Система принципов семейного воспитания
· Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
· Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
· Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
· Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
· Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
· Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
· Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
· Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия, разработанный на основе наблюдений, тестирования, анкетирования
В последние годы увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.
1. Совместная работа:
· Органы социальной защиты населения
· Управление образованием;
· Органы внутренних дел;
· Органы здравоохранения;
· Отдел по молодежной политики;
· Служба занятости населения;
· КДН.
2. Источники информации о семейном неблагополучии:
· Классные руководители;
· Воспитатели д/с;
· Педагоги школы;
· Врачи;
· Участковый инспектор;
· Жители микрорайона;
· Родственники;
· Соседи;
· Друзья.
3. Дополнительным источником является:
· Документы социально-медицинского патронажа;
· Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
· Материалы психодиагностики;
· Результаты рейдов;
· Жалобы и заявления граждан;
· Материалы о правонарушениях;
· Преступления несовершеннолетних.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
Нарушения поведения – 50%
· Бродяжничество;
· Агрессивность;
· Хулиганство;
· Кражи;
· Вымогательство;
· Правонарушения;
· Аморальные формы поведения;
· Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Нарушения развития детей - 70%.
· Низкая успеваемость;
· Неврастения;
· Отсутствие навыков личной гигиены;
· Неуравновешенность психики;
· Подростковый алкоголизм;
· Подростковая проституция;
· Болезни;
· Недоедания;
· Уклонение от учебы.
Нарушения общения - 40%
· Конфликты с учителями;
· Частое употребление неформальной лексики;
· Суетливость или гиперактивность;
· Конфликты с родителями;
· Контакты с криминогенными группировками.
5. Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью.
· Принудительное лечение от алкоголизма;
· Лишение родительских прав;
· Консультирование;
· Обучающие консультации для родителей;
· Помощь общественных организаций;
· Влияние через СМИ;
· Пропаганда здорового образа жизни;
· Пропаганда семейных ценностей;
· Оказание материальной помощи;
· Административные штрафы;
· Создание клубов по интересам;
· Постоянный патронаж;
· Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
· Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
· Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Корректировка воспитания в неблагополучных семьях и работа с этими семьями
Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье, специалисты вынуждены заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа». В режиме этой задачи выделяются два аспекта:
1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.
2. Работа с неблагополучными семьями.