Тема 1. Социально-педагогические системы, понятия и виды.
Тема 1. Социально-педагогические системы, понятия и виды.
Понятие «система». Природа и сущность систем, их виды и законы развития. Педагогическая система как разновидность социальной системы, ее функциональные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, аналитико-результативный. Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс как динамическая система, движущие силы педагогического процесса.
Тема 2. Управление педагогическими системами. Сущность и основные принципы.
Понятие и сущность управленческой деятельности. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Основная цель, задачи управления. Функции управления педагогическими системами: анализ, целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и регулирование. Принципы управления, их характеристика.
Тема 3. Система образования в России.
Понятие системы образования. Характеристика современной системы образования, ее структура. Государственно-общественный характер управления системой образования. Федеральная Программа развития образованием как организационная основа государственной политики в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Государственные органы управления образованием, содержание их деятельности. Коллективные органы управления образованием, их состав и характеристика деятельности. Основные источники финансирования деятельности образовательных учреждений.
Тема 4. Управление функционированием и развитием школы как педагогической системой.
Системы внутришкольного управления. Демократизация управления школой. Проблемы функционирования и управления инновационными процессами развития школы.
Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции. Характеристика основных направлений управленческой деятельности. Коллегиальный характер управления школой.
Тема 5. Методы и формы управления педагогическими системами.
Значение планирования. Новое в понимании состава планирования как управленческой деятельностью. Разработка программ развития образовательных программ школы и учебных планов.
Методы управления: система диагностики, исследования, наблюдения, собеседования, тесты, карты, опросники, анкеты и т.д.
Формы управления внутришкольными педагогическими системами: с учетом уровней общения, творчества, социального опыта, культурно-развивающего досуга.
Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Цель: | 1. | Усвоить сущность планирования в школе. |
2. | Познакомить с функциональными обязанностями руководителей школы и учителя. | |
3. | НОТ учителя. | |
Вопросы | 1. | Планирование работы в школе. |
к обсуждению: | 2. | Требования к руководителю школы. |
3. | Распределение обязанностей. | |
4. | Упорядочение труда учителя. | |
5. | Технология педагогического самоконтроля учителя. | |
6. | Перспективы использования учителем электронного блокнота. | |
Литература: | 1. | Гуревич И. Принципы порождают требования // Директор школы. — 1993. — № 4. - С. 1-10. |
2. | Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. — М., 1998. | |
3. | Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998. | |
4. | Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998. — С. 161—177. | |
5. | Скок Г.Б., Салкова О-В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя // Советская педагогика. — 1990. — № 5. - С. 101. |
О Самоуправляемость.
Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управления. Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
О Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности.
Деятельность отдельных учителей в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качества знаний учащихся.
Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности.
О Ненормирование рабочего дня учителя, т. е. отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда.
Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной пере-
1рузки учителей, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.
Тема 1. Социально-педагогические системы, понятия и виды.
Понятие «система». Природа и сущность систем, их виды и законы развития. Педагогическая система как разновидность социальной системы, ее функциональные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, аналитико-результативный. Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс как динамическая система, движущие силы педагогического процесса.