Система работы с одаренными детьми

Одаренные дети могут столкнуться с такими трудностями в ходе обучения в школе, как негативное отношение к школе и учебе, нарушение отношений с родителями, подверженность частым перепадам настроения, дух противоречия, депрессия, низкая самооценка, высокая школьная тревожность, чувство непохожести на других, «гонимости», тенденция к самооправданию, перекладывание вины на других, недостаток настойчивости, неприятие руководства, скука, неприятие состязаний, чувствительность к критике при любви покритиковать других, некоторая надменность, склонность ставить нереалистичные цели и др.

В таблице представлено, как осуществляется система выявления и сопровождения одаренных детей.

Таблица 9. Система сопровождения одаренных детей в общеобразовательной школе

Вводная диагностика (исследование общих способностей): - анкета «Мои способности», «Способности ребенка»; - результаты срезовых работ
Академически и интеллектуально одаренные дети Социально одаренные дети Твеорчески и художественно одаренные дети Спортивно и физически одаренные дети
Направления работы
- углубленная психолго-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка; - составление и ведение банка данных данной группы одаренных детей; - индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и обучающихся данной группы; - работа в НОУ школы: разработка и внедрение индивидуальных программ - углубленная психолго-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка; - составление и ведение банка данных данной группы одаренных детей; - индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и обучающихся данной группы - углубленная психолго-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка; - составление и ведение банка данных данной группы одаренных детей; - индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и обучающихся данной группы - углубленная психолго-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка; - составление и ведение банка данных данной группы одаренных детей; - индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и обучающихся данной группы

Портфель данных ученика – представляет собой ряд документов, в которых фиксируются специальные трудности в обучении ребенка, имеющего признаки одаренности, такие как:

- предметофобия (боязнь) отдельного предмета или предметов;

- дезадаптация (неприспособленность к увеличению объема домашнего задания, к учителю, к статусу в классе);

- высокий уровень школьной тревожности, неадекватное чувство ответственности (пониженное, повышенное), ощущение собственной неполноценности, фрустрация (нереализация какой-либо потребности, т.е. противоречие между «хочу» и «могу»);

- неадекватный уровень притязаний (завышенный «Я все могу, но не делаю», заниженный «Я ничего не могу»);

- отсутствие самодисциплины;

- конформность (соглашательство без отстаивания своей позиции);

- тенденция к «критиканству» («мне это не нравится», «не интересно», «мне скучно»…).

РАБОТА С НЕОБУЧАЮЩИМИСЯ

Дети с проблемами в обучении- это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам (гуманитарного, естественнонаучного, точного, информационно-технологического. Спортивно-физического цикла). Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными способностями и возможностями, неадекватными требованиями педагогов, в связи с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, у которых отсутствует учебно-познавательная мотивация – нет интереса к большинству школьных дисциплин. Дети не испытывают желания к учебному труду. У таких школьников мотивация избегания неуспеха формирует искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Как показывает практика, это не вина, а беда тех детей, у которых во время обучения в школе начальной ступени не сформировались базовые навыки учебной деятельности. Эти дети не получили своевременной помощи со стороны педагога, психолога и особенно от собственных родителей.

Следует обратить внимание на то, что исключительность ребенка, в том числе его одаренность, слабая обучаемость или нездоровье, могут быть установлены профессионально подготовленными специалистами.

Основные направления работы социального педагога с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности):

- формирование социального паспорта школы, класса;

- анализ документации классных руководителей 1 – 11-х классов;

- социально-правовой патронаж на дому;

- анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка.

Наши рекомендации