Сроки практики: 3 –15 июля 2017г.
Состав бригады:
Абубакирова Альбина
Азнабаева Алсу
Кунаева Алия
Лутов Рамиль
Маннапов Нияз
Нурасова Максюда
Руководитель практики:
к.б.н., доц. Аминева А.А.
Сибай 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методические указания по практике
1.1. Методические указания
1.2. Общие положения
1.3. Инструктаж по охране труда и по технике безопасности
1.4. Дневник работы студента
Глава 2. Учебная практика по почвоведению
2.1. Цель и задачи практики
2.2. Влияние растительности на состав почвы
2.3. Практическая часть
2.4. Индивидуальные задания
2.5. Заключение
Глава 3.Учебная практика по топографии
3.1. Цель и задачи практики
3.2. Знакомство с приборами, используемыми в топографии
3.3.Полевые исследования
3.3.1. Описание методики измерений и осуществление на полевых условиях
3.3.2. Ориентирование на местности
3.3.3. Движение по азимуту на местности и по карте
3.3.4. Нивелирование для построения гипсометрического профиля (ватерпасовка)
3.3.5. Глазомерная съемка и создание топографического плана местности
3.3.6. Работа со спутниковыми картами, их дешифрирование и составление по ним топоплана (индивидуально)
Глава 4. Результаты и оценка работы
4.1 Отзыв о практике студента
4.2 Результаты защиты отчета студентов на кафедре
Глава 1. Методические указания по практике
1.1.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
- База практики – г. Сибай (по почвоведению), учебно–оздоровительный комплекс для студентов и сотрудников «Талкас» (топография).
- Студенты 3 звена (Абубакирова Альбина, Азнабаева Алсу, Кунаева Алия, Лутов Рамиль, Маннапов Нияз, Нурасова Максюда).
4. Вид практики – учебная.
5. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести отчет по практике.
6. Отчет по практике служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.
7. Заполнение отчета по практике производится регулярно, аккуратно и является средством самоконтроля. Отчет можно заполнять рукописным и (или) машинописным способами.
8. Иллюстративный материл (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.
9. Записи в отчете о практике должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.
10. После окончания практики студент должен подписать отчет у руководителя практики, руководителя от базы практики и сдать свой отчет по практике вместе с приложениями (при наличии) на кафедру.
11. При отсутствии сведений в соответствующих строках ставится прочерк.
1.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от факультета | Вышинский Александр Алексеевич, к.ф-м.н, доцент |
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от кафедры | Ягафарова Гульсина Азатовна, заведующая кафедры экологии, к.б.н., доцент; |
Полное наименование базы практики; | Естественно-математический факультет, кафедра экологии; Учебно-оздоровительный комплекс студентов и сотрудников «Талкас» |
Адрес базы практики (индекс, субъект РФ, населенный пункт, улица, дом); | Республика Башкортостан, город Сибай, улица Белова 21; деревня Исяново; |
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от базы практики | Аминева Аниса Ахметсафеевна, к.б.н, доцент; |
Телефон руководителя практики от базы практики |
1.3. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Инструкция о мерах пожарной безопасности в Башкирском государственном университете, утвержден приказом БашГУ от 06.04.2015 г. № 333[1].
Правила внутреннего трудового распорядка Башкирского государственного университета, приняты 30.11.2012 г. Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся[2].
Дата | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего лица | Подпись | |
инструктирующего | инструктируемого – обучающегося | ||
03.07.17 | Аминева А.А. Доцент, к.б.н. | ||
03.07.17 | Аминева А.А. Доцент, к.б.н. | ||
03.07.17 | Аминева А.А. Доцент, к.б.н. | ||
03.07.17 | Аминева А.А. Доцент, к.б.н. | ||
03.07.17 | Аминева А.А. Доцент, к.б.н. | ||
03.07.17 | Аминева А.А. Доцент, к.б.н. |
1.4.ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА
Дата | Информация о проделанной работе |
03.07.17 | Знакомство с инструктажем по ТБ, с целями и задачами, рабочей программой и планом проведения учебной УПП. Сбор растений для гербария. Раскопка почвенного горизонта. Определение названий растений. |
04.07.17 | Определение маршрутов прохождения практики и ознакомление с изучаемой территорией, где будут сделаны почвенные разрезы; Изучение истории и природных условий данной территории: климата, рельефа, почвообразующих пород, растительности, животного мира и микроорганизмов по источникам учебной и научной литературы. |
05.07.17 | Определение механического состава и структуры почвы, также подготовка почвенных образцов для хранения. |
06.07.17 | Определение влажности почвы весовым методом; Разложение почвенных образцов для просушивания; Определение видового состава растений по определителям; |
07.07.2017 | Обобщение результатов практических работ, подготовка общего отчета по звеньям. |
08.07.17 | Отчет по практике. |
10.07.17 | Установочная конференция. Знакомство с целью, задачами, программой учебной практики по топографии. Инструктаж по технике безопасности. Получение рекомендации по поводу сбора материала, необходимой формы допуска для работы фондовыми материалами. |
11.07.17 | Выезда на базу практики. Описание измерения и осуществлять в полевых условиях: определение длины своего шага, расстояния между точками А и В разными способами, определение высоты объектов разными способами, определение ширины объектов разными способами, измерение прямых углов с помощью эккера. |
12.07.17 | Ориентирование на местности по: солнцу, местным объектам, часам, компасу, спутниковым снимкам. Работа с нивелиром. Ватерпасовка. |
13.07.17 | Индивидуальные работы. Дешифрирование спутниковых снимков. Определение азимутов указанных цифрами объектов. Определение расстояния от определенной точки. Составление плана местности с использованием условных знаков. |
14.07.17 | Оформление отчета. |
15.07.17 | Защита отчета. |
Глава 2. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЧВОВЕДЕНИЮ
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Учебная практика по почвоведению проводится в соответствии с учебными планами по направлениям подготовки – «Биология».
Целью практики является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса «Почвоведение», приобретение практических навыков в определении почв и пространственного их распределения под влиянием природных и антропогенных факторов.
Задачамиучебной полевой практики являются: 1) Знакомство студентов с факторами почвообразования почвенно-климатической зоны, в которой проходит практика (рельефа, почвообразующих пород, растительности, характера увлажнения территории), включая антропогенный. 2) Овладение методикой распознавания и описания рельефа, почвенных разностей в природе, правильного заложения почвенных разрезов, описания морфологических признаков почв по генетическим горизонтам и отбора почвенных образцов. 3) Закрепление лабораторных методов и камеральных исследований почв и приобретение исследовательских навыков. 4) Изучение закономерностей влияния антропогенного фактора на почвообразование в условиях города Сибай.
2.2. . ВЛИЯНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА СОСТАВ ПОЧВЫ
Климат влияет на зональность его главных характеристик – режима увлажнения и температурного режима.Часть территории Сибая характеризуется умеренно - теплым засушливым климатом. Средняя температура июля 18-200, января – 16-170.. Здесь плодородные земли и много растительности (можно встретить многолетних и однолетних трав). Благодаря теплой температуре, а также достаточной влаги здесь благоприятная почва для растительности.
Растения играют значительную роль в структурировании почв, что напрямую влияет на их плодородие. Наиболее благоприятное воздействие в этом плане оказывают растения с хорошо развитой корневой системой. Плотное растительное покрытие оврагов и склонов предотвращает их разрушение (овражная эрозия), а зеленые насаждения по периметру пахотных полей, оберегают почву от ветровой эрозии. С помощью растительности можно скорректировать химический состав почвы. Так, освободить от избытка соли в почве поможет желтая люцерна, а обогатить супесчаные почвы можно посевами люпина. Самое большое количество органического вещества оставляют после себя многолетние травы, потому как остатки отмерших растений содержатся как в толще, так и на поверхности. Особенно ценны клевер и люцерна, так как они богаты белком и на их корнях поселяются симбиотические азотфиксирующие бактерии, которые обогащают почву азотом. Эти травы образуют на поверхности плотный сплошной ковер, что позволяет избежать водной и ветровой эрозии почвы.
Растения впитывают в себя из почвы минеральные и органические вещества, накапливая их в себе. Когда растения гибнут, то в почве накапливается перегной, что положительным образом на нее влияет. Растения также выделяют кислоты, при помощи этих кислот минеральные вещества лучше усваиваются растениями.
2.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ