Сроки практики: 3 –15 июля 2017г.

Состав бригады:

Абубакирова Альбина

Азнабаева Алсу

Кунаева Алия

Лутов Рамиль

Маннапов Нияз

Нурасова Максюда


Руководитель практики:
к.б.н., доц. Аминева А.А.

Сибай 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Методические указания по практике

1.1. Методические указания

1.2. Общие положения

1.3. Инструктаж по охране труда и по технике безопасности

1.4. Дневник работы студента

Глава 2. Учебная практика по почвоведению

2.1. Цель и задачи практики

2.2. Влияние растительности на состав почвы

2.3. Практическая часть

2.4. Индивидуальные задания

2.5. Заключение

Глава 3.Учебная практика по топографии

3.1. Цель и задачи практики

3.2. Знакомство с приборами, используемыми в топографии

3.3.Полевые исследования

3.3.1. Описание методики измерений и осуществление на полевых условиях

3.3.2. Ориентирование на местности

3.3.3. Движение по азимуту на местности и по карте

3.3.4. Нивелирование для построения гипсометрического профиля (ватерпасовка)

3.3.5. Глазомерная съемка и создание топографического плана местности

3.3.6. Работа со спутниковыми картами, их дешифрирование и составление по ним топоплана (индивидуально)

Глава 4. Результаты и оценка работы

4.1 Отзыв о практике студента

4.2 Результаты защиты отчета студентов на кафедре

Глава 1. Методические указания по практике

1.1.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  1. База практики – г. Сибай (по почвоведению), учебно–оздоровительный комплекс для студентов и сотрудников «Талкас» (топография).
  2. Студенты 3 звена (Абубакирова Альбина, Азнабаева Алсу, Кунаева Алия, Лутов Рамиль, Маннапов Нияз, Нурасова Максюда).

4. Вид практики – учебная.

5. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести отчет по практике.

6. Отчет по практике служит основным и необходимым материалом для составления студентом отчета о своей работе на базе практики.

7. Заполнение отчета по практике производится регулярно, аккуратно и является средством самоконтроля. Отчет можно заполнять рукописным и (или) машинописным способами.

8. Иллюстративный материл (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.

9. Записи в отчете о практике должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.

10. После окончания практики студент должен подписать отчет у руководителя практики, руководителя от базы практики и сдать свой отчет по практике вместе с приложениями (при наличии) на кафедру.

11. При отсутствии сведений в соответствующих строках ставится прочерк.

1.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от факультета Вышинский Александр Алексеевич, к.ф-м.н, доцент
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от кафедры Ягафарова Гульсина Азатовна, заведующая кафедры экологии, к.б.н., доцент;
Полное наименование базы практики; Естественно-математический факультет, кафедра экологии; Учебно-оздоровительный комплекс студентов и сотрудников «Талкас»
Адрес базы практики (индекс, субъект РФ, населенный пункт, улица, дом); Республика Башкортостан, город Сибай, улица Белова 21; деревня Исяново;
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от базы практики Аминева Аниса Ахметсафеевна, к.б.н, доцент;
Телефон руководителя практики от базы практики

1.3. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Инструкция о мерах пожарной безопасности в Башкирском государственном университете, утвержден приказом БашГУ от 06.04.2015 г. № 333[1].

Правила внутреннего трудового распорядка Башкирского государственного университета, приняты 30.11.2012 г. Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся[2].

Дата Фамилия, инициалы, должность инструктирующего лица Подпись
инструктирующего инструктируемого – обучающегося
03.07.17 Аминева А.А. Доцент, к.б.н.    
03.07.17 Аминева А.А. Доцент, к.б.н.    
03.07.17 Аминева А.А. Доцент, к.б.н.    
03.07.17 Аминева А.А. Доцент, к.б.н.    
03.07.17 Аминева А.А. Доцент, к.б.н.    
03.07.17 Аминева А.А. Доцент, к.б.н.    

1.4.ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА

Дата Информация о проделанной работе
03.07.17 Знакомство с инструктажем по ТБ, с целями и задачами, рабочей программой и планом проведения учебной УПП. Сбор растений для гербария. Раскопка почвенного горизонта. Определение названий растений.
04.07.17 Определение маршрутов прохождения практики и ознакомление с изучаемой территорией, где будут сделаны почвенные разрезы; Изучение истории и природных условий данной территории: климата, рельефа, почвообразующих пород, растительности, животного мира и микроорганизмов по источникам учебной и научной литературы.
05.07.17 Определение механического состава и структуры почвы, также подготовка почвенных образцов для хранения.
06.07.17 Определение влажности почвы весовым методом; Разложение почвенных образцов для просушивания; Определение видового состава растений по определителям;
07.07.2017 Обобщение результатов практических работ, подготовка общего отчета по звеньям.
08.07.17 Отчет по практике.
10.07.17 Установочная конференция. Знакомство с целью, задачами, программой учебной практики по топографии. Инструктаж по технике безопасности. Получение рекомендации по поводу сбора материала, необходимой формы допуска для работы фондовыми материалами.
11.07.17 Выезда на базу практики. Описание измерения и осуществлять в полевых условиях: определение длины своего шага, расстояния между точками А и В разными способами, определение высоты объектов разными способами, определение ширины объектов разными способами, измерение прямых углов с помощью эккера.  
12.07.17 Ориентирование на местности по: солнцу, местным объектам, часам, компасу, спутниковым снимкам. Работа с нивелиром. Ватерпасовка.
13.07.17 Индивидуальные работы. Дешифрирование спутниковых снимков. Определение азимутов указанных цифрами объектов. Определение расстояния от определенной точки. Составление плана местности с использованием условных знаков.
14.07.17 Оформление отчета.
15.07.17 Защита отчета.


Глава 2. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЧВОВЕДЕНИЮ

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Учебная практика по почвоведению проводится в соответствии с учебными планами по направлениям подготовки – «Биология».

Целью практики является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса «Почвоведение», приобретение практических навыков в определении почв и пространственного их распределения под влиянием природных и антропогенных факторов.

Задачамиучебной полевой практики являются: 1) Знакомство студентов с факторами почвообразования почвенно-климатической зоны, в которой проходит практика (рельефа, почвообразующих пород, растительности, характера увлажнения территории), включая антропогенный. 2) Овладение методикой распознавания и описания рельефа, почвенных разностей в природе, правильного заложения почвенных разрезов, описания морфологических признаков почв по генетическим горизонтам и отбора почвенных образцов. 3) Закрепление лабораторных методов и камеральных исследований почв и приобретение исследовательских навыков. 4) Изучение закономерностей влияния антропогенного фактора на почвообразование в условиях города Сибай.

2.2. . ВЛИЯНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА СОСТАВ ПОЧВЫ

Климат влияет на зональность его главных характеристик – режима увлажнения и температурного режима.Часть территории Сибая характеризуется умеренно - теплым засушливым климатом. Средняя температура июля 18-200, января – 16-170.. Здесь плодородные земли и много растительности (можно встретить многолетних и однолетних трав). Благодаря теплой температуре, а также достаточной влаги здесь благоприятная почва для растительности.

Растения играют значительную роль в структурировании почв, что напрямую влияет на их плодородие. Наиболее благоприятное воздействие в этом плане оказывают растения с хорошо развитой корневой системой. Плотное растительное покрытие оврагов и склонов предотвращает их разрушение (овражная эрозия), а зеленые насаждения по периметру пахотных полей, оберегают почву от ветровой эрозии. С помощью растительности можно скорректировать химический состав почвы. Так, освободить от избытка соли в почве поможет желтая люцерна, а обогатить супесчаные почвы можно посевами люпина. Самое большое количество органического вещества оставляют после себя многолетние травы, потому как остатки отмерших растений содержатся как в толще, так и на поверхности. Особенно ценны клевер и люцерна, так как они богаты белком и на их корнях поселяются симбиотические азотфиксирующие бактерии, которые обогащают почву азотом. Эти травы образуют на поверхности плотный сплошной ковер, что позволяет избежать водной и ветровой эрозии почвы.

Растения впитывают в себя из почвы минеральные и органические вещества, накапливая их в себе. Когда растения гибнут, то в почве накапливается перегной, что положительным образом на нее влияет. Растения также выделяют кислоты, при помощи этих кислот минеральные вещества лучше усваиваются растениями.

2.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации