Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-психологические проблемы современного общества на протяжении многих лет связаны с изменением политической обстановки и спецификой осуществления радикальных экономических реформ в России. Это влечет за собой значительное ухудшение положения семьи и детей, приводя к серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с отрицательным психологическим климатом. На социальное благополучие многих детей, их нравственное, физическое и психическое здоровье влияют ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, разрыва связей и отчуждения между ними и родителями, отказ от материнства и прочие явления. Все эти и многие другие факты в большинстве случаев приводят к детской безнадзорности, беспризорности, к правонарушениям и преступлениям, совершаемыми несовершеннолетними.
Не подлежит сомнению тот факт, что школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся. Особая роль в этой работе принадлежит социальному педагогу.
Именно работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних становится приоритетной в деятельности социального педагога, которая подразделяется на два самостоятельных направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическое направление представляет собой комплекс мероприятий по недопущению пропусков уроков обучающимися по неуважительным причинам, употребления спиртных напитков, наркотических и других одурманивающих веществ, приобщение несовершеннолетних к криминальной деятельности, социального сиротства детей.
Это индивидуальная и групповая работа с обучающимися и их родителями. Она включает в себя:
- просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, внутрисемейных отношений;
- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей;
- пропаганду здорового образа жизни в семье;
- подготовку подростков к ответственному водительству, к осознанному профессиональному выбору.
В рамках этого направления используются различные формы работы: индивидуальное консультирование, лекции, беседы, видеолектории, игры, тематические классные часы, родительские собрания.
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями обучающихся «группы социального риска» и детьми, склонными к правонарушениям, осуществляется социальным педагогом в несколько этапов.
Первый этап – сбор информации о родителях и учениках, требующих особого внимания педагогического коллектива школы. Для этого проводится паспортизация классов, изучаются личные дела обучающихся, беседы с классными руководителями и учителями-предметниками, проводится анкетирование среди обучающихся.
Также информацию о семьях обучающихся можно получить после проводимой переписи детей микрорайона школы, которая осуществляется педагогическим коллективом путем поквартирного обхода каждой семьи. По полученным сведениям создается банк данных детей и их родителей микрорайона от рождения до 18 лет.
Как правило, проблемы в воспитании, содержании детей возникают в малообеспеченных, многодетных, неполных, безработных семьях, в некоторых семьях, имеющих детей-инвалидов, в семьях с замещающими родителями.
Основной задачей в работе социального педагога с семьей, имеющей определенные трудности, можно считать обеспечение эффективной помощи в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Работу с семьей следует начинать с её изучения, причин возникших проблем. Для этого обследуются жилищные условия, материальное положение. Составляется акт обследования. Проводятся беседы с классным руководителем ребенка, соседями семьи, участковым милиционером, инспектором отделения по делам несовершеннолетних. Исследуются межличностные взаимоотношения в семье путем индивидуальных бесед с родителями, ребенком, анкетирования.
После выявленных проблем, разрабатывается и реализуется индивидуальный план социально-психологической помощи данной семье в решении возникших проблем. Все материалы о семье (ходатайства, постановления комиссии по делам несовершеннолетних, акты и т.д.) помещаются в программу реабилитации семьи.
Следует отметить основные формы работы с семьей «социального риска»:
- индивидуальное консультирование всех членов семьи. Консультации проводятся с каждым членом семьи как по отдельности, так всех вместе. Во время консультаций родителям оказывается помощь найти пути выхода из различных проблем (внутрисемейные конфликты, проблемы воспитания и обучения ребенка, проблемы вредных привычек, организация свободного времени детей и т.д.);
- оказание правовой, медицинской, материальной помощи, содействие в трудоустройстве родителей с привлечением различных специалистов. В работе с «проблемными» семьями, а также обучающимися «группы риска» обеспечивается постоянное взаимодействие с отделением милиции по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, социальной защитой населения, комиссией по делам несовершеннолетних, врачами районной больницы, руководителями клубов, кружков, центром занятости населения;
- осуществление регулярного патронажа семьи. Раз в четверть (по необходимости и чаще) посещение семьи, составление актов. Родителям даются рекомендации по санитарному состоянию жилья. Все изменения фиксируются в журнале и акте;
- организация благотворительных акций в пользу семьи. Можно организовать совместно с администрацией школы благотворительные мероприятия среди педагогического коллектива и обучающихся школы. Дети и взрослые могут оказать посильную материальную помощь в виде школьных принадлежностей, игрушек, детской одежды;
- организация досуга и отдыха детей из неблагополучной семьи. Вовлечение детей в кружки и секции по интересам. В каникулярное время включение детей в школьные оздоровительные лагеря. Ходатайство перед социальной защитой населения о выделении бесплатных путевок для детей в летние лагеря. Оказывать помощь в трудоустройстве детей в оплачиваемые трудовые бригады, на предприятия.
- пропаганда здорового образа жизни всех членов семьи. Проведение разъяснительных бесед о вреде алкоголя, наркотиков на организм человека. По необходимости привлекать врача-нарколога для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Особое место в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних занимает деятельность с обучающимися, уже совершившими правонарушения. Прежде чем начать коррекционную работу с данными детьми, следует изучить каждого ребенка, причины возникших проблем. Для изучения ученика используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование. На каждого несовершеннолетнего заводятся диагностические карты, личные дела.
Исходя из выявленных проблем ребенка, разрабатывается и реализуется план мероприятий по оказанию психолого-педагогической, медицинской, правовой, материальной помощи ученику. Все проводимые мероприятиями фиксируются в индивидуальной карте ученика, отслеживаются все происходящие изменения.
В работе с ребенком «группы риска» следует реализовывать следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка)
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги)
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (неврозы, суицид, клептомания и т.д.);
- способствование заполнению пробелов в знаниях.
Также разрабатывается и реализуется индивидуально-профилактическая программа на учеников, совершивших правонарушения, пропускающих занятия без уважительных причин. Данная программа направлена также на коррекцию поведения подростков. Проводимые мероприятия в рамках данной программы помогают детям узнать о своих правах и обязанностях, об ответственности за правонарушения и преступления, о вредных привычках, построить свой профессиональный план. На занятиях с данными несовершеннолетними можно обсуждать различные проблемы, обучать общению, разрешать конфликты.
Большое значение в работе по предупреждению детской преступности, бесконтрольности занимает деятельность школьного Совета профилактики. Заседания Совета могут проходят ежемесячно, обычно – 1 раз в четверть. Здесь рассматриваются представления классных руководителей на обучающихся по возникшим проблемам (успеваемость, дисциплина, посещаемость занятий). Оказывается консультативная, методическая помощь родителям. Решаются вопросы о пребывании детей в неблагополучных семьях.
Эффективность работы социального педагога школы по предупреждению правонарушений зависит от непрерывного повышения своего профессионализма, а также от таких личных качеств как эмпатия, деликатность, доброжелательность.
Таблица 6. Показатели результативности управления процессом профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся
1. | Условия, создаваемые органом управления образованием по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся |
1.1. | Нормативно-правовые условия |
Наличие: - пакета нормативных правовых документов всех уровней (международного, федерального, регионального), обеспечивающих реализацию прав детей, оказавшихся в особой жизненной ситуации -целевых программ профилактической направленности или содержащих раздел по профилактике асоциальных явлений, в том числе: по профилактике безнадзорности и правонарушений | |
Количество локальных актов, подготовленных органом управления образованием в целях управления воспитательно-профилактической работой. Из них: - приказов; - инструктивно-методических писем; - положений; -других | |
Количество локальных актов Главы муниципального образования, направленных на решение проблем воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | |
1.2. | Организационно-исполнительские условия |
количество аппаратных совещаний, проведенных по проблемам управления воспитательно-профилактической работой: - организационного характера; - контрольно-аналитического характера; - научно-методического характера | |
количество совещаний руководителей ОУ по проблемам профилактики асоциального поведения детей | |
количество совещаний межведомственного характера по созданию единого воспитательного пространства | |
1.3 | Мотивационно-стимулирующие условия |
формы стимулирования деятельности руководителей образовательных учреждений, направленные на развитие системы воспитания и дополнительного образования | |
наличие практики систематического премирования руководителей образовательных учреждений по показателям результативности в области профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений | |
включенность в систему стимулирования работы классного руководителя в образовательном учреждении показателей по профилактической работе | |
1.4. | Научно-методические условия |
количество методических мероприятий, проведенных органом управления образованием и методической службой в целях развития системы воспитательно-профилактической работы для: - директоров образовательных учреждений; - заместителей директоров образовательных учреждений; - руководителей методических объединений; - др. категорий | |
количество методических рекомендаций по проблемам профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, подготовленных на муниципальном уровне | |
1.5. | Кадровые условия |
наличие в структуре органа управления образованием отдела, обеспечивающего управление профилактикой асоциальных явлений в образовательной системе | |
наличие специалистов в органе управления образованием, обеспечивающих управление профилактикой асоциальных явлений | |
категории педагогических работников, осуществляющие профилактические мероприятия в образовательных учреждениях | |
количество руководителей и педагогов образовательных учреждений, прошедших курсовую переподготовку по проблемам профилактики асоциальных явлений (перечислить категории работников и количество) | |
1.6. | Контрольно-аналитические условия |
наличие критериев определения эффективности управления воспитательно-профилактической работой в муниципальной образовательной системе | |
количество проведенных инспекционных проверок деятельности образовательных учреждений по вопросам организации профилактики безнадзорности и правонарушений, не обучающихся и т.д. | |
из них - количество повторных проверок деятельности образовательных учреждений с целью контроля за выполнением рекомендаций предыдущей инспекции | |
количество информационных банков по проблемам, связанным с профилактической работой | |
1.7 | Материально-технические условия |
наличие положительной динамики в материально-технической базе образовательных учреждений, в развитии воспитательной среды | |
2. | Результаты функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся |
2.1. | охват обучающихся и воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительным образованием (чел., % от общего числа) всего: -в том числе в общеобразовательных учреждениях -в учреждениях дополнительного образования |
2.2. | количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занятых в: - кружках; - спортивных секциях; - факультативах; - детских театрах; - студиях; - клубах; - детских общественных организациях-объединениях военно-патриотической направленности |
2.3. | наличие в учебных планах школ курсов, направленных на более успешную социализацию обучающихся |
2.4. | количество образовательных программ, направленных на формирование здорового образа жизни у детей |
2.5. | количество реализующихся образовательных программ по профилактике асоциального поведения и формированию законопослушного поведения |
2.6. | количество образовательных программ дополнительного образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
2.7. | количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН |
2.8. | количество неблагополучных семей |
2.9. | количество не обучающихся детей |
2.10. | количество обучающихся, систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам |
* набор показателей может быть изменен
Информация, полученная в ходе самоанализа по приведенным показателям, может быть использована на совещаниях, для подготовки приказов, разработки дополнительных мер по усилению профилактики безнадзорности и правонарушений.
РАЗДЕЛ 5. Работа с детьми «группы риска» в ОУ