Тема 1. Социально-педагогические системы, понятия и виды.

Тема 1. Социально-педагогические системы, понятия и виды.

Понятие «система». Природа и сущность систем, их виды и законы развития. Педагогическая система как разновид­ность социальной системы, ее функциональные компонен­ты: целевой, содержательный, деятельностный, аналитико-результативный. Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс как динамическая система, движу­щие силы педагогического процесса.

Тема 2. Управление педагогическими системами. Сущность и основные принципы.

Понятие и сущность управленческой деятельности. Управ­ление педагогическими системами как разновидность соци­ального управления. Основная цель, задачи управления. Функции управления педагогическими системами: анализ, целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и регулирование. Принципы управления, их ха­рактеристика.

Тема 3. Система образования в России.

Понятие системы образования. Характеристика современ­ной системы образования, ее структура. Государственно-общественный характер управления системой образования. Федеральная Программа развития образованием как органи­зационная основа государственной политики в области об­разования. Принципы государственной политики в области образования. Государственные органы управления образова­нием, содержание их деятельности. Коллективные органы управления образованием, их состав и характеристика дея­тельности. Основные источники финансирования дея­тельности образовательных учреждений.

Тема 4. Управление функционированием и развитием школы как педагогической системой.

Системы внутришкольного управления. Демократизация управления школой. Проблемы функционирования и управ­ления инновационными процессами развития школы.

Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции. Характеристика основных направлений управ­ленческой деятельности. Коллегиальный характер управле­ния школой.

Тема 5. Методы и формы управления педагогическими систе­мами.

Значение планирования. Новое в понимании состава пла­нирования как управленческой деятельностью. Разработка программ развития образовательных программ школы и учебных планов.

Методы управления: система диагностики, исследования, наблюдения, собеседования, тесты, карты, опросники, анке­ты и т.д.

Формы управления внутришкольными педагогическими системами: с учетом уровней общения, творчества, социаль­ного опыта, культурно-развивающего досуга.

Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Цель:   1.   Усвоить сущность планирования в школе.  
    2.   Познакомить с функциональными обязан­ностями руководителей школы и учителя.  
    3.   НОТ учителя.  
Вопросы   1.   Планирование работы в школе.  
к обсуждению:   2.   Требования к руководителю школы.  
    3.   Распределение обязанностей.  
    4.   Упорядочение труда учителя.  
    5.   Технология педагогического самоконтроля учителя.  
    6.   Перспективы использования учителем электронного блокнота.  
Литература:   1.   Гуревич И. Принципы порождают тре­бования // Директор школы. — 1993. — № 4. - С. 1-10.  
    2.   Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововве­дения во внутришкольном управлении. — М., 1998.  
    3.   Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасисто­го. - М., 1998.  
    4.   Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искус­ство преподавания. М., 1998. — С. 161—177.  
    5.   Скок Г.Б., Салкова О-В. Совершенствова­ние коммуникативных умений преподава­теля // Советская педагогика. — 1990. — № 5. - С. 101.  

О Самоуправляемость.

Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управления. Дея­тельность коллегиальных органов управления развивает само­стоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов чет­ко определены, обязательны для выполнения, отработаны фор­мы контроля и самоконтроля.

О Коллективный характер труда и коллективная ответствен­ность за результаты деятельности.

Деятельность отдельных учителей в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качества знаний учащихся.

Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеж­дениях, но это не означает однообразие в технологии педагоги­ческой деятельности.

О Ненормирование рабочего дня учителя, т. е. отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагоги­ческого труда.

Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности педа­гогического коллектива, является, как правило, причиной пере-

1рузки учителей, недостатком свободного времени для их про­фессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникнове­нию стрессов.

Тема 1. Социально-педагогические системы, понятия и виды.

Понятие «система». Природа и сущность систем, их виды и законы развития. Педагогическая система как разновид­ность социальной системы, ее функциональные компонен­ты: целевой, содержательный, деятельностный, аналитико-результативный. Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс как динамическая система, движу­щие силы педагогического процесса.

Наши рекомендации