Q Преимущественно женский состав.
Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины.
В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
5 | Особенности жизнедеятельности педагогического коллек-__| тива влияют на формирование межличностных отношений в нем.
Понятие «отношение» имеет междисциплинарное значение. В зависимости от рассматриваемой сферы его содержание меняется. В социальной психологии под межличностными отношениями понимают субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения подразделяются на:
• официальные и неофициальные,
• отношения руководства и подчинения,
• деловые и личные,
• рациональные и эмоциональные.
Официальные отношения — это отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов.
Деловые отношения складываются в процессе совместной работы, а личные — независимо от выполняемой работы.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отноше-
ния — это субъективные, основанные на личном восприятии человека. Они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями. Эмоциональные отношения не всегда подтверждены объективной информацией.
Отношения руководства и подчинения возникают в процессе совместной деятельности, когда воздействие на сознание и поведение членов коллектива осуществляется неофициальным лицом, пользующимся авторитетом среди членов данного коллектива, имеющим в нем высокий статус и именуемым лидером.
Межличностные отношения закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития педагогического коллектива, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие либо слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Межличностные отношения зависят не только от включенных в них людей, но так же и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются.
Выявлена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших качеств личности, торможения того, что в ней есть худшего, и наоборот.
Межличностные отношения оказывают на человека многогранное влияние. От них зависит не только эмоциональный тонус, но и состояние здоровья. По исследованиям Р. К. Шакурова настроение учителя на работе определяется главным образом его взаимоотношениями с учащимися, руководителями школы и коллегами. Межличностные отношения в педагогическом коллективе влияют на качество учебно-воспитательного процесса, на творческой активности учителя, его удовлетворенности своей профессий. Особенно важные взаимоотношения имеют взаимоотношения с людьми для руководителей школ; Невозможно управлять деятельностью педагогического коллектива, не пользуясь уважением и доверием его членов.
Межличностные отношения образуют основу социально-психологического коллектива.
Социально-психологический климат — это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему разви-
тию личности в группе (коллективе). Социально-пихологический климат выполняет следующие функции:
L1Консолидирующая. Заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач.
LJСтимулирующая. Состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая в последствии реализуется в педагогической деятельности.
О Стабилизирующая. Обеспечивает устойчивость внутри-коллективных отношений, создает благоприятные условия для успешного вхождения в коллектив новых педагогов.
LJРегулирующая. Реализуется в утверждении прогрессивно-этических норм взаимоотношений, оценке поведения членов коллектива.
Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность, эффективность деятельности в силу сложившихся в коллективе норм отношений между людьми. Важнейшими признаками социально-психологического климата являются:
• доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу,
• доброжелательная и деловая критика,
• свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся жизнедеятельности коллектива,
• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения,
• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,
• удовлетворенность принадлежностью к коллективу,
• принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов.
Го| К числу факторов, препятствующих формированию поло-1 1 жительного социально-психологического климата, относятся конфликты в педагогическом коллективе.
Конфликт — это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон — участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.
Конфликты по своей природе могут быть:
1. Внутриличностные —-возникают, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования или производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями.
2. Межличностные — проявляются как столкновение личностей.
3. Между личностью и группой — проявляются, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.
4. Межгрупповые — острые противоречия между формальными или неформальными группами.
Конфликты, возникающие в педагогическом коллективе, как правило, межличностные, так как отражают систему взаимодействий людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.
Конфликтные ситуации создаются по различным причинам. В основном они являются следствием нарушения взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут связи делового, ролевого и личного характера. Поэтому выделяют три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе (Л.В. Симонова).
В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа — профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности учителя, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др. Вторая группа — конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это — бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такие конфлик-
ты возникают при нарушении взаимосвязей ролевого характера. Третья группа — конфликты личностной несовместимости, возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.
Логика развития конфликтов складывается из следующей последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. При этом рекомендуется следующий алгоритм:
• установить действительных участников конфликтной ситуации;
• изучить, насколько возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта;
• изучить существовавшие до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;
.• определить истинную причину возникновения конфликта и по возможности минимизировать количество его участников;
• выяснить отношение к конфликту лиц, не участвующих в нем, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
• определить и применить способы снятия конфликта, которые:
а) были бы адекватны характеру его причин,
б) учитывали бы особенности лиц, включенных в конфликт,
в) носили конструктивный характер,
г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений,
д) способствовали развитию коллектива.
Разрешения конфликтов при необходимости создают его участникам такие условия, чтобы они некоторое время не контактировали между собой, или контакты были ограничены. Профессиональные и ролевого ожидания конфликты устраняются путем изменения условий труда, организации учебно-воспитательного процесса, внесения корректив в режим работы
школы. Конфликты личностной несовместимости разрешаются сложнее всего, поэтому в этих случаях можно использовать способы, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных способностей.
Контрольные вопросы:
1. Чем отличается педагогический коллектив школы от других коллективов?
2. Что такое межличностные отношения? Какое влияние они оказывают на педагогический процесс?
3. Охарактеризуйте функции социально-психологического климата.
4. Каковы признаки положительного психологического климата в педагогическом коллективе?
5. Постройте алгоритмы разрешения следующих конфликтов: профессионального, ролевого ожидания, личностной несовместимости.
ЛИТЕРАТУРА
1. АлфероваЮ.С., Курдюмова И.М., Писарева Л.И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. — М., 1997.
2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Шамова Т.И. - М., 1991.
3. Временное положение о государственных образовательных учебных заведениях в РСФСР // Вестник образования. - 1991.-№ 5.
4. Журавлев В.И. Основы педагогической крнфликтоло-гии. — М., 1995.
5. Закон РФ «Об образовании». М., 1992.
6. Зверева В.И. Аттестация (Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей). — М.,
1998.
7. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.:
Экономика, 1990. — С. 25.
8. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик». — М.,
1999.
9. КонаржевскийЮ.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М., 1986.
10. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М., 1993.
11. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М., 1982.
12. Менеджмент в управлении школой / Шамова Т.И. — М., 1992.
13. Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. — М., 1998.
14. Ольшанский В.Б. Психология — практикам: учителям, родителям и руководителям. Изд.-во Тривола, 1996.
15. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М.. 1991.
16. Педагогическая информатика: теория и практика. Ч. I, II. - М., 1994.
17. Портнов М.Л. Труд руководителя школы. —М., 1987.
18. Поташник М.М. Инновационные школы России. — М., 1996.
19. Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1987.
20. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. — М., 1993.
21. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1999.
22. Стрюков Г.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания учащихся // Педагогика. — 1995. -- № 6. — С. 12-17.
23. Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой. - М., 1982.
24. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Поташник М.М. — М., 1992.
25. Фриш Г.А. Документация (Краткое практическое руководство по написанию управленческих справок). — М., 1999.
26. Фролов П.Т. Школа молодого директора. — М., 1988.
27. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М., 1990.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глоссарпп
Аттестация — определение квалификации педагога.
Государственный образовательный стандарт — совокупность знаний, умений и навыков, необходимая и достаточная для достижения целей образования, оптимальный минимум содержания образования.
Децентрализация управления — процесс передачи делегирования управленческих функций местным органам управления.
Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов.
Диверсификация образовательных учреждений — одновременное развитие различных типов учебных заведений.
Единоначалие — единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.
Инновационный процесс школы — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждый из которых может также пониматься как отдельный, частный инновационный процесс.
Информационная потребность — это форма отношения специалиста к определенной информации, которая квалифицируется как «необходимая» для решения поставленной задачи.
Информация — сведения о состоянии системы и окружающей среды, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Квалификация — степень пригодности человека к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.
Климат социально-психологический — это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).
Коллегиальность в управлении — процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.
Контроль — процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Конфликт — это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон — участников в решении проблемы, имеющую личностную значимость для каждого из его участников.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Менеджмент (англ. вар.) — способ, манера обращения людьми, власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица; (нем. вар.) — Вернер Зигерт и Лючия Ланг включают в это понятие методы и тактику управления предприятием, «самоуправление», «саморегуляция» — менеджмент — это «такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональным путем»; (амер. вар.) — известный американский теоретик менеджмента П. Друкер — это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилию эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.
Метод управления — это способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, /принципов, содержания управленческой деятельности.
Метод управления — способ, совокупность приемов, воздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Нововведение (инновации) — это процесс введения в систему внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его «доставки» в нужную точку обновляемой системы.
Новые информационные технологии — это системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств анализа и обработки информации, осуществления коммуникаций.
Нормы оценивания (по определению А.М.Моисеева) — абстрактная модель взаимодействия элементов: требования, разно-масштабные планы, ориентиры функционирования и развития школы.
Организационная структура управления — совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.
Организация деятельности — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.
Педагогическая система — социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию окружающей действительности.
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Педагогический коллектив — это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая'органы руководства.
Планирование — принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.
Принцип — основа, руководящая идея.
Принципы управления — основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Прогнозирование (греч. «знание») — разновидность научного предвидения.
Прогноз — вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выявлении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных результатов.
Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Развитие (философ, понимание) — закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необходимое и направленное.
Разгосударствление системы образования — создание негосударственных учебных заведений.
Рецензия — критический анализ и оценка какого-либо научного или художественного произведения.
Система — совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.
Система образования — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.
Системный подход — методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.
Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.
Стандарт контроля (по определению Г.А. Стрюкова) — нормативные требования к объекту (школе в целом или ее отдельному элементу), заявленные в форме, которая позволяет проверить соответствие объекта этим требованиям.
Стратегия управления — искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.
Стресс — состояние эмоционального и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Стрессор — фактор, вызывающий напряженное состояние.
Управление — целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление стабилизации оптимального функционирования и обязательного развития школы.
Управление — функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Управление педагогическими системами — целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.
Управленческая информация — информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.
Управленческое решение (планы, приказы) — это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.
Формы организации управлением — подбор и расстановка кадров, координация деятельности педагогов, родителей, учащихся.
Функции управления — конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.
Централизация управления — управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.
Эклектика — неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.
Экспертиза — рассмотрение вопроса специалистами (экспертами) с целью вынесения заключения.
Темы рефератов п выпускных квалнфикаинонных работ
1. Проблемы функционирования современной школы как сложной педагогической системы. Тенденции нововведений.
2. Новое в планировании управленческой деятельности современной школы.
3. Традиционные и новые формы, условия управления развитием коллектива школы на всех уровнях.
4. Содержание методической работы в школе, в традиционном и обновленном варианте.
5. Аттестация педагогических кадров — цель, задачи, проблемы организации.
Тестовый контроль знаний (вариант 1)