Черчилль оказывается борт-инженер на международных линиях

Кузя уже знала, что есть завидные женихи. Но она ждала своего. Именно ждала. Вот так. Чтобы на блюдечке с голубой каемочкой.

Ей нужен был добрый. Деньги?

Кузя не знала для чего они нужны. У нее было уже пианино. Еще бы станочек балетный как у Инночки Токаревой. И еще как бы кто-то, кто по-хитрому учил бы ее не предаваться мечтам, а действовать.

Гром грянул неожиданно. Оказалось, что Черчилль – завидный жених. Не одна девушка сохла по нему. Но у него были какие-то свои планы.

Кузя любила слушать. Черчилль – рассказывать.

У Кузи совсем не было прошлого. Ну, если не считать любовный роман с Сиднихиным в первом классе. Объединили их бабушки. Бабашки любили друг с другом поговорить, поэтому они свели Кузю (тогда ее называли настоящим именем – Зоя) с Вовкой.

Их посадили в классе на самое почетное место. 5 парта в среднем ряду. Оба – отличники.

Кузина мама до рождения Кузи работала в районной библиотеке. Вовкины родители тоже были благородные.

Но так получилось, что Кузины родители задумали переехать в другое местечко. Кузю и Вовку ждала разлука. А вообще правильнее и честнее сказать, что расставались их бабушки.

Не успела еще Кузя уехать, как Вовка подружился с другой девочкой. И еще Кузя нечаянно услышала, что та другая – подарила Ему шоколадку.

Кузя Вовке никогда ничего не дарила…

На восьмилетнюю девочку неожиданно упала новость. Эта новость почему-то сбила ее с толку.

Больше с мальчиками Кузя не дружила. А с девочками – проводила время.

А так, как из книг и наблюдений жизнью она видела, что мир ее окружающий состоит из людей, объединенных вместе семейными отношениями, то она в одном из своих жизненных сценариях была именно жена.

В ее заготовках о будущем, не предполагалось за звание жены бороться.

Ее любимая тетя-фантазерка нарекла Кузю Золушкой. Вот по этой сказке все и должно было произойти.

Черчилль подходил на роль мечту.

Был, правда, случай в жизни Кузи, когда она увидела настоящего Принца. Толи из сказки, толи из балета… Она вспомнила по-быстрому всех принцев, которых она знала и перечислила: из балета «Спящая красавица», а может «Лебединое озеро», а может…

Не успела она перечислить все балеты, которые она пересмотрела в театре Оперы и Балета, как принц оказался рядом... Оказывается, он даже умел говорить... И даже, что-то говорил именно ей, тогда еще или Зое, или Золушке…

Взглянув на него боковым зрением, она вынесла вердикт. Он настоящий. Ему нужна другая. Лучше меня. Ну, например, как Инночка Токарева, у которой дома балетный станочек. Зоя-Золушка так испугалась, что тоже заговорила… Говорила так долго, что выговорила все, что знала на белом свете

Принц исчез также, как появился, так и испарился…

А может быть, все это ей приснилась?

О том, что она встретилась с настоящим принцем, она никому не сказала. Даже бабушке.

Бабушка, правда, ее спросила:

- Что ты там натворила, ты сама на себя не похожа.

Не сказала она ни бабушке, ни Жанне. Не сказала никому…

Но, как и положено в сказке, она сказала себе, что будет для принца невидимкой. Она еще себе сказала, что принц ее больше никогда не увидит. Он будет проходить рядом, а она будет невидимкой.

Ей было очень грустно расставаться со сказкой, мечтой о принце. Но ведь она оглянулась, а его и след простыл….

Эту встречу Кузя прокручивала в голове раз 100. Поэтому после Вовки там образовалась еще одна дырка.

Черчилль был не такой. Он не исчезал. То есть уходил в рейсы, но писал письма. Почему то на главпочтамт. А так как до главпочтамта надо было топать и топать, то поход на главпочтамт был для нее целым событием.

Иногда она приходила на главпочтамт и, простояв очередь к окошечку, узнавала, что писем для нее нет.

При таком раскладе у нее в голове рождался один сценарий. Получив письмо и прочитав его - другой.

Кузя была смешная и наивная. Хотя прочитала много книг и даже самого Ги де Мопассана. И не что-нибудь, а «милый друг».

Она была любимицей бабушки, а та готовила ей нежную пищу. А есть Кузя вообще не любила, то естественно была тощей. Один родственник прозвал ее циркулем.

И еще откуда ни возьмись ниоткуда у Черчилля нарисовался соперник. Претендент на Кузино сердце.

Кузя почувствовала себя героиней романа. И вообще из-за Зои-Золушки - Кузи мальчики дрались. Хотя она не давала повода. Может быть, поводом было только то, что Кузя-Зоя-Золушка была очень молчаливой?

ДП. - Девушка, вы согласитесь, чтобы я был вашим молодым человеком? – спросил меня парень.

- Да, но у меня уже есть, – ответила я.

-А как вы будете знать, что он самый лучший?

Я улыбаюсь находчивому молодому человеку и запоминаю наш диалог на всю жизнь.

Потом я узнаю от одноклассницы случайно имя этого молодого человека. Но оно чересчур известно. А диалог чересчур мизерный, чтобы притягивать этого талантливого человека в свою автобиографию.

Я ведь пишу о том, как я не стала знаменитой. А не стала потому, что ничего для этого не сделала. У меня, конечно, есть перечень объективных факторов и огромный список субъективных причин. Те и другие дополняют друг друга.

ДП. Отношения. Вот мне кажется ключевое слово, которое объединяет людей. Я поддерживаю отношения. Для меня это значит, что с человеком этим у меня есть что-то общее. Самое надежное – это общее дело.

Пример, Таня В., бывшая аспирантка, которая так и не защитилась. Я к ней обращаюсь на ты. Она ко мне на вы. Она после смерти родителей и двух коротких браков, полностью отвечает за жизнь сама. Держится всех отношений. Чем больше я ее знаю, тем больше удивляюсь ее жажде помогать людям. Она открыта людям. У нее прекрасное окружение. Я рада за нее.

ДП. Перейти на ТЫ для меня трудно. Но когда поставила цель полюбить себя, чтобы соответствовать христианской заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя…», я стала чаще говорить людям ты…

ДП. Собираю свои пазлы. Готовлю их для Жанночки Г.

Когда выйдет книга, то я думаю о тех, кто просматривать.

Я придумала себе читателя, которому моя книга откроет глаза на его собственную жизнь. И жизнь этого читателя заиграет новыми красками. Я уверенна. Ведь у меня легкая рука.

И еще я подумала, что мне будет сначала страшно, а потом я привыкну к тому, что стала ближе к самой себе. И для себя лично я все-таки стала знаменитой. Просто об этом кроме меня никто не знает.

И если меня будут критиковать, то мне даже ничуточку не обидно.

Вот какова сила любви к себе. Ну и к ближним, как к себе.

ДП. На каком-то этапе своей жизни, я приняла решения стать экспериментатором и испытуемой своей собственной жизни.

Обоснование темы исследования, цель, задачи, гипотеза – все составила. Эта тема связана с развитием человека третьего возраста.

Я как Иван Сеченов исследую возможности организма женщины третьего возраста с учетом традиций в обществе и когнитивных установок в произведениях известных писателей.

Когнитивные установки это те мысли, которые как маяк направляют героев на поступки.

ДП. Соня Шполюрук оказалась у нас на Черноморке каким-то странным непонятным образом. Она, конечно не одна оказалась, а с мамой и другом ее отца. Соне 7 лет. Она приехала из Киева.

Ее папа известный кинокритик – Алик Шполярук.

Соню встретили моя Аня, моей внучке 6 лет. Ее другу и соседу по даче Диме – 5.

Соня у нас суперзвезда. Она окончила первый класс школы Ор Самех. С ребе на ты. Она с родителями автостопом была на Каннском кинофестивале. 1993 год.

Дима не сводит глаз с Сони. Аня муник (так называет мою внучку ее папа, т.е. Аня маленькая) задумалась…

ДП. Аня муник дарит мне много радости. Я объясняю ей, что сейчас она Аня маленькая, а я Аня большая. Потом она вырастет и станет Аней большой, а я Аней – великой.

Внучка моя подружка, мы с ней обе озорничаем.

ДП. Жара…

ДП. У нас две кошечки. Глаша и Геля. Глаша выбрала в хозяйки меня. Геля – Артура.

ДП. Лучшая подруга у меня моя мама. Я с ней делюсь своими мечтами.

ДП. Моя мама учительница начальных классов. Она очень любит своих учеников.

ДП. Мне 18 лет. Я замужем. Мы с мужем в Тихорецке. Мама Надя говорит мне:

- Ты здесь хозяйка. Тебе Анечка, вообще-то особенно не надо будет ничем заниматься, кроме того, что поливать огород (16 соток), приготовить обед (кастрюли большущие) на семью, потом помыть посуду. Тарелки мыть так, чтобы остатки достались Шарику…

У меня от страха все плывет перед глазами.

Я городская изнеженная барышня. У меня одна работа – учится.

Боже, что это будет?

ДП. Алый парус. Газета «Комсомольская правда».

Тонкая девушка с толстой косой,

И очень задумчивым взглядом,

Взгляд ее словно куда-то зовет

И как то особенно греет.

Нет, не Володьку Аня ждет.

Нет, не Володьку – Грея.

…….

Будут навеки Грей и Ассоль

Или Володька и Аня.

ДП. Июль. 1968 год. Прага. Воскресенье. Мои «Римские каникулы». Я оторвалась от своих. Мой гид – чех. Его зовут Павел. Он показал мне Прагу. Были на улице Золотых мастеров. Катались на лодке по реке Влтава.

Прощаемся на какой-то возвышенности. У Стеллы. Прага как на ладони. Мне показалось, что это самое высокое место в Праге.

Поцелуй. Прощальный. Поцелуй мужчины и женщины.

К Новому Году я получила поздравительную открытку: Дорогая Анна…». Елочку нарисовал Павел сам…

Павел выбился в люди… А открыточку я сначала запрятала, а потом она исчезла. Когда я в газетах увидела Павла, я не поверила своим глазам. Хотелось найти подтверждение в открытке.

Память о моих «Римских каникулах» осталась…

ДП. Я ушла с музыкально-педагогического факультета. Перешла на другой факультет. Почему?

ДП. Самый драматический день рождения для меня день, когда мне исполнилось 30 лет. Никогда больше мне больше не было так тяжело.

Позади огромная часть жизни. А я, по моему мнению, и убеждению никому ничего хорошего не сделала. Рядом родители. Они живут и постоянно помогают родственникам, друзьям, каким-то людям.

А я?

ДП. Дача Володи Бартникера. 13 станция Большого Фонтана. Этим летом я с Артуром стали на месяц Бартникерами.

Рядом с дачей, в котором мы живем дача народного артиста СССР Михаила Водяного и его жены заслуженной артистки Маргариты Деминой.

По дороге к морю я прохожу мимо обелиска Анны Ахматовой.

На территории дачи два домика и кухня. Я убираюсь по-хозяйски в одном домике. Потом там будут жить дочка + зять + внучка.

Анечке мунике один годик и 9 месяцев. По соседству живет семья учителей. У них внук Вовочка. Ему два годика.

Вовочка подарил Анечке мунике машинку. И еще Вовочка катает Анечку на велосипеде. Он джентльмен.

В маленьком домике, где живем мы с Артуром оставлены письма, фотографии родственников Володи Бартникера. Они за рубежом. Сжечь свой архив не хватило духу.

ДП. Память. Встретила соученика-имя-не-помню. Он мне напомнил некоторые эпизоды из нашей юности. Он и его жена перенесли трагедию. Умер 17-летний сын. Соученик-имя-не-помню для спасения жизни отдал ему свою почку. Не помогло.

ПыСы. Снова встретила соученика-имя-не-помню (стыдно спросить, он-то помнит мое)…

ДП. Мама Сюта воспитывает у меня святость. Я понимаю, что в этом мире можно прожить только при наличии пороков. Что выбрать для себя?

Перебираю все, что знаю из романов и научной литературы. Выбираю: буду курить. Сказано. Сделано.

Конечно, более полезный порок жадность. Это некоторыми людьми считается огромным достоинством.

Почему я не падкая на деньги? Очень жаль…Мне бы легче жилось. Не проверено на себе состояние жадности.

Есть точка зрения, что старую собаку новым фокусам не научишь. А есть – противоположная.

Есть еще диагноз – старческая скупость.

Мда…

ДП. Кострома. Школа молодых ученых. Первая половина июня. В Одессе – лето. Здесь колотун. Наши учителя – академики. Женщины и мужчины.

Мне очень интересно учится.

Как исследователь я обращаю внимание на факт.

Мужчины вообще не достойны уважения женщины. Особенно ученые мужи. Их можно любить. Но уважать их нельзя. Нет, вообще можно, даже нужно, но только тех, кто на расстоянии.

Почему? Женщины и мужчины, наши учителя, все академики – ровесники. Но внимание учителя-мужчины они уделяют нам, молодым сцыкухам (выражение мамы Сюты). Себя я причислила сразу к тем, которые постарше. Я считаю, что Анна Ахматова, обязательно замечала эту черту в мужчинах. Я – заметила.

Обаяние свойственно молодости. КОГО Я, ЖЕНЩИНА, ВОЗЬМУ В СВОЮ СТАРОСТЬ? С 30 лет, когда у нас с Артуром возникало непонимание, я задавала всегда этот вопрос: войдем ли мы с тобой в старость…

ДП. Как трудно быть молодым. Фильм Говорухина. Папа смотрел и плакал. Я папина дочь. Я тоже считаю, что самое сложное время – это молодость.

ДП. Никогда не возьму в руки сигарету. Но рядом люди могут курить. Курение это действительно отвратительная привычка. У Анны Ахматовой прочитала о том, что женщину курение унижает. Она сама курила, но потом бросила.

Я живу в параллельном мире с Анной Ахматовой. Она для меня живая.

Когда я не нахожу слов, чтобы высказать наболевшее, я обращаюсь к ней. Но настоящим спасением для меня стала «дружба» с Александром Блоком. Но это не о курении, а совсем о другом…

ДП. Рынок. Толчок. Продажа. Богатство. Сетевой маркетинг. Все это мне интересно. Так хочется соответствовать времени.

Проколы. Все перечисленное меня не любит.

Но неудачи оставляют опыт, точнее маленькие истории.

Единственный раз мне удалось продать физиоприбор. Моя прибыль должна была составить 10 долларов. Но мне стало неудобно. Я предложила 5 долларов. Но кому… Этим человеком, оказалась теща бывшего директора Одесской киностудии Збандуто, мама Наташи, режиссера Одесского телевидения.

При продаже мы общались с этой удивительной женщиной. Она рассказала много интересного. Расставаясь с ней, я все время думала о том, почему я не смогу работать в сетевом маркетинге…

ДП. Я закрылась в дачном туалете. Крючок опустился снаружи. Я не могу выйти. Зову людей… Проходит минута, две, три… Боже, я узнаю, что у меня огромный запас матерных слов… Это, конечно, не открытие Вселенское, но все же приятно…Мне таки да нельзя судить людей…

ДП. Мне нужна помощница. Я не справляюсь дома. Мысленно ищу. Фирмам не доверяю. Они для богатеньких. А я обычная.

У дома своего, выбрасывая мусор, я вижу девочку, которая тоже выбрасывает мусор. Разговорились. Она работает в банке уборщицей. Ее зовут Таня. Почувствовала моя душа в душе этой девочки что-то.

Спросила ее:

- А вы могли бы приходить ко мне раз в неделю. Назвала цену я.

- Спрошу маму, – ответила Таня.

Мне понравилось начало….

Уже три года как Таня помогает мне. Сегодня она рассказала мне анекдот:

- Папа, на сколько хватает тюбика зубной пасты?

-Не знаю, – отвечает папа.

- А я знаю. На коридор, большую комнату и балкон.

И еще анекдот от Тани.

Молодой человек пригласил девушку на чашечку кофе.

Выпили кофе и девушка говорит:

- Теперь, ты мой.

- Сама мой, – ответил ей юноша.

ДП. Меня почему-то невзлюбила невестка.

ДП. Меня пригласили сниматься в кино. Отобрали.

- И что это интересное они во мне нашли?

Я играю роль коротенькую героини в детстве. Меня в возрасте играет Любовь Соколова. Потом я узнала, что она жена режиссера Данелия.

Фильм снимали в павильоне Одесской студии.

ДП. 1986 год. Чернобыльская трагедия.

Я председатель предметной комиссии на музыкально-педагогическом факультете. Поступает сын известного в Одессе хормейстера, тоже, как и я выпускницы музпеда Ларисы Р.

Мальчик, выросший в мире музыки, подготовлен лучше других, но Миша еврей. И еще Лариса смело приходит ко мне и к декану. Мир не без добрых людей…

Нагнетается обстановка именно над небом, которое над этим мальчиком. Понятно, что материнская любовь испортила немного…

Но сколько в мире несправедливости…. Я принимаю обдуманное решение… Я провожу эксперимент естественный по всем правилам… О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья труд… Соглашается помочь мне Танечка К-К.

Но у меня есть чем отчитаться перед Всевышним….

Как- то позже, встречу я Ларису Р. Она мне скажет:

- Тебя уберут… Директора Чернобыльской АС, который предупреждал….

- Лариса, не волнуйся… Я – папина дочка. ДП. Все жалуются, а я счастливая. Вот и мама Сюта так говорит.

Живем мы, правда, в тесноте. В хрущевке двухкомнатной шестером. Да еще летом постоянно гости отовсюду.

ДП. 21 век. Моя работа. Моя жизнь. Я стала по-другому смотреть на мир. Хотя я та же «тонкая-девочка-с-толстой-косой». Принимаю все. Прощаю себя. Прощаю всех. Не впечатляюсь.

Иногда плАчу, иногда плачУ…

Рынок везде. Есть еще те, ради которых стоит жить. Хотя отношения многие сводятся к выгоде. И только в беде люди вспоминают, что есть кроме денег другие ценности. Такие, как поддержка, понимание, сочувствие, ну, конечно, содействие и обыкновенная справедливость…

ДП. Снобизм и цинизм. 21 век. Украина.

Те, кто выехал за рубеж из наших потерялись.

ДП. В-к. сказал:

- Свободным может быть только олигарх и нищий, которому нечего терять.

ДП. Мне интересен взгляд на жизнь В-и. Он европейски нацеленный человек.

ДП. В Тихорецке у мамы Нади и папы Миши большой дом. Целых четыре комнаты. Летом с утра до позднего вечера мама Надя, а с ней и мы крутимся.

Артур замечательный сын. Он очень послушный. Мама его маленьким выходила от туберкулеза. И еще когда он поступал в Высшую мореходку, то на частных учителей нужны были деньги, и мама Надя продала единственную корову.

Он аспирант, а у мамы делает беспрекословно всю трудную работу.

Но иногда случаются и чудеса. Так, Артур, на велосипеде ездит по станицам, а там можно купить дефицитные в Одессе книги. Для себя, конечно. Не для продажи. Так, мы становимся обладателями книги Ивана Ефремова «Час Быка».

Женщина 21 века, человек 21 века – это моя тема, мой конЕк. Как мне хочется соответствовать будущему. Будущему по Ефремову. Восток и Запад – в едином культурном пространстве. В этих книгах много из учения Николая Рериха. Я не хочу жить в прошлом. Я люблю историю, я от нее никогда не откажусь, но я собираюсь с ней войти в будущее.

Из всей моей семьи, я наверное, самая менее начитанная. Я читаю медленно. Во мне просыпается режиссер, сценарист, актеры. Книгу я проживаю.

ДП. Я на кафедре. Я – начальник. Мне вдруг показалось, что в душе моей цемент… Что я такое увидела в мире, что остолбенела?

ДП. Н. С. вспомнила Виктора Емельяновича, уже покойного и сказала мне:

- В.Е. говорил, что у Ани Брыль комплекс честности.

ДП. Лена М. – подруга. Она открыла мне Одессу. Одесситка настоящая – это… как бы сказать… Лучше промолчу.

Да, за все надо платить.

Мама Лены мне очень нравится. Она ухоженная, не стоИт в очередях за дешевыми продуктами. Все покупает на Привозе. Я делаю вывод: думаю, так экономнее.

Мама Лены полная противоположность моей маме.

Я учу свою маму жизни…

Пройдет немного времени и меня пригласят к себе как-то рано утром Лена и ее родители.

Оказывается для того, чтобы я стала понятОй. Они мне доверили. Мама Лены на своей работе занималась махинациями на протяжении 10 лет по сценарию «Мертвые души» Николая Гоголя. Потом случайно вскрылось.

В это время я кандидат в члены КПСС, заведующая кафедрой.

Лена говорит, что за их квартирой следят.

Я подумала, что пришел случай проверить КПСС. К тому времени репутация партии зашаталась. Проверила. КПСС плевать на такие мелочи как то, с кем я дружу.

Мама Лены получила 10 лет.

Я не бросила подругу. С пониманием отнеслись и все члены моей семьи. Мама получила посылку с Белоруссии от родственников – колготки хлопчатобумажные. В тюрьму мама их и передала

А вот родственники Лены сначала растерялись.

Когда кафедра психологии проводила исследование по психологии поведения женщин в условиях тюремного заключения, я приняла участие в ее разработке.

Очень мне хотелось увидеться с мамой Лены. Я видела, с какими глазами она шла под конвоем. Эти библейские грустные глаза я не забуду никогда.

Но на территории тюрьмы маму Лены я не увидела, но узнала много чего… Увидела я такое, от чего стало страшно жить.

Например, многим женщинам после тюрьмы некуда возвращаться. Семьи их не принимают…

Маму Лены приняли с любовью. Не дождался ее только муж. Он скоропостижно умер. Рак.

Но время потом нас с Леной разлучило. Больше у меня подруг не было.

Когда я встретила как-то Лену, то мы за минуту рассказали друг другу всю жизнь. Обменялись телефонами, чтобы расстаться навечно.

Дружба для меня это огромная ответственность. И семья. И работа. И память.

А годы идут. Силы уже не те.

ДП. Красота души, красивый дизайн. Фильм Сергея Герасимова «Любить Человека». Запал момент. Главная героиня говорит:

- Я переступила. Все.

Я не помню, что там между ними произошло…

Ее молодой человек в недоумении.

А героиня рассказывает, что когда-то ее мама дала коробку конфет для учительницы. Цель была – хорошая отметка. И героиня поняла, что тогда переступила дозволенное впервые…

ДП. Жизнь – это мозаика фактов. И мы как из кирпичиков сложенные образы. Но люди нас воспринимает по-разному. Один видит в нас только что-то негативное, другие – что-то возвышенное. Но чаще все это они видят в нас себя. И мы также.

С каждым человеком все-таки я разная.

И как понять когда я больше все-таки я.

Где та Я, которую Я сама могу любить, уважать, ценить.

Особенно легко стать объектом манипуляций. И также опасно попытаться втянуть кого-то в свою игру. Жертва – палач – преследователь. Став в одну из позиций, приходится проходить все.

ДП. Я люблю прибедняться. Рассказывать о себе какие-нибудь грустные истории. Почему? Я вообще думаю, что это менталитет наш. И еще, чтобы не сглазили…

Уже приближаясь к концу жизни (летопись окончена моя) человек, который по времени знакомства и по поступкам по идее лучше всех знает меня, как-то признался: Я тебя знаю с твоих слов…

Ничего себе….

А я, например, больше по поступкам сужу человека. Хотя какое я имею право судить? И еще ведь есть что-то неуловимое, что нельзя свести ни к словам, ни к поступкам, вообще необъяснимое… Так ведь?

Глава 12. Мои попутчики

ДП. Я у Марии И. в гостях. Дочка с зятем и внучка в Германии. Внучка Леночка разошлась с мужем. Мария И. переживает.

Мария И. на пенсии. Она всю жизнь проработала экономистом. С мужем воспитала дочь красавицу Наташу – пианистку и вокалистку, заслуженную артистку РСФСР. Зять – профессор, мой бывший второй оппонент.

Для меня люди, которые приняли участие в моей судьбе – особые. Не только они, но и члены их семьи. Я их берегу.

Мария Ивановна подарила мне фиалку.

Удивительная семья. Удивительные судьбы.

Только раскрывая этот пазл моей жизни поподробнее затрагиваются следующие имена: Юрий Соломин, Геннадий Цыпин, Вера Горностаева, Раиса Верхолаз... А еще Эмиль Гилельс и его педагог…

Профессор Раиса Верхолаз как-то сказала мне: Анечка, запомни эту женщину. И показала фотографию очень красивой женщины. Эта женщина – педагог Р.В. и она же педагог Эмиля Гилельса.

Конечно, я изучила все об этой женщине.

Берта Михайловна Рейнгбальд (ноябрь 1897, Одесса — 19 октября 1944, там же) – пианистка и музыкальный педагог.

Была главным наставником Эмиля Гилельса. Среди учеников Рейнгбальд в разное время были также Оскар Фельцман, Исидор Зак, Берта Маранц, Раиса Верхолаз и другие известные музыканты. И педагоги.

За свою педагогическую деятельность была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны преподавала в Ташкентской консерватории. После освобождения Одессы немедленно отправилась туда, несмотря на приглашения в Ленинградскую консерваторию и московский Институт Гнесиных. Была назначена директором музыкальной школы Столярского, однако после полутора месяцев безуспешных попыток получить жильё покончила с собой. В 1974 г. Эмиль Гилельс дал в Одессе специальный концерт к 30-летию её смерти.

Сама Раиса В. – первый кандидат наук на музпеде. Собственно ей была и поручена работа основная работа по открытию факультета. У нее за плечами две аспирантуры: исполнительская и педагогическая. Диссертацию по педагогике она защищает в Москве. Научный руководитель работы – Т.Л. Беркман. Это имя известно тем, кто занимается вопросами музыкальных способностей, в частности – внутреннего слуха.

Внутренний слух – это необыкновенно важная характеристика человека. От его сформированности зависят не только успешность в музыкальной деятельности, но и даже эмпатия как способность понимать другого человека, а может даже и сочувствовать ему.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, но нам сочувствие дается, как нам дается благодать (Федор Тютчев).

Да, главное, Раиса Верхолаз на первом курсе, еще в октябре пригласила меня в студенческое научное общество. Да-да-да. Я сама удивилась. Как она догадалась, что я же в мечтах ученая, ну, такая как Мария Кюри?

Р.А. Верхолаз – особая женщина и она заслуживает того, чтобы ее имя и историю ее жизни знали люди…

Она первая учительница моей внучки Анечки.

ДП. Мне приятно и легко с москвичами. С киевлянами тоже, но если я с ними встречаюсь в Москве.

Так, на одной из научных конференций по проблемам музыкального воспитания, я решила нарушить этикет, и вместо слушания монотонных выступлений вышла в кафе, которое находилось за сценой.

И о чудо. Одновременно из разных сторон к одному и тому же столику шли ученые с Киева (Костюк, сын знаменитого психолога в СССР, Рудницкая, Падалка и я). Мы за чашечкой кофе провели свою конференцию, а потом вернулись в зал. Встреча прошла на высшем уровне.

В Киеве таких приятных встреч у меня не было.

ДП. Высоцкий, но не тот. У меня на кафедре, которой я была заведующей, был Высоцкий. Сергей. Люди говорили, что он был протеже любимого всеми и мною руководителя, нашего украинского югослава.

Поэтому, когда мне сказали, что С.Е.В. – человек Бранковича, то я обратила на него особое внимание. Было еще одно обстоятельство. У этого самого С.Е.В. была отвратительная репутация. Такая же, как и у его знаменитого однофамильца: пьяница.

Но при этом С.Е. считался отличным пианистом и талантливым человеком вообще. Немного циник, немного лирик, немного бездельник. Разводной. Но сын мамы единственный – заботливый.

Как такое все сочетается в одном человеке трудно представить. Но такой его был портрет.

Он оказался нашим с Раисочкой аспирантом. Стал кандидатом наук.

Общее с С.В. у нас было то, что мы были кураторами на одном курсе, но в разных группах.

Нашелся добрый человек, который внес в мою семью имя С.Е.В. как моего фаворита. Артур по сей день сомневается в благовидности моих отношений с этим человеком.

Но я так никогда и не вышла ни с кем из моих коллег на эту тему…Гордая.

ДП. Мой социотип – исследователь. В людях я часто ошибаюсь. Но, тем не менее, иногда берусь их оценивать.

На одном примере, расскажу, что из этого получается.

Дочка в 9 классе, как и я когда-то, заметив, что все девочки встречаются (так это у них называлось) с мальчиками решилась присмотреться к тем, кто уже уделял ей внимание. Она отметила двоих. И не могла выбрать, кого же из них предпочесть. И она сглупила. Отдала решение этого вопроса мне. Сделала она это так. Назвала имена и фамилии двух мальчиков. Одного звали Вовой Юзефовичем, а второго – Колей Слободян.

- Мама, кого мне их них выбрать?

У меня быстро включилось воображение. Я вспомнила маленького еврейского мальчика, с которым училась в 9 школе. Его фамилия была Юзефович.

- Доча, я вообще к евреям очень хорошо отношусь. Но Юзефович не подойдет все-таки.

Начала я серьезно.

- Твой папа работает в высшей мореходке, а там евреев нет. У него могут быть неприятности. А вот этот, который Слободян – подойдет.

Доча к моему совету прислушалась.

И как все это было на самом деле, вызывает у меня до сих пор колики в животе. Это по поводу моей прозорливости.

Юзефович оказался сыном одного из сокурсников Артура. Чемпион Европы по гребле. Ленинградец.

А Коля Слободян – прекрасный еврейский мальчик. Его мама преподавала черчение в их школе. Она воспитывала Колю одна.

Мы все вместе посетили театр, потом пригласили Веру Сергеевну и Колю к нам в новую квартиру.

И В.С. рассказала историю своей жизни. У ее мамы кроме нее два сына. Один из них диссидент. А второй на Дальнем Востоке занимает какую-то руководящую должность на каком-то закрытом предприятии.

Для того, чтобы сын начальник из-за брата не потерял эту должность, мать отказалась от своего материнства.

Еврейская мама поступила мудро.

Коля и Элина… Рассказывать мне, это не благодарное дело. А вот мои отношения с Верой Сергеевной приятно вспомнить. От нее я получала неизданные еще стихи запрещенного Галича, Высоцкого… Все напечатано на папиросной бумаге.

Я никогда не была жмотом. Я делилась. И хотя я заведовала кафедрой, была членом КПСС, но считала за честь знакомить своих коллег со свободной литературой. Я не знаю почему, но я не боялась. Папа ведь мне сказал: у всех рыло в пуху…

С неизданным Высоцким, которого я оставила на кафедре (это страниц 300 машинописного текста от Веры Сергеевны) произошла смешная история. Я оставила на столе. И ушла.

Когда на следующий день я пришла на кафедру, то на столе папки со стихами не было.

На кафедре была только лаборантка Наташа.

Я ей говорю громко и очень взволновано:

- Наташа, куда ты дела Высоцкого? Я его вчера вечером сама лично на этом столе оставила…

Наташа смотрит на меня непонимающе…

P.S У нас на кафедре преподаватель по фамилии Высоцкий. Высоцкий, который пианист и который любит выпить.

Наташа, не имеющая понятия о стихах, слышит такой текст:

- Наташа, где Высоцкий (Сергей Егорович)? Я его вчера вечером сама лично на этом столе оставила…

Только по тому, как она смотрит на меня, я понимаю, как это звучит… Но такую двусмысленность трудно по быстрому разрулить…

Вот таких смешных ситуаций у меня накопилось на многотомное собрание сочинений. Это если бы я в детстве мечтала стать Бальзаком.

Кстати терпеть не могу Бальзака. Он мне испортил лучшие годы моей жизни. И все из-за его понятия женщина Бальзаковского возраста. Увижу – получит он у меня по полной программе. Умник нашелся.

И еще у музыкантов хорошо для победы над конкурентами хорошо работает все, что связано с учением Фрейда. Поэтому мир шоу – это не такой уж мир…

Например, на нашей кафедре с начала ее основания были три секции: теории, фортепиано, народники. Так в слове секция заменили четвертую букву на «с». И всем так нравилось.

Я скучаю за музпедом.

Глава 13. Реализованные и нереализованные планы

Там осталась еще одна моя мечта. Я подготовилась к чтению учебного курса «Мировая художественная культура». Вообще программу для этого курса разработала Предтеченская, музыкант-педагог из Ленинграда. Благословил ее на это композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Он в это время вплотную занялся подготовкой слушателя. Он тоже разработал программу, но только для уроков музыки.

Я даже проходила у него тренинг. Круто.

Взяв за основу программы, я нашла много интересного именно в историко-исследовательско-детективном жанре. У меня появились идеи по поводу организации и управления процессом осознания восприятия культуры. Начала я с эпохи Просвещения. И здесь я получила первый культурный шок. Эта эпоху возглавил Ян Амос Коменский. Выдающийся чешский педагог. Основатель науки дидактики, науки о том, как обучать детей успешно. Боже, как интересно после этого рассматривались произведения Бортнянского, Роман Дефо «Робинзон Крузо» и его же роман, но написанный с воспитательным значением для девочек «Мадам…»…

Эпоха включает все: и даже тональности предпочитаемые композиторами…

А еще интересно (вы, наверное, будете смеяться и подумаете, что я украинская националистка), что Ян Амос Коменский многое для своей дидактики взял из опыта братской школы. Это школы для бедных на западной Украине.

ДП. Я общаюсь с несколькими субъективными культура. Во всех с доверием и пониманием. Самое большое место среди моего окружения занимают коллеги и ученики мужа Артура. С ними мне очень легко. Статус жены облегчает мне мои поведенческие реакции, мое отношение к этим людям. И их ко мне.

Мне иногда кажется, что в Высшей мореходке меня лучше знают, чем в родном универе.

На втором месте у меня москвичи. Улица Космонавтов 13, общежитие педагогического института имени Ленина. Первых два этажа отданы под гостиницу. Я попадаю туда с Чистопрудного бульвара, с приемной министра. Потом подружилась с дежурной по этажу Галиной Агазовной и не беспокоила секретарей министра.

Там произошла даже случайная встреча с Джуной. Тогда неизвестной. Она прекрасно расписывала специальными красками эмаль.

Мы сидели уютной компанией за столом на втором этаже. У Джуны была отдельная комната с красивой мебелью…

С Джуной и еще французом, приятелем Джуны и Агазовны мы встретили старый Новый год.

ДП. Я, Артур Ира М., Валя Л… Мы в командировке. Выборы нашего ректора в Верховный Совет первого созыва при Горбачеве.

Оказывается, что у нашего ректора есть конкурент – народный учитель СССР Николай Палтышев.

Мы с мужем голосуем за Палтышева. Ведь он Учитель-практик, а не администратор.

ДП. Теперь Ивано-Франковск. Научно-методическая конференция и мое первое выступление. Доклад читаю на русском языке. Я знакомлюсь Юрием Юцевичем (Киев, Министерство просвещения и Надей Мельниченко (Ивано-Франковск). Мне приятно, что через десятилетия наши отношения сохранились. С Надей сохранились.

И когда Лида, моя аспирантка показала справочник, который подготовил Юцевич (Киев) уже где-то в конце первого десятилетия 21 века и там помещена статья о моем вкладе в музыкальную психологию и педагогику, то я испытала чувство огромной человеческой и профессиональной признательности. А ведь мог же, как большинство,… забыть. Забыть о таком исследователе как я.

Да, так о чем это я? Ой, о докладе. Подготовилась я основательно.

Виктор Емельянович потом задал один вопрос:

- Вас не забросали тухлыми яйцами?

- Нет, – ответила.

- Ну, тогда, это ваша победа!

ДП. Ура! У Наташи Г. свой администратор в Ленкоме, из наших, из одесситов. Я приезжаю в Москву. Иду к нему, а он делает мне гостиницу и билеты на обратную дорогу. Я получается, вот такая – блатная.

Все было по плану, но с небольшими изьянами, которые заставили меня усомниться в моей удаче…

Оставлю для себя ключевые слова для памяти: Ленком, Комитет комсомола и письмо администратору гостиницы – его реакция – лучше бы билет на «Юнону и Авось». Обратная дорога по блатному билету. Штраф. Бессонная ночь в поезде. Пол купе с пьяными. Молодняк начинает наезд на фронтовиков.

Вот тут и проявился мой характер. Я молодых построила. Они стали как шелковые.

Не для меня эти комсомольско-партийные связи…

ДП. Херсон. Артур летом подрабатывает на барже. Я приехала к нему после окончания первого курса. Худющая. Тощая. Дома оставила годовалую дочку на бабушку, дедушку и прабабушку.

Случилась еще одно событие, которое я тяжело перенесла. Это – аборт.

Маленький человечек – не родился.

Теснота. Мне надо учиться… Я слабенькая…

Вот такой грех. Это 1967 год. Мальчик, который не родился.

Мне кажется, что именно тогда произошло нарушение обмена веществ. Я стала набирать вес. Учитывая, что я училась на творческом факультете и жила в городе, то для меня соответствовать последнему тренду было актуально.

В моду вошли твиги. Я ежедневно садилась на диеты. А моя любимая мама Сюта, а потом и мама Надя с Тихорецка, меня откармливали.

Я отшучивалась: Хотите меня к Рождеству заколоть.

Художники часто предлагали быть их моделью.

А один вообще сказал мне такое, что убило меня повал. Он сказал, что я Рубенсовская женщина. Если бы он знал, что я готова его убить в тот момент. Ведь я же хочу стат

Наши рекомендации