Раздел 4. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 54
4.1. Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....................................................................................................................... 54
4.1.1. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних......................................................................................... 55
4.2. Компетенции учреждений образования............................................................................ 56
4.3. Номенклатура дел ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних............................................................................................................................................................ 58
4.4. Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....................................................................................................................... 60
Раздел 5. Работа с детьми «группы риска» в ОУ..................................................................... 65
5.1. Основные причины асоциальных форм поведения педагогически запущенных детей 65
5.2. Суицид как форма аддикции.............................................................................................. 67
5.2.1. Основные причины подростковых самоубийств.......................................................... 67
5.2.2. Инструкция «Как следует поступать при появлении у подростка намерения уйти из жизни» 68
5.3. Сбор, анализ информации................................................................................................... 68
5.4. Критерии определения детей «группы риска»................................................................. 69
5.5. Школьники, находящиеся в зоне или группе риска........................................................ 70
5.5.1. Памятка в помощь педагогу «Признаки одаренности детей»..................................... 71
5.5.2. Система работы с одаренными детьми........................................................................... 72
5.6. Работа с необучающимися.................................................................................................. 73
5.6.1. Основные причины школьной неуспеваемости............................................................ 74
5.6.2. Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации......................................................................................................................................... 77
5.7. Система работы с детьми-инвалидами.............................................................................. 78
5.7.1. Инструкция для педагогов по работе с детьми-инвалидами в общеобразовательной школе 78
5.8. Работа школы с детьми в зоне риска по деструкции поведения.................................... 80
5.9. Беспризорные дети............................................................................................................... 82
5.10. Памятка для социального педагога при работе с детьми группы риска...................... 83
5.11. Алгоритм социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения в школе 84
5.12. Схема работы с детьми «группы риска» (работа классного руководителя, социального педагога и психолога).......................................................................................................................................... 86
5.13. Рекомендуемый комплекс мероприятий по сопровождению и работе с детьми «группы риска»............................................................................................................................................................ 87
5.14. Контактные телефоны организаций системы профилактики г. Челябинска.............. 89
Раздел 6. Работа с неблагополучной семьей.............................................................................. 91
6.1. Что такое неблагополучная семья?.................................................................................... 91
6.2. Что нужно знать о неблагополучной семье?.................................................................... 91
6.3. Варианты неблагополучия семьи...................................................................................... 91
6.4. Система принципов семейного воспитания.................................................................... 92
6.5. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия........ 92
6.6. Корректировка воспитания в неблагополучных семьях и работа с этими семьями... 94
6.7. Приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями................... 94
6.8. Памятка социальному педагогу по работе с неблагополучными семьями................... 94
6.9. Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей................................... 99
6.10. Вопросы для беседы с родителями ребенка из неблагополучной семьи.................... 99
Раздел 7. Основные функции социального педагога в профориентационной работе..... 101
7.1. Основные функции социального педагога в решении проблемы профориентации 102
7.2. Взаимодействие социального педагога с педагогом-психологом............................... 106
7.3. Взаимодействие социального педагога с классными руководителями...................... 107
7.4. Взаимодействие социального педагога с представителями государственных, общественных организаций, учебных заведений................................................................................................. 107
7.5. Взаимодействие социального педагога с семьей подростка........................................ 107
7.6. Принципы индивидуальной работы с детьми по профориентации........................... 109
7.7. Работа по профориентации с «трудными» детьми........................................................ 109
7.8. Типичные ошибки обучающихся при выборе профессии............................................ 110
7.9. Система работы по профессиональной ориентации школьников............................... 110
Раздел 8. Диагностические методики социального педагога............................................... 111
Раздел 9. Из опыта работы......................................................................................................... 135
Межведомственное взаимодействие МОУ детского дома № 5 г. Челябинска с учреждениями профилактики правонарушений и преступлений в работе с детьми «группы риска». Васекина Г.П., МОУ детский дом №5 ....................................................................................................... 135
Роль социального педагога в правовом просвещении
учеников, родителей, педагогов. Закирова Наталья Васильевна,
МОУ СОШ № 129 ............................................................................................................. 141
Работа МСКОУ №11 по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин. Осинцева Наталья Евгеньевна, заместитель директора по УВР. Абдрашитова Надежда Васильевна, социальный педагог............................................................................................................ 145
Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотических и психотропных средств. Закирова Наталья Васильевна, МОУ СОШ № 129 ........................................................................ 148
Об опыте работы образовательных учреждений Калининского района с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, в 2010-2011 учебном году. Аббакумова Светлана Ивановна, педагог-психолог СППиСП МОУ ЦПМСС, высшей кв.к. Башак Татьяна Викторовна, педагог-психолог СППиСП МОУ ЦПМСС, высшей кв.к. ............................................. 151
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................................ 154
ПРИМЕРНЫЙ Список МЕТОДИЧЕСКОЙ литературы ДЛЯ РАБОТЫ социального педагога................................................................................................................................... 179
Предисловие
Вы держите в руках пособие, которое составлено для того, чтобы эффективно и действенно помочь начинающему свою профессиональную деятельность социальному педагогу.
В последние годы сама практика жизни вновь выдвинула идею возрождения социальной педагогики. Но в настоящий период социально-педагогическая деятельность сдерживается и отсутствием профессионально подготовленных кадров и межведомственной разобщенностью. Неоправданно мало уделяется внимания и роли семьи как первичному институту социализации личности.
В связи с этим у руководителей образовательных учреждений и педагогических коллективов возникают правомерные вопросы о содержании деятельности, должностных обязанностях и правах социального педагога, квалификационных требованиях к нему. Тревожат эти проблемы и уже работающих социальных педагогов и тех, кто будет делать первые шаги профессионального роста. Не исключение, что на эту должность принимаются работники, не имеющие специального профессионального образования. В этой непростой ситуации крайне важно не дискредитировать саму суть этой, очень нужной, профессии, обеспечить организационно-педагогическую поддержку ее становлению, а также не допустить упрощенного подхода к должности социального педагога как штатной единице, которую можно использовать в качестве дополнительного заработка.
В предлагаемом сборнике отражены наиболее важные и актуальные на сегодняшний день вопросы организации работы социального педагога образовательного учреждения. Полагаем, что предложенные материалы помогут становлению начинающему профессиональную деятельность социальному педагогу, а также помогут найти ответы на вопросы классным руководителям, педагогам, кураторам, т.е. тем специалистам, кто непосредственно работает с детьми группы риска.