Чередование согласных в корне слова


[ г // ж ]   книга – книжный [ с // ш ]   носить – ноша
[ к // ч' ]   жук – жучок [ щ' // ск]   тащу – таскать
[ х // ш ]   пух – пушок [ м // мл']   кормить – кормлю
[ з // ж ]   мазать – мажет [ б // бл' ]   любить – люблю
[ д // ж ]   обида – обижать [ в // вл']   ловить – ловлю
[ ц // ч' ]   заяц – зайчонок [ п // пл' ]   купить – куплю

Безударные окончания имён существительных

Слова- помощники с ударными окончаниям-и единственное число множественное число
1-ое склонение   2-ое склонение   3-е склонение  
весна, земля слон, колесо рожь  
И. п. -а, -я - , -о, -е   - -и, -ы, -а, -я
Р. п. -ы, -и -а, -я - , -ов, -ев, -ей
Д. п. -у, ю -ам, -ям
В. п. -у, -ю   - , -а, -я, -о, -е   -   - , -и, -ы, -а, -я, -ей
Т. п. -ой, -ей, -ёй -ом, -ем, -ём -ами, -ями, -ми
П. п. -ах, -ях

Правописание безударных окончаний

Имён существительных

  1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -ы, -и  
Д.п.  
П.п.

Родовые окончания прилагательных

В начальной форме

  род окончания прилагательных примеры
единственное число   м. р. -ой, -ый, -ий высокийстолб
  ж. р. -ая, -яя высокаябашня
  ср. р. -ое, -ее высокоезеркало
  множественное число   -ые, -ие высокие горы

Типы текстов

Текст – повествование:

1. говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;

2. действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;

3. можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

Текст – описание:

1. говорится о признаках предмета или явления;

2. все признаки можно увидеть одновременно;

3. можно поставить вопрос: какой предмет?

Текст – рассуждение:

1. говорится о причинах явлений;

2. их нельзя увидеть, но можно понять;

3. можно поставить вопрос: почему это так?

Разряды имён прилагательных

разряды   признаки качественные относительные притяжательные
значение   Выражают: · внутренние качества человека (добрый, умный); · физические качества людей и животных (молодой); · форму предметов (круглый); · размер (большой); · вкусовые качества (сладкий). Определяют признак предмета через отношение: · материал, из которого сделан предмет (деревянный); · к месту нахождения предмета (сельский, пришкольный); · ко времени существования предмета (вечерний, весенний); · к лицу (студенческий, родительский, детский)   Обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (мамин, дедов, ребячий, заячий, куриный)
вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
изменяются по родам, числам, падежам
степени сравнения • сравнительная степень легче • превосходная степень самый лёгкий, легчайший   ----   ----
краткая форма лёгок ---- ----
антонимы тяжёлый ---- ----



ОРФОГРАММЫ КОРНЯ

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

снег – снежинка

стороны, сторонка – сторона

ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

трава – травка

медведи – медведь

НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.

сердечный – сердце

радость – радостный

солнышко – солнце

СОСТАВ СЛОВА

1. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

Правило:чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг – другу, друга, другом, о друге

умный – умная, умную, умные, умное

пришёл – пришла, пришло, пришли

2. ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.

незабудка, прелестный, убегает

3. КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов.

Правило:чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать - поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

4. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Правило:чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

выход – вход, уход, приход, ходит

5. СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Правило:чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

Наши рекомендации