. Он краснел, и бледнел.
После Одессы, в августе 1968 года, Людмилка во время известных .чешских событий сбежала с кем-то за границу. Но муж потом ее выкупил за большие деньги….Эту историю знали избранные. Я ее рассказывала замужним подружкам под таким соусом: А вот нас бы выкупили?
Да, как говорила Фаина Раневская, «красота – это страшная сила».
Воспоминание. Мария Федоровна Макогонова, сотрудница отдела кадров до декабря 1987 года.
Как администратор Виктор Емельянович отличался от других мягкостью своего отношения к промахам и недочетам в работе подчиненных. Его замечания в адрес привинившегося носили символический характер. Наиболее "агрессивные" и "недисциплинированные" люди пользовались этой его слабостью. Виктор Емельянович всегда был на стороне разумных инициатив, творческих начал; поддерживал всякие просьбы, если они, по его мнению, нужны были людям и не шли в разрез с интересами института.
Помню как-то Виктор Емельянович по телефону позвал меня в свой кабинет.
- Вы извините, Мария Федоровна, что я отвлёк вас от работы, но вот сидящему здесь товарищу не ясен вопрос о восстановлении человека в число студентов. Я что-то не помню положение инструкции по этому поводу.
Обращаясь к сидящему посетителю, Виктор Емельянович сказал:
- Повторите ваш вопрос Марии Федоровне.
Посетитель повторил свой вопрос, я разъяснила ему сущность дела. Тогда Виктор Емельявянович сказал, обращаясь к посетителю:
- Как видите, товарищ, я ничем не могу вам помочь, хотя мне хотелось это сделать: у меня нет прав. Вы упустили сроки. Начинайте все сначала.
И каждый раз, когда Виктор Емельянович в чем-то сомневался, чего-то не знал, он спрашивал и советовался.
Декабрь 1987 г.
Иван Александрович Власенко, директор-ректор пединститута с 1938 по 1941 и с 1945 по 1965 г.
Виктор Емельянович в институте работал с сентября 1956 г. на кафедре педагогики и психологии.
После перехода профессора Давида Генриховича Элькина в университет, кафедра психологии, которой он заведовал, слилась с кафедрой педагогики. Виктор Емельяновтч как психолог все делал для поддержания на должном уровне работоспособности преподавателей курса психологии. В конце 1959 года Виктор Емельянович защитил кандидатскую диссертацию и ему представилась возможность вновь образовать и возглавить кафедру психологии, выделив ее из кафедры педагогики.
Как заместитель директора он был надежным моим помощником по всем учебным и научным работам института. Правда, административная работа сама по себе неблагодарная. Она отвлекала Виктора Емельяновича от его научной работы, но она и возвысила его как руководителя, как добропорядочного, инициативного человека. Прошло много времени. У меня сохранилось наиболее общее воспоминание о Викторе Емельяновиче. Он рано ушел из жизни. Перед ним открывались большие гаризонты ученого психолога.
Для меня он был лучшим другом, можно сказать младшим братом и по работе и в жизни.
Декабрь 1987.
Владимир Петрович Дроздовский, доктор филологических наук, профессор,заведующий кафедрой пединститута.
ЛИРИЧЕСКИЙ ЭТЮД ПАМЯТИ ДРУГА
Виктор Емельянович Котов - мой самый близкий, самый задушевный Друг и наставник. Дружба с Витей зародилась в студенческие годы, в университете на филологическом факультете. Закрепилась вскоре в многоаспектной общественной работе в университете. Началось это с 1953 года. После этого дружба продолжалась и не угасала до отъезда Виктора Емельяновича в Москву на операцию.
Помню, как в канун отъезда, на его квартире по улице Калинина, 62 мы около двух часов провели в самом задушевном и ответственном разговоре. Говорили обо всем: о жизни и ее проблемах, о человеческих и дружеских отношениях, которые он всегда высоко ценил. Более того - жил ими. На этом, как потом оказалось, завершающем жизненном пути, Витя больше всего рассказывал о любимой дочурке Валечке, которой посвятил свою задушевную "Почемучку". Много рассказывал о своих научных интересах, которые из года в год расширялись и углублялись и даже планах, о роли психологии в жизни вообще и в научно-воспитательной работе в частности. Говорил, рассказывал... и время от времени давал понять, что всему этому, наверное, не сбыться. Он осознавал, что шел на величайший риск, ибо другого выхода не видел. Шел во имя жизни на труднейшую операцию, осознавая, что к жизни не возвратиться. Очень и очень трудно было поддерживать такой разговор. А еще труднее... прощаться. Не скрою: Витя дал понять, что прощается навсегда. И это вскоре подтвердилось.
Очень, очень уже многие годы не хватает мне и моей семье Вити Котова. Ведь мы часами просиживали в его рабочей комнатушке рядом с любимым котом в задушевных беседах. Часто приходил к нему за житейским советом. Он был для меня наиболее авторитетным. Мудрым, искренним, доброжелательным. Давался при полном напряжении мысли и чувства. Как бы ни был он занят, никогда не показывал вида. Садись, дорогой.. Слушаю, - не раз слышалось.
Неоднократно встречались на квартире и у нас, в кругу моей семьи. Все члены семьи очень любили Витю и не представляли без него ни одного семейного праздника. Не перечесть встреч и воспоминаний об университете, об общеетвенной комсомольской и партийной работе, о друзьях-товарищах Вове Егорове, Алеше Богатском, Юре Литовченко, Рае Девчишиной, Наде Бугаевой, Вите и Лине Шишовых... Не раз и не два Виктор Емельянович выявлял сокровенное желание встретиться со всем прежним составом университетских друзей. Помнится не раз заходил к Алексею Всеволодовичу Богатскому, когда последний ректорствовал. Очень переживал, что объективные обстоятельства, многочисленные жизненные и рабочие обязанности друзей не позволяли им наметить время и место встречи. Так она и не состялась. Но мысль о такой встрече не лишала Витю до последних дней. Невероятно много раз вспоминал он трудовые будни на филологическом факультете Одесского университета. Здесь ему особенно близкими были Коля Павлюк и Ваня Дузь, Вася Фещенко и Гриша Вязовский. С большим уважением относился он к преподавателям Ирине Исааковне Цукерман, Лидии Владимировне Берловской, Елене Владимировне Ковальчук, Софье Августиновне Савицкой, Анатолию Андреевичу Жаборюку, Назарию Ивановичу Букатевичу, Федору Евдокимовичу Тычау, Александру Ивановичу Заинчевскому, Моисею Михайловичу Копыленко, Коле Зарицкому, Зое Антоновне Бабайцевой... Вместе с ними он утверждал на факультете интеллигентность, добропорядочность и доброжелательность. С чувством радости и гордости общались все с Виктором Емельяновичем как с секретарем факультетской партийной организации. И преподаватели, и студенты. Создавалось впечетление, что радость общения с Виктором Емельяновичем всегда была во главе углов. Его всегда хотелось обнять и поцеловать, искренне поделиться успехами, радостями и житейскими трудностями. С ним всегда хотелось сверить жизненный и научные ориентиры. На доброжелательность он никогда не жалел ни сил, ни времени.
А как он умел выслушивать, вести непринужденный уважительный диалог!? Как просто и мудро советовал. Всегда казалось, что его душевные человеческие и дружеские качества неисчерпаемы. После встреч и бесед, ободряющих советов у каждого появлялся заряд бодрости, жизненного оптимизма, положительных эмоций. Хотелось жить и радоваться жизни, которую он так ценил и так щедро дарил себя другим. Без оглядки, никогда, ни в любом случае Витя не был себе на уме. Его ум, душа, мудрость, совесть, интеллигентность, скромность - принадлежали другим. Хотелось подражать житейской мудрости, душевной щедрости. Частицу души и своих качеств Витя оставил у многих, в том числе и у меня. И я горжусь этим.
Оптимизм и жизнелюбие, душевная щедрость, демократизм, творческое перенапряжение не оставляли Виктора Емельяновича и в годы, когда заметно и ощутительно подкачивалось здоровье, когда участились встречи с врачами кардиологами. Таким помнят Витю его близкие друзья, коллеги и студенты, доценты, профессора и рабочие, уборщицы, сотрудники библиотеки. Каждому он дарил доброе слово и добросердечную улыбку. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что на многие годы он определил стиль работы комитета комсомола университета, стиль работы комсомольских факультетских организаций. Стиль деловитости, гуманности, внимательности, возможности максимального проявления души прекрасные порывы. Помнится, что менее всего члены комитета заседали в главном университетском корпусе. Они постоянно тянулись к факультетам, часто бывали на заседаниях бюро, собраниях комсомольских групп и факультетов, много времени проводили в индивидуальных беседах с комсомольцами. Такой стиль утверждался и на филологическом факультете университета. Представляется, что не случайно и не без Витиного психологического облучения многие из комсомольских вожаков того периода занимали и занимают ответственные административные и партийные должности. Так, Д.В. Богатский работал в должности ректора Одесского университета и директора Института, В.Н. Егоров работал проректором Одесской высшей партийной школы и работает проректором Киевской ВПШ, В.П. Ващенко — декан исторического факультета, Юра Литовченко работал деканом факультета гидрометинститута и т.д. Все они дорожили и дорожат дружбой с В.Е. Котовым, память о нем. Всегда хотелось сделать Вите что-нибудь приятное, заслужить похвалу и улыбку. Не скрою, иногда, особенно в последние годы жизни, Витя начал осознавать, что некоторые злоупотребляли его доверительностью и щедростью души. Были неумерены в просьбах. Работая в педагогическом институте, В.Е. Котов живо интересовался жинью университета, родного филфака, успехами, здоровьем коллег, друзей. Всегда передавал в университет и на факультет сердечные приветы. В беседе со мной, Витей Шишовым он не раз сознавался, что скучает за университетом, его атмасферой, за университетской студенческой аудиторией. И, естественно, что когда предоставлялась возможность возвратиться в университет и возглавить кафедру психологии, прежде всего по просьбе Леона Хачиховича Капустьяна, Виктор Емельянович воспользовался этим.
Первое время он был очень одухотворенным, находился, как говорится, на седьмом небе. Делился, что очень интересно было готовиться и читать лекции, находится в окружении любопытных студентов после лекции, работать со студентами над дипломными и курсовыми работами.
Вместе с тем, постепенно начал замечать, что неудобно себя чувствует. Работа требовала много сил, на него возлагали большие надежды, а здоровье не позволяло. Появились больничные... Совестливый Виктор Емельянович начал чувствовать себя неудобно и жалеть, что перешел из пединститута в университет. Начал понимать, что в пединституте его состояние здоровья все знали и оберегали.
А каким был Виктор Емельянович в кругу друзей, в семейном застолье?!. Он всегда был душой самой компании. Шутил, играл на гитаре, пел, декламировал собственные фронтовые окопные стихотворения. Из последних явствовало, что на фронте Виктор Емельянович хлебнул всего, похоронил не одного друга. Возможно, в их память он доставлял столько тепла и искренних порывов души живущим после Великой Отечественной войны. Память о нем довечна и неизгладима.
18 ноября 1987 года, Володя Дроздовский.
Котов-Хроменко Виктор Емельянович. Родился в 1924 году. Украинец, член КПСС. В Красную Армию призван по мобилизации в аргусте 1941 года и воевал в самых разных частях Южного, Центрального и 1-го Прибалтийского фронтов. В декабре 1942 года окончил ускоренный курс артиллерийского училища и воевал в качестве командира огневого взвода, командира батареи. Трижды ранен.
Из рядов армии уволен в июне 1946 года в звании старого лейтенанта.
- Первый орден Красной Звезды я получил, - вспоминал Виктор Емельянович, - на Центральном фронте. Наша армия готовилась к наступлению. К нам прибыло пополнение: танки, "Катюши", минометы. Видимо, это заметили и немцы. Моя батарея занимала выгодную высотку, вид с которой хорошо просматривался на 3-5 километров. Высотку мы хорошо укрепили, замаскировали. Поздно ночью, когда ничего не предвещало чего-то особого, один из моих солдат заметил движение трех немецких солдат. Двигались они медленно и прямо к нам. Мне показалось,что немцы хотят взять нашего "языка". Мы решили захватить этих разведчиков и хорошо подготовились к этому. Когда немцы подползли к нашим окопам, мои ребята набросились на них и всех троих взяли в плен. Они и пикнуть не смогли. Но не прошло и полчаса, как с немецкой стороны посыпались на нас снаряды. Два немецких разведчика из пленных были убиты, я и два моих солдата ранены. Доставленный в наш штаб немецкий ефрейтор дал ценные сведения для нашего командования.
В боях на Курской дуге моей минометной батарее удалось отбить атаку немецких танков и сопровождавших их пехотинцев. В этом бою мы подбили около семи танков, уничтожили до 50 пехотинцев. Я был вторично ранен.
Непрерывные бои шли и в Латвии. И здесь немцы без боя не оставляли ни одного сколько-нибудь значительного населенного пункта. И только тогда уходили, когда видели, что им угрожает окружение.
Наша часть вела наступление по шоссе на Клайпеду. Помню бои за Ретавал.
Командир батальона собрал всех командиров рот, батарей и поставил боевую задачу. Артиллерия, танки, "Катюши" поддерживали пехоту. Наша батарея действовала в центре. Наши части охватывали городок с двух сторон. Немцы оказывались в клещах и они начали отход. Наша батарея, заметив отход немцев, открыла огонь прямой наводкой по отходившим войскам. Один удачный прицельный выстрел по группе убегавших - и группы нет. Так мы уничтожили не один десяток немецких солдат, подбили грузовую автомашину. Меня в этом бою ранили в третий раз.
Анна Константиновна Брыль, кандидат педнаук, доцент пединститута.
Прошло более 12 лет со дня моей последней научной консультации у Виктора Емельяновича.
Тогда, 9 мая 1978 года, я еще не знала, что это последняя встреча с живым Учителем. Но даже позднее, тогда, когда все друзья и близкие прощались с телом покойного и предавали его тело земле, - я не поверила, что он мёртв. И не только тогда.
О чем был разговор 9 мая? О жизни, о профессиональном и человеческом долге, о воспитании собственных детей... И обо всем этом говорилось просто, без высокопарности, а интонационно - очень исповедально. Я и сейчас слышу его голос. Тогда я не знала, что это были интонации прощания. В тот день он дал мне совет: единственный человек,которы й может помочь мне довести до защиты мою кандидатскую диссертацию - Раиса Ильинична Хмелюк. Сказал твердо и даже жестко. А потом мягче, менее категорично добавил, что он психолог, а она педагог (моя диссертация готовилась на защиту в педагогическом совете).
В который раз я слушала от Виктора Емельяновича его мнение о теориях, которые состоятельны войти в следующее десятилтие: Давыдовская теория обобщения в обучении, модель потребного будущего Н.А. Бернштейна, идеи Д.Н. Узнадзе... При этом, как всегда, перед моими глазами, как бы невзначай, оказывалась библиотечная карточка со словами, выписанными рукой Виктора Емельяновича: "Космонавтом трудно стать, но еще труднее стать человеком", Амосов. Но теперь я думаю, может быть это была мысль самого Виктора Емельяновича. Прошло 12 лет, но меня не покидает чувство признательности и благодарности к своему Учителю.
ПОЭЗИЯ ВЕРНОСТИ И НЕЖНОСТИ
(Газета "За наукові кадри" №7/1341 23.2.1976, Одес. госуниверситета)
Сыновье отношение к свому Отечеству и родительское к детям.-Все, кто близко знал Виктора Емельяновича Котова, не раз переживал волнующие строки его щедрых и страстных поэзий. На глазах они созидались, оттачивались. воодушевлялись. Словами глубокой сокровенности рассказывал он о времени, когда аттестат зрелости защищался им в борьбе с фашистами. И не один год... На подступах к Одессе, и на Курско-Орловской дуге. Союз юношей и девушек, только что влюбленных в песни и стихи, становились их оружием, впитываясь в жизнь:
Тачанка,тачанка - мечта малолетства,
Но дрогнуло небо... и кончилось детство -
Под грохат бомбежек в слепую безлунность,
В солдатских траншеях мы встретили юность.
Рассвет над городом-героем Одессой вчерашнему десятикласснику, добровольцу Виктору Емельяновичу Котову, как и многим другим, довелось встретить в далеко необычных условичх. Очень скоро его пальцы, которые только что держали перо, и глаза, любовавшиеся причудливыми причерноморскими просторами, устремились на вражеские танки:
Не помнили мы матерей и невест,
О них мы фе думали - дрогнуть не смели,
Когда в перекрестке желтый крест
На черной броне ловили в прицеле.
Наш мужественный и нежный Виктор Емельянович прожил жизнь, не поле перешедший. В студенческую аудиторию он вошел с тремя ранениями и тремя орденами Красной Звезды. Одно ранение на Курско-Орловской дуге, как вспоминает, -
Казалось лопнет шар земной от рева башенных орудий...
Казалось - огненный вал здесь уничтожит все живое
А каждый из живых мечтал -
Соснуть часок. Хотя бы...стоя.
Исключительно много было пережито и испытано юнашами. И не эти ли обстоятельства в значительной степени стали темой для нежных, добрых, мудрых стихов о детях и для детей. Совсем недавно вышла его книга "Почемучка" тиражем 200 тысяч экземпляров и молниеносно разошлась по городам и селам. Все стихи Виктора Емельяновича ненадуманные, правдивые. Он любил читать их в кругу родных и близких друзей. Читал полной грудью:
Почему звенит струна ?
Почему у кошки глазки?
Почему висит луна?
Почему скользят салазки?
В сборнике детских стихов находим строки и про воробушку, и отца, про кошечку и про тигренка. Много теплого, еле уловимого юмора и в стихотворении о бегемоте. А в завершение - стихотворение о мототке, который
То опустит полку вниз,
То поднимит рамку выше,
То прибьет к стене карниз,
То стучит уже на крыще,
То починит нашу дверь,
То возьмется за скамейку,
То за стулья...А теперь
Лечит клетку канарейки...
Не раз приходилось нам видеть с таким чудом-молотком и дорогого Виктора Емельяновича, его дочурку, которая зачарованно наблюдала за всем этим.
Все у Виктора Емельяновича - из жизни. Личное - это большая частица самой жизни. В одинаковой мере обращение к поэзии для детей и для взрослых, что помогает познать детскую психологию, их воспитание. Рождались они и в памятные оды, когда -
В суровых невзгодах мужали солдаты -
Седые мальчишки, лихие комбаты...
Мужали и побеждали злейшего врага.
З.П. Дроздовский.
ИЗ КНИГИ В.Е. КОТОВА "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ"
В монографии рассматривается вопрос о путях и средствах оптимизации информационных связей и управления в обучении. Анализируется с логико-методологической точки зрения существующие модели управления обучением, предлагается новый подход к моделированию дидактической системы с оптимальным механизмом управления, приводится ряд практических рекомендаций о путях, средствах и методах оптимизации информационных связей и управления в обучении.
Рассчитана на преподавателей вузов, психологов и педагогов- исс