Тест-анкета «Способности ребенка»
Ф. И. ребенка ________________________________________________________________
Возраст_____________Класс ____________________________Дата ___________________
Педагог/ родитель (Ф. И. О.) ___________________________________________________
Инструкция. Оцените в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого из предложенных характерных признаков у ребенка (подростка).
5 — ярко выражен;
4 — хорошо выражен;
3 — средняя степень выраженности;
2– слабо выражен.
Виды способностей | Баллы | |
1. Интеллектуальные способности | ||
Обладает хорошей памятью: быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить | ||
На уроках все легко и быстро схватывает. Без труда усваивает новый школьный материал | ||
Без труда улавливает связь между одним событием и другим, устанавливает причинно-следственные связи | ||
Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях | ||
На уроках ему (ей) бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых | ||
Хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира | ||
Легко и с интересом выполняет задания, предназначенные для гораздо более старших детей | ||
Его (ее) трудно убедить в чем-либо, если он (она) имеет на этот счет собственное мнение | ||
Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения | ||
Имеет богатый словарный запас, легко может использовать новые слова, выражая свои мысли | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
2. Способности к обучению | ||
Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету» | ||
Достаточно быстро запоминает услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить | ||
Много знает о таких событиях и проблемах, о которых многие его (ее) сверстники обычно не знают | ||
Обгоняет в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас | ||
Очень любознателен, интересуется практически всем | ||
Очень много читает книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний | ||
Легко может анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения | ||
Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) ему (ей) гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.) | ||
Интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов | ||
Интересны естественнонаучные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
3. Лидерские способности | ||
В кругу незнакомых людей чувствует себя уверенно и комфортно | ||
Легко общается как со сверстниками так и со взрослыми | ||
Хорошо понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное | ||
В совместных играх и занятиях с другими ребятами чаще всего становится ведущим или руководителем, проявляет инициативу | ||
В общении склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки | ||
Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать его (ее) в качестве партнера по играм и занятиям | ||
Легко может убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим | ||
Как правило, активно участвует в различных общественных мероприятиях и вносит в них положительный вклад | ||
В случае возникновения споров в классе или среди друзей, они чаще всего обращаются к нему (к ней) как к арбитру | ||
Очень энергичный, легко справляется с любыми социальными трудностями | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
4. Творческие способности | ||
Отличается развитым чувством юмора | ||
Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею | ||
Если у него (нее) что-то не получается, всегда предпринимает несколько попыток чтобы все-таки добиться цели | ||
Отличается большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов | ||
Если что-то его (ее) интересует, то погружается в это занятие с головой | ||
К одной и той же проблеме способен подойти по-разному | ||
Может не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи | ||
Если перед ним (ней) стоит какая-то трудная жизненная задача, то предпочитает попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант | ||
Чем бы не занимался, всегда предлагает большое количество самых разных идей и решений | ||
Интересуется множеством вещей и явлений, очень любознателен | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
5. Художественно-изобразительные способности | ||
В рисунках нет однообразия, легко выбирает сюжет, героев, предметы и ситуации | ||
Когда видит хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, активно проявляет восхищение и интерес | ||
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе | ||
Легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов | ||
Если нужно выразить свои чувства и настроение, обращается к рисунку или лепке | ||
Нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем | ||
Нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы | ||
Если понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, попытается воспроизвести его или создать нечто похожее | ||
Высказывать свои оценки художественным произведениям для него (нее) не составляет никакого труда | ||
Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы охотно иллюстрирует | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
6. Музыкальные способности | ||
С большой охотой посещает уроки музыки в школе | ||
Когда слышит музыку, очень четко реагирует на ее характер и настроение | ||
Хорошо поет | ||
Когда поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в это много чувств и энергии | ||
Имеет много музыкальных записей | ||
С удовольствием ходит на музыкальные концерты | ||
Хорошо играет на музыкальном инструменте | ||
Свои чувства и настроения стремится выразить в музыке | ||
Сочиняет собственные мелодии | ||
Любит петь вместе с другими так, чтобы было слаженно и хорошо | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
7. Спортивные способности | ||
Все свое свободное время старается посвящать спорту | ||
Никогда не устает, всегда активен и бодр | ||
Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то обязательно выбрал бы спортивные соревнования | ||
Все время находится в движении | ||
Внимательно следит за спортивной жизнью школы, города, региона, страны | ||
Чаще всего в спортивных играх и состязаниях выигрывает у своих сверстников | ||
Имеет определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.) | ||
Предпочитает активный отдых | ||
Любит ходить в походы, выезжать «на природу» | ||
Заметно выносливее своих сверстников | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
8. Литературные способности | ||
Может легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта | ||
Когда рассказывает что-то знакомое и известное всем, старается привносить от себя что-то новое и необычное | ||
Любит сочинять рассказы и стихи | ||
Рассказывая о чем-то, всегда придерживается выбранного сюжета, не теряет основной мысли | ||
Нравится изменять тексты уже известных стихов и песен | ||
Нравится писать сочинения и эссе | ||
Нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам | ||
Если что-то рассказывает, старается выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства | ||
Когда что-нибудь рассказывает, старается описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер | ||
В литературных произведениях хорошо видит такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
9. Артистические способности | ||
Очень легко изображает другого человека, животного, персонаж | ||
Интересуется «кухней» актерской игры | ||
Мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино | ||
Легко удается передавать чувства и эмоциональные переживания | ||
Если что-то рассказывает, то старается вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей | ||
Если хочет передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, активно использует мимику, жесты, пластику движений | ||
Без его (ее) активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе | ||
Если есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, удается хорошо изобразить конфликт | ||
Отличается артистичностью | ||
Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, ему (ей) проще всего это сделать при помощи мимики, жестов, интонаций голоса | ||
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
Итоговая таблица по результатам первичной диагностики способностей детей
Пример заполнения итоговой таблицы: вносятся средние значения, полученные по каждому из 9 показателей в столбец «У» — результаты заполнения анкеты учителем, в столбец «Ш» — результаты, полученные в ходе заполнения анкеты школьниками, в столбец «=» — среднее значение между столбцами «У» и «Р».
Можно добавить еще один столбец с результатами анкетирования родителей – «Р».
Анкету «Мои способности» заполняют школьники 5–11-х классов.
В 1–4-х классах анкету заполняют только родители и педагоги.
№ | Ф. И. ребенка | Способности | ||||||||||||||||||||||||||
интеллектуальные | к обучению | лидерские | творческие | художественно-изобразительные | музыкальные | спортивные | литературные | артистические | ||||||||||||||||||||
У | Ш | = | У | Ш | = | У | Ш | = | У | Ш | = | У | Ш | = | У | Ш | = | У | Ш | = | У | Ш | = | У | Ш | = | ||
.. |
Итоговое значение показателей:
2–2,5 балла —способность слабо выражена;
2,6–3,5 балла —средняя степень выраженность способности;
3,6–4,5 балла —хорошая выраженность способности;
4,6–5 балла — яркая выраженность способности, одаренность.