Научная обоснованность (научность) управления.
Соблюдение данного принципа заключается в построении системы управления на новейших данных науки управления. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Каждый руководитель должен изучать и правильно применять на практике закономерности и объективные тенденции развития общества, педагогических систем, принимать решение с учетом объективно сложившейся обстановки и результатов прогноза на будущее.
Поэтому реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Контрольные вопросы:
1. Что такое управление, социальное управление, управление педагогическими системами?
2. Укажите специфические особенности социального управления.
3. Докажите, что управление педагогическими системами — разновидность социального управления.
4. Дайте определение функции управления. Каковы основные функции педагогического управления?
5. Докажите, что педагогический анализ — неотъемлемый компонент управления деятельности.
6. Почему необходимо осуществлять планирование управленческой деятельности?
7. Каково основное содержание управленческой функции организации?
8. Как связаны контроль и регулирование с другими функциями управления?
9. Перечислите основные принципы управления педагогическими системами. Дайте им краткую характеристику.
Тема 3 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
План:
1. Понятие и сущность системы образования. Ее структура.
2. Государственно-общественный характер управления системами образования.
3. Функционирование системы образования.
Понятия: система образования, разгосударствление системы образования, диверсификация образовательных учреждений, органы управления образованием, государственные образовательные стандарты, принципы образовательной политики.
Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон РФ «Об образовании», ст. 8).
Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципаль-
ными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений:
1. Дошкольные: ясли, детские сады.
2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.
3. Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования.
4. Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.
5. Учреждения дополнительного образования детей, музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества детей и юношества, станции юных техников и пр.
6. Учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.
7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного образования, самообразования, экстерна.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об образовании», приня-
тым в 1992 г. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом перспектив и тенденций ее развития.
Принципы государственной политики в области образования сформулированы в Законе РФ «Об образовании»:
• Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине.
• Единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
• Общедоступность образования, адаптивность системы образования и подготовки обучающихся, воспитанников.
• Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.
• Свобода и плюрализм в образовании.
• Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Государство обеспечивает гражданам право на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного происхождения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные).
К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:
• разработка образовательных программ и стандартов (стандарты включают федеральный и национально-региональ-
ный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, требований к уровню подготовки учеников);
• аккредитация и аттестация учреждений и учителей;
• формирование образовательной инфраструктуры;
• формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
• контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.
Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проб лемы.
Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.
/Эдним из коллективных органов управления является Совет школы, деятельность которого определяется Временным положением о государственных общественных учебных заведениях в РФ.
Общешкольный Совет в полном составе собирается один-два раза в год и решают стратегические вопросы: основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяют язык обучения и т. п. В течение года основную работу ведут комиссии (сектора), создаваемые Советом школы. Они собираются раз в четверть, заслушивают ответственных за определенной участок деятельности, намечают пути реализации принятых решений. Оперативное руководство школой ведет президиум Совета, в который входят руководители комиссий и члены администрации. Как правило, президиум Совета собирается раз в две недели.
Такая организация деятельности Совета, школы превращает его в действенный институт управления.
Важнейшим признаком общественного характера управления системой образования, кроме создания коллегиальных органов управления, являются разгосударствление (создание не государ-
ственных учебных заведений) и диверсификация (одновременное развитие различных типов учебных заведений) образовательных учреждений.
Деятельность образовательных учреждений финансируется учредителем в соответствии с договором между ними. При этом учредителем могут выступать:
• органы государственной власти или органы местного самоуправления;
• отечественные и иностранные организации всех форм собственности;
• общественные и религиозные организации;
• частные лица.
В некоторых случаях в соответствии с договором образовательное учреждение может функционировать на условиях самофинансирования.
Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы может привлекать дополнительные финансовые средства. Среди их источников можно выделить следующие:
• поступления за выполненные работы по договорам с государственными, кооперативными, частными предприятиями и общественными организациями;
• поступления за оказание платных услуг населению;
• доход от реализации продукции учебно-производственных мастерских и учебно-опытных участков;
• выручку от сдачи в аренду помещений, оборудования;
• добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных кооперативных предприятий, общественных организаций, от отдельных граждан.
Не использованные в текущем отчетном периоде финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителям в обмен финансирования этого образовательного учреждения на следующий период.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность понятия «система образования». Схематически изобразите ее структуру.
2. Назовите основные признаки государственного управления образованием.
3. Раскройте признаки общественного управления образованием.
4. Охарактеризуйте основные источники финансирования деятельности образовательных учреждений.
Тема 4
УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
План:
1. Современная школа как сложная педагогическая система и объект научного управления.
2. Проблемы функционирования и управления инновационными процессами развития школы.
3. Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции.
4. Характеристика основных направлений управленческой деятельности.
Понятия: менеджмент, управление, прогнозирование, развитие.
Понимание управления можно рассмотреть с позиции четырех глобальных, имеющих решающее значение для судеб любой организации задач:
управлением становлением;
управление выживанием;
управление функционированием;
управление развитием.
Обратим внимание на то, что управление — это функция сложных высокоорганизованных систем. Ряд авторов отмечает, что управление нужно для того, чтобы создать благоприятные внешние и внутренние обстоятельства для эффективной совместной деятельности людей, работающих в организации. Чтобы работа их была эффективна, то, по-видимому, она должна быть сплоченной, согласованной и скоординированной.
Управление имеет ряд свойств, черт, характеристик. Оно может быть положительным и отрицательным; желательным и нежелательным; иметь атрибутивные свойства или приобретенные. Отсюда следует, что эффективность управления — это совокупность наиболее существенных свойств, которую можно выразить в следующей логической цепочке:
1. Какие свойства результатов жизнедеятельности школы должны быть достигнуты?
2. Какими свойствами для этого должна обладать сама школа как целостная система?
3. Какой вклад в достижение этих свойств может и должно внести управление, и какими свойствами оно должно для этого обладать?
4. Как обеспечить наличие у системы управления этих желаемых свойств?
В литературе по системному подходу, с 70-х годов, выделяют определенные аспекты системного описания сложных объектов, в частности системы внутришкольного управления:
• системно-коммуникативный аспект (управление со средой и с большой системой, чьи потребности выполняет);
• системно-целевой аспект (назначения и цели системы);
• системно-компонентный аспект (состав системы);
• системно-структурный аспект (структура, характер внутренней организации, связи элементов);
• системно-функциональный аспект (ее функции и функционирования);
• системно-исторический аспект (ее системных качеств);
• система мер развития (обеспечивающая целенаправленную деятельность школьного коллектива).
Управление современной школой как сложной педагогической системой требует от руководителя научного подхода в по-
строении целостной системы управления ею и перевода в режим развития. Для этого необходимо четко определить:
1. Реальный вид и цель школы.
2. Информационное обеспечение: выявить интересы, возможности учеников, запросы их родителей.
3. Оценить кадровые, материально-технические, психологические условия, для удовлетворения выявляемых потребностей.
4. Определить (выбрать, разработать) свой вариант учебного плана.
5. Выбрать систему обучения: индивидуальную, классно-урочную, лекционно-практическую, циклопоточную для школ различных ступеней и групп учащихся.
6. Определить режим организации учебно-воспитательной работы (5—6-дневная неделя, первая и вторая половина дня).
7. Определить приоритетные условия: кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические — для достижения в школе поставленных целей.
Таким образом, в современных условиях важно осознать, что необходима разумная инновационная политика обновления систем внутришкольного управления.
Система управления в организации школы имеет свои функции.Эти функции могут выражаться не только по отношению к разным субъектам, уровням, компонентам, но и по отношению к самой школе.
Необходимо выделить следующие функции, которые обозначились во внутришкольном управлении во множественном числе. Это по отношению к:
• системе внутришкольного управления (успешность, результативность, действенность);
• системе жизнедеятельности школы (совершенствование отношений в системе «субъект управления — управляемый объект»);
• субъектам внутришкольного управления (повышение коэффициента полезного действия индивидуальных и совместных действий, устранение перегрузок, формализма, повышение уровня материального стимулирования);
• внешкольным партнерам (заинтересованным лицам и группам вне школы, способствующим повышению репутации школы).
«Многоэтажность» функций, по выражению А.М. Моисеева и др. авторов, внутришкольных управленческих нововведений позволяет думать о многоуровневости их результатов и последствий. Это важно потому, что освоение новшеств всегда связано с неопределенностью, инновационным риском; нововведение это всегда «езда в незнаемое».
<Э Чтобы говорить о нововведениях во внутришкольном управ-__| лении и появившихся новых тенденциях, необходимо хотя бы кратко охарактеризовать, какой была школа 70-80-х годов.
• Школа того периода была сильно унифицирована (единые планы, программы).
• Школа являлась составной частью высокоцентрализованной системы образования.
• Школа существовала в достаточно стабильных условиях (что даже привело ее к застою).
• Школа была нацелена на реализацию единых политико-идеологических установок.
В начале 90-х годов критика управления школой осуществлялась скорее эмоционально, чем глубоко профессионально. Однако в программных документах были предположены вполне конкретные и реалистические шаги по преобразованию систем управления образованием на всех уровнях. Главными задачами были провозглашены:
1. Переориентация систем управления на развитие.
2. Децентрализация всех систем.
3. Повышение управленческой квалификации руководителей. Если попробовать как-то сгруппировать последствия происшедших изменений, наиболее значимых для развития внутришкольного управления, можно выделить следующие тенденции:
1. Объективное усложнение потребностей социальной среды и самих школ в новом характере управления, рост требований к качеству управленческой деятельности в школе.
2. Объективное ограничение возможностей систем внутришкольного управления оказывать эффективное воздействие на функционирование и развитие школ, на обеспечение собственного функционирования и саморазвития.
3. Появление новых благоприятных возможностей осуществления эффективного управления школами, развития систем внутришкольного управления.
Таким образом, наблюдается рост требований к управлению, быстрому решению неординарных ситуаций, чтобы соответствовать этим новым и постоянно растущим потребностям и требованиям (причем на фоне продолжающихся трудностей и неординарности выбора будущего пути России). Все это обусловлено новым этапом внутришкольного управления и необходимостью справляться со многими негативными факторами выживать в трудных условиях.
Переходный период с его сложностями снизил возможности развития управления, но в то же время это по-разному отразилось на разных школах. В ряде школ руководители ужесточили условия, что явилось стимулом к развитию системы управления, компенсировали объективные трудности за счет наращивания инновационных условий.
Характеризуя основные направления управленческой деятельности, необходимо отметить:
• лучше, чем раньше произошло разграничение компетенции между школой и органами управления;
• повысился уровень самостоятельности, автономности, ответственности субъектов внутришкольного управления;
• значительно повысился уровень свободы системы управления школой, появилась возможность участвовать в определении общего социального заказа, формулировать свою миссию, образовательную политику, стратегию;
• отмечается переход от позиции пользователя действующих систем управления на позицию проектировщика, создателя, автора новых систем;
• появилась возможность устанавливать новые связи в социуме без оглядки на вышестоящие организации;
• растет открытость управленческого сообщества мировому опыту менеджмента и социального управления;
• происходит высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;
• развитие плюрализма, большой терпимости, разных подходов к творческим поискам;
• привлечение в школы квалифицированных специалистов из вузов и НИИ, которые изменили культурный фон во многих школах;
• растет популярность идей профессионализации управленческой деятельности;
• возможность получения дополнительных источников финансирования, изменение штатного расписания (что, в частности, позволило изменить сложившееся единообразие штатных организационных структур, внутришкольного управления).
Таким образом, из выше изложенной характеристики видны сложные переплетения всех названных влияний последствий. Но несмотря ни на какие трудности, это не привело к подрыву функционирования и остановке развития школ и систем внутришкольного управления, но, естественно, уменьшило интенсивность инновационных процессов, неравномерности развития школ и их управляющих систем.
Контрольные вопросы:
1. Что такое современное управление и системный подход к нему.
2. Выделите функции внутришкольного управления.
3. Дайте характеристику новых тенденций в управлении школой.
4. Охарактеризуйте основные направления управленческой деятельности современной школы.
Тема 5
МЕТОПЫ П ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
План:
1. Значение планирования.
2. Новое в понимании состава планирования как управленческой деятельности.
3. Разработка программ развития образовательных программ школы и учебных планов.
4. Методы и формы управления внутришкольными педагогическими системами.
Понятия: планирование, педагогическая система, системный подход, метод управления, формы организации управления, принцип, управленческое решение.
В В современных условиях все ученые и научные школы уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как планирование. И это не случайно, так как главным назначением управления является обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности. Становится очевидным, что не обойтись без планирования, порождающего цели, а стало быть, и возможность целенаправленной деятельности.
Психологическая наука рассматривает планирование в качестве одной из главных функций всякого человеческого мышления. Наличие планирования — одно из величайших преимуществ человека перед животным. Однако планирование как вид управленческой деятельности имеет существенную особенность (планирование субъектами управления школой) деятельности людей; всего коллектива.
Назначение планирования состоит в том, что в широком смысле этого слова оно включает не только целеполагание и разработку планов, а и анализ, прогнозирование внутренней и внешней среды школы, потребностей и возможностей, выработку различных концепций, самоанализ эффективности планирования и т.д. Выделим особенности планирования:
• планирование призвано придать четкую направленность, устремленность всей деятельности школы;
• планирование на основе анализа и прогноза призвано смоделировать образы желаемого будущего состояния школы и ее результатов;
• целеполагание в планировании опирается на внутренние, происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели — процессы целеобразования;
• планирование призвано определить средства достижения цели, их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и их взаимодействие, сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и ее промежуточные результаты, т.е. ответить на вопросы: кто, что, когда?
• планирование призвано определить стандарты деятельности, требования, критерии и показатель оценки;
• планирование призвано создать условия для образовательной, обеспечивающей, но и управленческой деятельности.
Таким образом, планирование продолжает оставаться важнейшим видом управленческой деятельности, и его значение не стало меньшим — изменились требования к его качеству.
Нововведения во внутришкольном планировании стимулируются существенными изменениями в образовательной и обеспечивающей подсистемах школы, произошло сокращение планосозидающей деятельности в сфере внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Однако появилось немало новых объектов планирования, проектирования, программирования, концептуального моделирования.
Наряду с членами школьной администрации, традиционно отвечающими за планирование управлением школы, появились новые субъекты в виде школьных подразделений: кафедр, лабораторий, ВНИКов. В планировании школьных дел участвуют многие учителя, школьники, родители учащихся.
Главное, что определяет нововведение в планировании, — это его способность после этих изменений производить новые
по номенклатуре и качеству «продукты». Какие же «продукты» являются сравнительно новыми для наших школ? Следует отметить наиболее значимые:
• итоги анализа окружающей среды;
• прогнозы изменений среды и социального заказа школе;
• обоснованные выводы о достигнутом уровне работы школы, ее достижениях;
• итоги проблемного анализа состояния школы;
• операционные цели для различных участников работы
школы;
• миссии конкретного образовательного учреждения и предназначение его систем, звеньев;
• модели выпускников школы;
• учебные планы школы (прежде всего их школьный компонент);
• программы обучения и воспитания;
• ориентиры и цели обеспечивающей подсистемы школы;
• согласованные, действительно системные планы работы школы;
• цели и планы развития школы;
• концепции и программы развития школы в целом и ?е отдельных участков и звеньев.
Все выше перечисленные «продукты» деятельности внутришкольного планирования управлением стали приобретать творческий, созидательный характер. Такие нововведения способны в наибольшей мере изменить нынешнюю ситуацию во внутришкольном планировании.
Наиболее крупным и комплексным нововведением в планировании работы школы является разработка:
• программ развития школы;
• образовательных программ;
• учебных планов.
Программы развития школы являются новшеством, не спущенным «сверху». Это стремление коллективов найти себя в новых социально-экономических условиях, лучше осознать свой потенциал и возможности.
В ходе разработки программы развития проектируется целостная концепция образовательного процесса и среды, обосновывается миссия школы:
• «прописываются» стратегии перехода к новому желаемому образу школы;
• программа развития обеспечивает всю операционную деятельность в постановке целей;
• программа содержит в себе план осуществления важнейших нововведений во всех подсистемах школы, включая внутришкольное управление;
• план реализации новых направлений развития школы составляется с помощью новых механизмов согласования;
• переход на работу с программами развития существенно меняет и все прочие планы школы: общешкольный тактический план работы, он все больше становится средством конкретизации и выполнения главных ориентиров, и все другие, более частные плановые документы. Разработка образовательных программ учебно-воспитательных учреждений была рекомендована «сверху», начиная с 1995/96 учебного года. Это нововведение в отличии от программ развития осваивалось школами в обязательном порядке, и его выполнение контролировалось и оценивалось вышестоящими органами управления. Рекомендовано при составлении образовательной программы иметь 8 модулей:
1 модуль — анализ результативности работы педагогического коллектива по обучению, развитию и воспитанию школьников; сведения о состоянии физического здоровья детей, их потребностей, социума образовательных услуг;
2 модуль — приоритетные направления, цели и задачи образования;
3 модуль — набор учебных предметов, соответствующих федеральному и региональному образовательному стандарту;
4 модуль — перечень учебных предметов и обеспечивающих их программ в вариантном, школьном компоненте содержания образования;
5 модуль — набор программ дополнительного образования, взаимосвязанных с обязательными и вариатив-ными программами;
6 модуль — учебно-методическое обеспечение вариативной части программы;
7 модуль — описание особенностей организации учебно-воспитательного процесса, форм обучения учащихся и новых педагогических технологий;
системы промежуточной аттестации школьников; карта инновационной деятельности;
8 модуль — управление реализацией программы.
Школы, учитывая рекомендуемые основные позиции при написании образовательных программ, привнесли ряд своих направлений, это — характеристика внешней социально-экономической среды школы; четко определили миссию и назначение образовательного учреждения и т.д.
Если разработка образовательных программ — это нововведение, организуемое под влиянием опыта столицы в нескольких регионах страны, то проектирование индивидуальных учебных планов конкретных образовательных учреждений — явление повсеместное.
Сегодня в образовательных учреждениях можно встретить два основных вида учебных планов:
1. Общий учебный план школы, разработанный на длительный период и отражающий особенности конкретной школы.
2. Рабочий учебный план, разработанный с учетом текущих условий.
Созданный учебный план должен соответствовать следующим требованиям:
• полнота (сохранение базисного компонента содержания образования, учет региональных, национальных, социо-культурных компонентов);
• целостность (необходимость, достаточность и внутренняя взаимосвязь компонентов);
• сбалансированность (федерального, регионального и школьного компонентов) между обязательными предметами и предметами по выбору;
• преемственность между ступенями и классами (годами обучения);
• соответствие реальному времени (гибкость, резерв, отсутствие перегрузки учащихся);
• «просчитанность» плана (его возможности, сильные и слабые стороны, современность, перспективность);
• обеспеченность ресурсами (кадры, программно-методическое обеспечение и др.).
Опыт самостоятельной разработки программ, планов позволяет управленцам овладеть новыми механизмами планирования.
Метод управления — это способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности.
Основные функции методов управления — это реализация содержания управления школой, поиск путей совершенствования этой деятельности; стимулирование деятельности по управлению: организация координации, регулирования согласованной деятельности.
Методы управления имеют достаточно разнообразную классификацию. Могут быть сгруппированы по:
• объекту управления (федеральные, региональные, льготные);
• субъекту управления (административные, хозяйственные);
• целям (стратегического, тактического, оперативного управления);
• механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);
• стилю (авторитарные, демократические, либеральные);
• времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).
Привычные для образовательной школы методы управления обогатились новыми методами за счет появления в школах психологических служб, психоло-физиологических лабораторий. Например, анализы заменяются исследованиями, используются системы диагностики: тесты, карты, опросники, анкеты; используются методы участвующего наблюдения и собеседования.
Формы организации управлением могут быть разной структуры и направлений: инструктивно-методические, теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, наставничество, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.
Формы реализации социально-психологических методов могут быть в виде создания правил внутреннего распорядка, устава школы, правил отношений «учитель — ученик».
Таким образом, в управлении педагогическими системами школы важны система организации планирования управленческой деятельностью и способы реализации содержания этих программ.
Контрольные вопросы:
1. Что такое планирование и его особенности?
2. Охарактеризуйте нововведение в планировании.
3. Раскройте цель разработки программы развития школы, образовательных программ, учебных планов.
4. Назовите основные методы и формы управления педагогическими системами школы.
Тема 6
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕОАГОГПЧЕСКПМ КОЛЛЕКТИВОМ П ЕГО РАЗВИТПЕ
План:
1. Организация стратегической платформы школы как управляемого объекта.
2. Традиционные и новые формы общешкольного управления.
3. Функции руководителей развитием коллектива на всех уровнях управления.
4. Внутришкольное руководство.
Понятия: стратегия управления, функции, централизация управления, децентрализация управления.
Задачи внутришкольного управления зависят от вида школ, их миссии, от уровня, места, времени и требуемого качества и объема работы.
Современные школы ставят перед собой задачи стратегического характера: переход общеобразовательной школы в школу
повышенного образца — школу-комплекс, школу-объединение, школу-гимназию, лицей, колледж, спец. школу; частную школу, школу с экстернатной и семейной формами обучения и т.д.
Например, только в Москве над решением этих задач трудятся коллективы 1405 учреждений образования.
В организационном построении стратегической платформы школы как управляемого объекта выявляется трансформация распределения ролей, методов функционирования , организационных структур, связей, механизмов, которые констатируют значимость стратегической ориентации деятельности.
Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) появились новые: Совет школы. Попечительский совет, Орган разработки стратегического развития школы, Совет учредителей, Инновационный совет, Экспертный совет, Приемная комиссия (отборочная), Научно-методический совет. Совет лицеистов, Совет гимназистов, Школьный парламент и др. Состав этих органов в разных типах школ неодинаков, неодинаков и масштаб их деятельности, а также степень участия членов и органов школьной организации. Но именно этими управленческими звеньями разрабатывается и утверждается стратегия развития школы.
Развивающие школы, реализуя стратегические планы, перестраивают структуру управления, на основе поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные — в их реализации. В развивающих школах введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы.
Функции руководителей развитием коллектива на всех уровнях при децентрализованном управлении носят гибкий и адекватный характер. Функции руководителей высокого уровня существенно меняются. От проблем оперативного порядка они переходят к проблемам стратегическим. А это означает, что руководители среднего и нижнего уровней управления более целенаправленно привлекаются к решению этих проблем — проблем стратегических.
На втором уровне управления увеличивается количество завучей по разным направлениям и ступеням образовательной дея-
тельности, а также функциональных органов и комиссий: социологическая, экспертная, психологическая, аттестационная, аудиторской проверки (финансовой, социальной) и др.
Руководители второго уровня — заместители директора, вместе с психологами, социологами, медицинскими работниками, инженерами, программистами, преподавателями НИИ, вузов возглавляющие кафедры, комиссии, центры, важные направления деятельности школы, участки, циклы предметов и т.д. Они не только осуществляют организацию педагогического и ученического коллективов, всех процессов обучения и воспитания, но и