Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог

Выполним поэтапно решение поставленной задачи.

Поиск файлов

Найдем на диске C: файлы с расширением doc.

В ОС MS Windows выбираем Пуск ® Найти ® Файлы и папки…, задаем условие поиска (*.doc).

Нажав кнопку Найти, получаем результат.

Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог - student2.ru

Архивирование файлов с защитой паролем

Обычно архиватор, установленный на компьютере, доступен через контекстное меню. Выделим найденные файлы и через контекстное меню вызовем архиватор.

Зададим параметры архивирования. На вкладке Дополнительно зададим пароль.

Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог - student2.ru

Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог - student2.ru

Разархивирование файлов

Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог - student2.ru

Написать программу, вычисляющую значение n-го члена последовательности, заданной по алгоритму. Произвести ввод и отладку программы, проанализировать полученный результат

Пример. В последовательности Фибоначчи первые два члена равны единице, а все последующие — сумме двух предыдущих. Написать программу, находящую определенный член последовательности (номер искомого члена задается в виде аргумента или вводится с клавиатуры).

Решение. Алгоритм решения задачи является циклическим (итеративным). Будем вычислять члены заданной последовательности до тех пор, пока не получим требуемый1.

Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог - student2.ru

Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог - student2.ru

Варианты заданий

Написать программу, находящую определенный член последовательности (номер искомого члена задается в виде аргумента или вводится с клавиатуры).

Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защищенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог - student2.ru

1 Указанная в примере последовательность растет достаточно быстро, поэтому при больших n возможен выход значений за диапазон значений выбранного типа данных.

Билет № 11

Информационные основы управления. Общие принципы управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы

В повседневной жизни часто приходится встречаться с процессами управления: пилот управляет самолетом, а помогает ему в этом автоматическое устройство — автопилот; директор и его заместители руководят производством, а учитель — обучением школьников; процессор обеспечивает синхронную работу всех узлов компьютера, а каждым его внешним устройством руководит специальный контроллер; без дирижера большой оркестр не может согласованно исполнить музыкальное произведение, а хоккейная или баскетбольная команда обязательно имеет одного или нескольких тренеров, которые организуют подготовку спортсменов к соревнованиям. В наиболее общем виде управление есть совокупность действий, осуществляемых человеком, группой людей или автоматическим устройством (автоматом), направленных на поддержание или улучшение работы некоторого объекта. Эта деятельность ведется либо по заданным извне правилам, либо планируется самостоятельно в соответствии с известной целью управления. Управлять — значит влиять на ход какого-либо процесса в живом организме, машинах, обществе или на состояние некоторого объекта. Управление обязательно ведется целенаправленно, а случайные хаотические воздействия на систему не имеют к этому прямого отношения.

Независимо от природы исполнительных и управляющих органов процесс управления имеет определенные общие закономерности. Их изучением занимается специальная наука, которая называется кибернетикой.Слово “кибернетика” происходит от греческого слова, означающего в переводе “кормчий”.

Основоположником кибернетики является американский ученый Норберт Винер (1894–1964).
В 1948 году вышла его книга “Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине”, заложившая основы новой науки. В Советском Союзе большой вклад в развитие теоретической и прикладной кибернетики внесли академики Аксель Иванович Берг (1893–1979) и Виктор Михайлович Глушков (1923–1982).

Кибернетические исследования заключаются в изучении наиболее общих свойств процессов управления в живых и неживых системах. При этом используются в основном абстрактные системы, т.е. некоторые обобщенные модели реальных систем различной природы — технических, биологических или социальных. Именно такой подход позволяет отразить наиболее общие закономерности, не обращая внимания на второстепенные детали устройства конкретных систем.

Предметом новой науки стали не только биологические и технические системы, но и системы любой природы, способные воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования. Кибернетические разделы информатики богаты подходами и моделями в исследовании разнообразных систем и используют в качестве аппарата многие разделы фундаментальной и прикладной математики.

Управление является информационным процессом. Действительно, для принятия тех или иных решений и их реализации требуется постоянно производить различные действия с информацией. Сначала нужно получить и обработать данные о состоянии регулируемого объекта и окружающей его среды. Затем сформированные в результате проведенного анализа управляющие команды необходимо передать контролируемому объекту для изменения его состояния в соответствии с целью управления. Часто при организации процесса управления требуется также хранить поступающую информацию, для того чтобы использовать ее в дальнейшем. Таким образом, в ходе управления применяются все наиболее важные виды работы с информацией, фигурирующие в определении информационного процесса.

Итак, в рассматриваемой научной дисциплине основными являются понятия управление и информация.Необходимо отметить, что первоначально все исследования в области информации относились к кибернетике, так как считалось, что использование информации в системах управления является центральной проблемой. Однако с развитием науки область ее проблем расширялась, изучались все новые аспекты работы с информацией, и в конце концов проблемы управления выделились в самостоятельную область. В результате возникла более общая наука — информатика,в которую в качестве одной из составных частей вошла кибернетика.

Несмотря на многообразие задач, решаемых в кибернетике, разнообразие моделей, подходов и методов, кибернетика остается единой наукой благодаря использованию общей методологии, основанной на теории систем и системном анализе.

Система — это предельно широкое, начальное, строго не определяемое понятие. Предполагается, что система обладает структурой, т.е. состоит из относительно обособленных частей (элементов), находящихся тем не менее в существенной взаимосвязи и взаимодействии. Существенность взаимодействия состоит в том, что благодаря ему элементы системы приобретают все вместе некую новую функцию, новое свойство, которыми не обладает ни один из элементов в отдельности. В этом состоит отличие системы от сети, также состоящей из отдельных элементов, но не связанных между собой существенными отношениями. Сравните, например, предприятие, цеха которого образуют систему, поскольку лишь все вместе приобретают свойство выпускать конечную продукцию (и ни один из них в отдельности с этой задачей не справится), и сеть магазинов, которые могут работать независимо друг от друга.

Кибернетика как наука об управлении изучает не все системы вообще, а только управляемые системы. Зато область интересов и приложений кибернетики распространяется на самые разнообразные биологические, экономические, социальные системы.

Одной из характерных особенностей управляемой системы является возможность переходить в различные состояния под влиянием управляющих воздействий. Всегда существует некое множество состояний системы, из которых производится выбор оптимального состояния.

Отвлекаясь от конкретных особенностей отдельных кибернетических систем и выделяя общие для некоторого множества систем закономерности, описывающие изменение их состояния при различных управляющих воздействиях, мы приходим к понятию абстрактной кибернетической системы. Ее составляющими являются не конкретные предметы, а абстрактные элементы, характеризующиеся определенными свойствами, общими для широкого класса объектов.

Поскольку под кибернетическими системами понимаются управляемые системы, в них должен присутствовать механизм, осуществляющий функции управления. Чаще всего этот механизм реализуется в виде органов, специально предназначенных для управления. Управляющая часть системы, вырабатывающая сигналы управления, называется управляющим устройством. Управляющее устройство вырабатывает сигналы управления на основе информации о состоянии управляемой системы (изображены на рисунке стрелкой от управляемой части системы к управляющей ее части) с целью достичь требуемого состояния возмущающих воздействий. Совокупность правил, по которым информация, поступающая в управляющее устройство, перерабатывается в сигналы управления, называется алгоритмом управления.

На основе введенных понятий можно определить понятие “управление”. Управление— это воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий на основе имеющейся для этого информации, улучшающее функционирование или развитие данного объекта.

В системах управления решаются четыре основных типа задач управления: 1) регулирование (стабилизация); 2) выполнение программы; 3) слежение; 4) оптимизация.

Системы, изучаемые в кибернетике, могут быть очень сложными, включающими в себя множество взаимодействующих объектов. Однако для понимания базовых понятий теории можно обойтись простейшей из таких систем, которая содержит всего два объекта — управляющий и исполнительный. Практическим примером может служить, например, система, состоящая из светофора и автомобиля. Как ни удивительно, даже в таких небольших системах информационное взаимодействие может быть построено по разным схемам.

В простейшем случае управляющий объект посылает свои команды исполнительному объекту, никак не учитывая его состояния.

В рассматриваемом случае каждая система состоит из единственного объекта, но это, разумеется, совсем не обязательно. Например, на практике автомобилей на перекрестке обычно несколько. Для того чтобы управляющая система начала работать, в нее необходимо ввести некоторую исходную информацию о способах управления (в случае светофора она содержит программу переключения управляющих сигналов). Используя входную информацию, управляющая система начинает выдавать команды управления для исполнительной системы (объекта управления). Поскольку в описанной схеме воздействия передаются только в одном направлении, она называется разомкнутой.Помимо описанной выше, разомкнутыми системами являются всевозможные информационные табло на вокзалах и аэропортах, которые управляют перемещениями многочисленных пассажиров. К рассматриваемому классу систем можно отнести и всевозможные современные программируемые бытовые приборы. В обществе также существует способ управления, когда состояние его членов никак не влияет на принимаемые законы и решения, он называется диктатурой. Как правило, описанная схема управления не очень эффективна и нормально работает только до возникновения экстремальных условий. Так, при больших потоках транспорта возникают пробки, в аэропортах и вокзалах приходится дополнительно открывать справочные бюро, в микроволновой печи при неправильной программе может произойти перегрев, из-за которого кусочки продуктов разлетятся по стенкам; диктаторы чаще всего вынуждены бежать из своей страны, спасаясь от справедливого гнева населения.

Более совершенные системы управления отслеживают результаты деятельности исполнительной системы.

В таких системах дополнительно появляется еще один информационный поток, на этот раз от объекта управления к системе управления; в литературе его принято называть обратной связью.Именно по каналу обратной связи передаются сведения о состоянии объекта и степени достижения (или, наоборот, не достижения) цели управления. Такая система называется замкнутой.Главным принципом управления в замкнутой системе является выдача управляющих команд в зависимости от получаемых сигналов обратной связи. Легко понять, что управляющая система стремится скомпенсировать любое отклонение объекта от состояния, предусмотренного целями управления. Например, если на одной из улиц перекрестка машин накопилось много, а на другой их практически нет, то алгоритм поочередного перекрытия улиц требуется нарушить, чтобы по возможности пропустить максимум машин по перегруженной улице. Обратную связь, при которой управляющий сигнал стремится уменьшить (скомпенсировать) отклонение от некоторой поддерживаемой величины, принято называть отрицательной.Сущность управления с помощью обратной связи хорошо описал основоположник кибернетики Н.Винер в своей статье “Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее”:

“Мысль моя заключалась в следующем. В устройствах управления применяется метод стабилизации действия, при котором какая-либо величина, зависящая от успеха действия, подается обратно на вход устройства как новая регулирующая порция информации. Так как каждое отклонение от заданного значения здесь компенсируется корректирующим действием в противоположном направлении, то подобная обратная связь называется отрицательной. Нам... пришло в голову, что такие простые человеческие действия, как вождение автомобиля, регулируются отрицательными обратными связями. Мы поворачиваем рулевое колесо автомобиля не по заранее составленной программе, а так, что если мы отклоняемся слишком влево, то правим вправо, и наоборот. Поэтому мы были убеждены, что отрицательная обратная связь участвует в человеческом механизме управления и, в частности, в том, при помощи которого мы следим взглядом за самолетом”.

Приведем еще несколько примеров замкнутых систем управления. Начнем с хорошо знакомого вам примера — обучения в классе. Здесь управляющую систему представляет учитель, а ученики являются объектом управления (авторы просят прощения, если применение принятой в кибернетике терминологии кому-то показалось обидным; помните, что научные термины всегда лишены эмоциональной окраски и никого не унижают и не обижают). Прямой канал передачи информации — это передача знаний учителем, а обратная связь — ответы учеников, результаты контрольных работ, сочинения и т.п. Благодаря обратной связи в результате анализа проведенной контрольной учитель может, например, провести дополнительный урок по данной теме или, наоборот, особо отличившихся учеников освободить от каких-то заданий.

Завершая обсуждение принципов работы управляющих систем, отметим, что их изучение не является самоцелью, а служит основой для разработки устройств автоматического управления. Кибернетика разделяет системы управления на три группы: неавтоматические, автоматизированные и автоматические.Как очевидно из названия, в неавтоматическихсистемах управлением человек занимается самостоятельно. Автоматизированныесистемы управления (АСУ) занимают некоторое промежуточное место — сбор необходимой для принятия решения информации и ее обработка производятся автоматически, а окончательное решение принимает человек. Наконец, в системах автоматическогоуправления (САУ) все операции, связанные с процессами управления, происходят без участия человека. Разумеется, программы (алгоритмы) управления предварительно готовит человек. Количество автоматизированных и автоматических систем вокруг нас неуклонно расширяется.

Литература

1. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д.А. Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994, 352 с.

2. Информатика в понятиях и терминах: Книга для учащихся старших классов средней школы / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Ю.В. Исаев, В.В. Морозов; Под ред. В.А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991, 208 с.

3. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Учебник по базовому курсу (7–9-е классы). М.: Лаборатория базовых знаний, 1998, 464 с.

4. Шилейко А.В., Шилейко Т.И. Кибернетика без математики. М.: Энергия, 1973, 144 с.

5. Еремин Е.А., Шестаков А.П. Примерные ответы на примерные билеты // Информатика, 2002, № 13 (350), с. 9–13.

6. Могилев А.В. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр “Академия”, 2004, 848 с.

7. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. 11-й класс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002, 200 с.

Наши рекомендации