Тема 3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Цель: | \. Углубить знания студентов об управленческой информации. 2. Познакомиться с современными средствами информации. |
Вопросы к обсуждению: | 1. Понятие «управленческая информация». 2. Роль информации в принятии решений. 3. Содержание, цель еженедельной информации заместителя директора. 4. Содержание, цель ежемесячной информации. 5. Компьютерные средства информации (компьютерный блокнот, «Электронный журнал»). |
Литература: | 1. Воронов В. В. Педагогика школы в 2-х словах. - М., 1997. 2. Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. — М., 1998. 3. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасисто-го. - М., 1998. |
Тема 4. ШКОЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ | |
Цель: | 1. Расширить знания студентов о видах документации учителя, руководителей. 2. Познакомить с системой финансирования школы. |
Вопросы к обсуждению: | 1. Функции внутришкольной информации, отчетности и учебно-педагогической информации. 2. Документация учителя. -3. Документация руководителей школы. 4. Финансовые поступления, бюджет школы. 5. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и ТСО, оборудование кабинетов. |
Литература: | 1. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. Изд. 3. - М., 1998. 2. Фриш Г.Л. Документация (краткое практическое руководство по написанию управленческих справок). — М., 1999. |
Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА | |
Цель: | 1. Познакомить студентов со структурами подготовки и проведения педагогических советов в школе. |
Вопросы к обсуждению: | 1. Содержание и методика работы педагогического совета. 2. Перспективное планирование педсоветов. 3. Предварительная подготовка конкретного педсовета. 4. Непосредственное проведение педсовета. 5. Работа по выполнению решений педсоветов. |
Литература: | 6. Зигерт В., Ланг. Л. Руководство без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. |
7. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. Изд. 3. - М., 1998. | |
Тема 6. САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ | |
Цель: | 1. Раскрыть содержание потребностно-мотивационного блока готовности к самовоспитанию. 2. Проанализировать собственную готовность студента к самовоспитанию. |
Вопросы к обсуждению: | 1. Цель, задачи и формы самообразования учителей. 2. Методические объединения; их структура и содержание деятельности. 3. Школа передового опыта: наставничество, проблемные группы, практикумы. 4. Организация открытых и показательных уроков. 5. Научно-теоретические конференции и педагогические чтения. 6. Курсы повышения квалификации. Задачи. Периодичность. 7. Самовоспитание и приемы самовоспитания. 8. Тестирование (методика выявления степени развития у учителя организаторских способностей). |
Литература: | 1. Громкова М.Т. Если вы преподаватель. — М., 1998. 2. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., 1978. 3. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. 4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972. 5. Петровский А.В. Способности и труд. — М., 1966. |
6. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. — М.,1983. 7. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. — Флинта, 1998. | |
Тема 7. ОБЩЕНИЕ И КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ | |
Цель: | 1. Углубить знания студентов о причинах конфликтов. 2. Показать, как разрешать конфликты и избегать их. |
Вопросы к обсуждению: | 1. Выявление объективной причины конфликта. 2. Переход с эмоционального уровня на рациональный. 3. Разрешение конфликтной ситуации. • Прямой путь ликвидаций последствий конфликта. • Косвенные пути ликвидации последствий конфликта. 4. Менеджер по конфликтным ситуациям. 5. Избегание конфликта. 6. Тестирование. |
Литература: | 9. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1993. Ю.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание — конфликт! — Новосибирск, 1989. П.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 12.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. — Флинта, 1998. 13.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М., 1988. |
Тема 1
СОЦИАЛЬНО-ПЕПАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ПОНЯТИЯ Л ВИДЫ
План:
1. Природа и сущность систем.
2. Характеристика педагогической системы.
3. Педагогический процесс как целостная динамическая система.
Понятия: система, педагогическая система, системообразующие компоненты, целостность и динамичность педагогической системы.
В мире все системно. Рассматривается ли машина, живой организм, общество или какая-нибудь его часть — все они представляют собой системы. Системы имеют самые разнообразные формы, что же такое система? Дадим общую характеристику.
В отечественной науке управления под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам.
При всем разнообразии системы можно разделить на следующие виды:
• технологические, биологические и социальные;
• естественные (подчиняются объективным законам природы), искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);
• открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой) и закрытые;
• статические (неизменность свойств во времени) и динамические;
• без ведущего органа управления и централизованные;
• простые (многоструктурные) и сложные (полиструктурные);
• суммативные (системы, состоящие из упорядоченной последовательности элементов) и деятельностные (системы, в которых взаимодействуют как минимум два элемента).
Все системы имеют организационную структуру и характеризующие их свойства. В структуре выделяют: объекты (субъекты) — части или элементы, атрибуты (свойства составляющих объектов), отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое), наличие уровней иерархии и иерархия уровней.
К основным свойствам системы относятся:
• целостность (взаимообусловленность, внутреннее единство составляющих компонентов системы);
• совместимость (сочетание, соединение) или несовместимость с другими системами;
• стабильность (устойчивость обратной связи);
• адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);
• способность к самосовершенствованию, обучению.
Развитие, эволюция систем любой природы подчиняются законам.
1. Закон достижения цели. Обеспечивает переход системы в иное состояние или преобразования в новую систему.
2. Закон отрицания революции. При его несоблюдении нарушается стабильность существования системы или она разрушается.
3. Закон эволюционного толчка. Является усилием эффективного и ускоренного развития системы.
4. Закон доминирования асимметрии. Обеспечивает стабильность и выживание в неблагоприятных условиях до перехода в другую пространственно-временную направленность.
5. Закон критической массы органа управления. Он раскрывает механизм целесообразного и эффективного функционирования системы, которая существует до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы.
Одной из разновидностей социальной системы является педагогическая система — множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (Н.В. Кузьмина).
Изменение педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования и т. д. Если преобразование элементов осуществляется локально, без системного подхода, то эти попытки терпят неудачу. Педагогический процесс — система, следовательно, и исследование его, и управление им требуют системности. Сущность педагогического процесса — в обеспечении единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общественности. Обратимся к основным характеристикам педагогического процесса.
Педагогический процесс — это не только сумма, набор каких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью ученика. Педагогический процесс организуется для достижения поставленных обществом (педагогом) целей с учетом принципов и правил управления.
Как система педагогический процесс постоянно обменивается информацией, энергией с окружающей средой. Само существование, ее развитие обусловлено степенью открытости. В педагогической системе один из ее элементов — коммуникативный компонент — играет главную, доминирующую роль. Малые изменения в нем отражаются на всей системе, вызывают значительные изменения в ней.
Из сказанного следует, что педагогический процесс — это деятельностная, искусственная и открытая система. В то же время она является конкретной, динамической и, в определенной степени, централизованной системой.
Рассмотрим функциональные компоненты педагогической системы: целевой (проектировочный), содержательный, деятель-ностный (организационно-управленческий), аналитико-результа-тивный.
1. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств личности. Педагогическая система — это система деятельностная, а любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель, задачи — это первый системообразующий фактор.
2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Он реализуется на основе определенных принципов и методов.
'3. Третий системообразующий фактор — деятельностный — понимается как взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотруднечество, без которых не может быть достигнут конечный результат. Это первый уровень управления. Ко второму уровню относится взаимодействие руководителей учебного заведения и преподавателей и т. д.
4. Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, его протекание, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Структуру любой системы характеризуют не только ее компоненты, но и связи между ними. Только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации управления и качества данного процесса. В педагогической системе между компонентами существует как минимум парная взаимообусловленная связь. Так, выбор цели деятельности осуществляет субъект этой деятельности — преподаватель-методист, учащийся, — но в дальнейшем выбранная им цель уже сама определяет деятельность субъекта. В процессе деятельности субъект и объект также испытывают взаимное влияние. Объект педагогической деятельности, воспитанник, — активная личность. Поэтому педагог не только воздействует на него, но и сам подвержен влиянию с его стороны, т. е. объект становится субъектом деятельности, и т. д.
Разрушение какой-либо пары связей между компонентами или ее составляющей отрицательно сказывается на всей педагогической системе.
Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов, в нем воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Педагогический процесс представляет собой не механическое соединение указанных процессов, а новое качественное об-
разование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство — главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в:
• единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
• целостности и соподчиненности, входящих в него обособленных систем;
• наличии общего и сохранении специфического.
Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения — обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции. Воспитание осуществляет не только воспитательную, ко и развивающую, и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики.
Целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Педагогическая теория рассматривает педагогический процесс не только как целостную, но и как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.
Педагогический процесс как деятельная система находится в постоянном развитии, самосовершенствовании при условии четкой, научной организации правления им.
Поступательное движение педагогического процесса предполагает решение задач от простых к более сложным и ответствен-
ным. Движущей силой педагогического процесса, как и любого другого, является противоречие. Только научно обоснованное разрешение объективных противоречий, осознания и устранения субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений, обеспечивает динамичность педагогической системы.
Перечислим основные противоречия. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.
В последние годы в связи с демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.
К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между
возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.
Контрольные вопросы:
1. Что такое система? Перечислите виды систем, раскройте их сущность.
2. Дайте характеристику структурных компонентов педагогической системы, укажите их взаимосвязь.
3. В чем заключается целостность педагогического процесса?
4. Как вы понимаете динамичность педагогической системы? Что является движущими силами ее развития?
Тема 2
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
План:
1. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.
2. Функции управления педагогическими системами.
3. Основные принципы управления.
Понятия: управление, социальное управление, управление педагогическими системами, цель управления, задачи управления, функции управления, принципы управления.
Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Управление — явление объективно обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями функционирования систем. Что же такое управление?
В энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей». При этом в зависимости от природы объекта различают:
а) биологическое,
б) техническое,
в) социальное управления.
Разновидностью социального управления является управление педагогическими системами. Обратимся к специфике управления в обществе.
Социальное управление всегда связано с людьми и осуществляется на основе общественных закономерностей. Оно, разумеется, имеет много общего с управлением в технических, биологических системах, с управлением различными природными процессами, но оно никогда не смешивается с ними, не подменяет их закономерности и всегда сохраняет свою сущность. В управлении в обществе именно люди посредством определенных организационных норм, стимулов и т. п. управляют своими общественными отношениями, поведением и деятельностью. Здесь и субъектом и объектом управления выступает человек во всем комплексе его устремлений, человек активный, целеустремленный, со своими потребностями, интересами, целями и волей. Социальное управление состоит в направляющем, организующем, регулирующем воздействии на общественные процессы.
Учитывая изложенное, можно сказать, что управление в обществе представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, групповую жизнедеятельность.
Управление отличается от общественной саморегуляции, которая может быть стихийной, происходить хаотически, случайно, возникать вследствие бесконечного столкновения интересов, которые все же создают какую-то результирующую.
Управление педагогическими системами (как разновидность социального управления) представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей («Педагогика» под редакцией В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шилнова).
Основная цель управления: эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов
для достижения оптимального результата.
Из целей вытекают задачи управления, которые решаются в
комплексе и определяют технологию достижения целей. Зада-
ча — это работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл:
а) анализ;
б) целеполагание и планирование;
в) организационная деятельность;
г) контроль и регулирование.
Дадим краткую характеристику функций управления педагогическими системами:
а) функция педагогического анализа в ее современном понимании разработана Ю.А. Конаржевским. Она занимает особое положение в управленческой деятельности. С анализа начинается управленческий цикл и им же он и заканчивается. Основное назначение педагогического анализа, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управленческой системы.
Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.
Без реализации данной функции нельзя конкретно, точно определить цели и задачи управленческой деятельности, обоснованно принять решения, невозможна эффективная управленческая деятельность. Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления.
В зависимости от содержания анализа различают следующие виды:
• параметрический;
• тематический;
• итоговый.
Параметрический анализ состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное дело, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое со-
стояние школы. Решения, принятые на основе параметрического анализа, требуют оперативного выполнения.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Он позволяет выявить особенности проявления отдельных компонентов целостного педагогического процесса, определить их взаимодействие. Предметом педагогического анализа может быть система уроков, система внеклассной работы и т. п. Данные тематического анализа определяют технологию итогового анализа.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки. Он включает изучение основных результатов педагогической деятельности в конце учебной четверти, года. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла;
б) цель является системообразующим компонентом любой системы, поэтому целеполагание и планирование — неотъемлемые функции управленческой деятельности.
Особенность целеполагания в управлении педагогическими системами состоит в том, что при построении иерархии целей общая цель соотносится с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями учащихся.
Планирование — принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.
Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на Перспективу, так и на решение текущих оперативных задач.
Целеполагание и планирование являются необходимым условием развития, движения педагогических систем;
в) организация деятельности направлена на выполнение принятых решений. Эта функция включает: предварительный набор исполнителей и соисполнителей, отбор форм и методов предстоящей деятельности и соотношение их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Организация деятельности — это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.
В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивация предстоящей работы. Под мотивацией понимается процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Большое значение в формировании мотивации играет обратная связь: оценка хода и результатов отдельного дела;
г) со всеми функциями управленческого цикла тесно связан контроль.
В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (соотношения) фактически достигнутых результатов с запланированными.
В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? было ли воздействие контроля позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых целей?
Чтобы контроль мог дать объективную оценку состояния дел, стимулировал педагогическую деятельность, необходимо соблюдение следующих требований:
• систематичности — контроль должен осуществляться регулярно с использованием разнообразных методов и форм;
• объективности — проверка должна проводиться в соответствии с требованиями государственных стандартов;
• действенности, т. е. результаты контроля должны приводить к позитивным изменениям, устранению недостатков;
• компетентности проверяющего.
Информация, полученная в ходе контроля, становится в свою очередь предметом педагогического анализа.
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления — это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами.
О Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей,
учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении — коллегиальное принятие управленческих решений. Это возможно лишь в случае доступности, открытости управленческой информации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчеты администрации перед общешкольным коллективом, предоставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопросы школьной жизни. Развитию демократических начал в управлении способствует также введение конкурсного избрания, контрактной системы в отборе педагогических кадров.
В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Это находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.
Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении.
Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.