Деятельности в профессиональном

ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 18. Педагогическая деятельность педагогическая квалификация

ГЛАВА 19. Система деятельности преподавателя, ее структурирование

ГЛАВА 20. Педагогическая позиция преподавателя

ГЛАВА 21. Педагогическое мастерство преподавателя

ГЛАВА 22. Исследовательская деятельность в современном образовании

Глава 18

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Педагогическое самоопределение в выборе целей, содержания, методов. Критерии педагогической деятельности, реализация функций образования. Способы педагогической деятельности и педагогические способности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая позиция, педагогическое самоопределение, критерии педагогической деятельности, педагогические способности и способы действий

• Педагогическая деятельность

• Педагогическая квалификация

Педагогическая деятельность

Мысли как человек действующий

и действуй как человек мыслящий

Афоризм

Педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на реализацию педагогического (специально организованного) взаимодействия (взаимных действий), это совокупность осознанных действий преподавателя и обучающихся. В учебном заведении искусственно (и искусно) создаются условия для овладения технологией осознанного действия, которая усваивается как социокультурная модель поведения в реальной практике. Каждый студент (слушатель) встраивается в эту модель и овладевает технологией осознанного действия, технологией разрешения проблем. При этом в его сознании происходят изменения его: профессиональных потребностей (самоопределение); профессиональных норм (критериев деятельности); способностей (способов деятельности). Это его индивидуальный результат участия в педагогическом процессе. Чем в большей степени он способствует разрешению профессиональных проблем, тем выше его результат, тем выше результативность педагогической деятельности преподавателя, тем выше качество его труда, квалификация.

Предложенная логика определения педагогической деятельности выбрана не случайно и опирается на практику проведения многочисленных организационно-деятельностных семинаров с преподавателями вузов и системы дополнительного профессионального образования. Педагогическая практика изобилует примерами чрезмерной увлеченности процессом и недостаточной ориентации в каждом конкретном действии на результат. И потому чрезвычайно важно не только на уровне знания, но и убеждения, и действия отслеживать в педагогической деятельности взаимосвязь процесса и результата, учитывая, что цель — это идеальный (в идеях) результат, а результат — реализованная (в реальном) цель. Их совпадение (или несовпадение) зависит от выбранного содержания и метода. Приведенная ниже модель взаимосвязи применима как к действиям преподавателя, так и к действиям слушателей.

Итак, взяв за системообразующую педагогическую деятельность, мы разделили ее на две взаимосвязанные части: процесс и результат — и, стало быть, имеем два модуля «Педагогическая деятельность как процесс», «Результативность педагогической деятельности».

Наша деятельность, отдельные действия существуют в идеальном и реальном и связаны между собой осознанностью их соответствия. Если осознание происходит до совершения действия — это проект (1), если после — рефлексия (2).

Идеальное — наше естественное состояние сознания, которое, соприкасаясь с реальным, требует ограничения, оформления, изменения внутреннего, естественного, идеального образа, что и есть образовательное, осознанное, соединяющее идеальное (естественное) с реальным (деятельностным). В педагогическом процессе осознание специально, технологично организовано.

Рассмотрим три основополагающие технологические цепочки, имеющие место в педагогическом процессе, в педагогическом взаимодействии, во взаимном действии преподавателя и обучающегося.

1. В идеальном, в идеях происходит осмысление собственных потребностей, собственной нужды, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, оформляется цель. В этом процессе проявляется уровень духовности, разумности, нравственности. Потребность сопоставляется с внутренними нормами и способностями. Далее процесс осмысления переходит из внутреннего во внешнее, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. Это выход в реальное, после чего принимается решение на кратковременное или длительное действие, на деятельность, т.е. происходит самоопределение.

2. В идеальном, в идеях происходит осмысление собственных (внутренних) норм, правил действия; проявляется информированность, грамотность, выстраивается образ обмена интеллектуальным, эмоциональным, материальным содержанием: что содержу, что отдаю, что приобретаю. Выбранные нормы сопоставляются со сформировавшейся из потребностей целью и собственными способностями. Далее процесс осмысления переходит из внутреннего во внешнее, изучаются внешние социокультурные нормы совершения профессионального действия, прогнозируются нормы ответного действия, действия тех, с кем придется взаимодействовать, устанавливается степень их несоответствия и возможность привести в соответствие. Это выход в реальное. В этом суть овладения новым содержанием в учебном заведении — получить новую информацию, которая является нормой деятельности в той субкультуре, на которую распространяется предполагаемое действие. Так формируются критерии (мерило оценки), правила деятельности.

3. В идеальном происходит сопоставление собственных способностей и оптимального способа достижения цели, выстраивается цепочка вопросов «как? как? как?» Из многочисленных ответов следует выбрать наиболее подходящий для себя и для данной ситуации. В основе самого выбора и любого метода лежит некий инвариант способностей обмена мыслью (мыслетехнические), словом (коммуникативные), движением (рефлексивные). Они естественны (даны от природы), а в образовании обискусствляются, оформляются, окультуриваются. В учебном заведении на любом содержании происходит процесс развития способностей (компетентности) путем овладения методом совместной работы. Из всего многообразия усвоенных методов выбирается наиболее приемлемый для реальной ситуации, сопоставляются способы деятельности, принятые в данной сфере деятельности, выявляется степень их несоответствия.

Если эти технологии усвоены преподавателем, он уходит от репродуктивных методов, которые ставят его в позицию репродуктора и из всего многообразия педагогических функций позволяют реализовать одну — быть источником информации. Технологии организационно-деятельностные позволяют включать слушателей в модель деятельности, где они усваивают образовательные категории: цели, содержание, методы как категории реальной деятельности: самоопределение, критерии и способы деятельности, тренируются приводить их в соответствие, т.е. овладевают технологией разрешения проблем.

Во всех трех технологических цепочках внешнее для преподавателя — потребности, нормы, способности студентов (слушателей) и современный уровень профессиональной культуры. Исходя из этих внешних условий он строит свое самоопределение, критерии и способы педагогической деятельности. Внешнее для обучающегося — преподаватель, другие студенты (слушатели — коллеги) и также состояние профессиональной культуры, которую он воспринимает на курсах более широко — не только на региональном уровне, но и федеральном и, если есть необходимость, международном.

Педагогическая квалификация

Посредственный преподаватель излагает,

хороший объясняет, выдающийся показывает,

великий вдохновляет

В. Уорд

Постараемся уяснить понятие квалификация. «Квали» — качество. Добавление «фикация» означает расширительный процесс, как электрификация, сертификация и т.д. Семантика подсказывает, что буквальный смысл этого понятия может быть истолкован как качественность, нечто переходящее из одного профессионального действия в другое, особая характеристика деятельности. Если мы говорим о высокой педагогической квалификации преподавателя, то предполагается высокое качество его труда. Категория качества в педагогике довольно спорная, трактуется неоднозначно не только в механизмах выявления, но и в предназначении. Не будем углубляться в теоретизирование, признаем очевидное — качество педагогического труда в результативности, т.е. индивидуальном результате для каждого студента (слушателя). Не количество слов, проговоренных в минуту, а качество усвоенной студентами (слушателями) информации, качество усвоенных методов характеризуют результативность.

Давайте представим, сколько надо ума, мудрости, мастерства, чтобы, войдя в аудиторию, понять, что из заготовленного будет воспринято, а что нет; понять, в чем профессиональная проблема обучающихся. Может быть — в самоопределении, в адаптации и следует усилить в содержании характеристику профессиональной ситуации, показать ее тенденции, перспективы, и тогда уместны сравнения, сопостаачения, проговаривания, в которые включаются слушатели.

Может быть проблема в том, что принятые нормы устарели, но они заковали профессиональное сознание оковами стереотипов и догм, лишают его свободного, живого, гибкого мышления. И тогда в общении со своими коллегами — практиками, под умелым руководством преподавателя «шлаки» дробятся, вымываются, освобождая место новой мысли, творчеству, новой информации, новым нормам, критериям деятельности.

А может быть проблема в способах деятельности, в недостаточной рефлексивной, коммуникативной культуре. Чтобы эту проблему разрешить, преподаватель любой учебной дисциплины должен работать в режиме тренингов. Кроме того, важно помнить, что качество любого труда оценивается уровнем выполнения профессиональных функций. Если функции образования определить как выращивание естественного (потребности, нормы, способности), их окультуривание (цели, содержание, методы) и подготовка к деятельности (самоопределение, критерии и способы деятельности), то нетрудно определить качество педагогического труда по уровню исполнения этих функций.

Так как педагогический процесс — специально (специалистами) организованный образовательный процесс, то задача специалиста — преподавателя организовать этот процесс в соответствии с технологией, как можно более точно ее реализовать. Это и есть показатель качества в любой деятельности, в том числе и педагогической.

Особенности педагогической деятельности обусловливают и особенности педагогической квалификации. Любую деятельность, требующую высшего образования, можно представить состоящей из двух компонентов, в основе которых технологичность и творчество. В одних видах деятельности преобладает значение технологичности, ибо пренебрежение технологией снижает качество производимого продукта, в других — преобладает значение творчества, преодоление стереотипов, рутины. Но ни те, ни другие немыслимы без сочетания технологичности и творчества, безусловно, в разных соотношениях. Столь же безусловна равная значимость технологичности и творчества в педагогическом труде: отсутствие уважения к педагогическим технологиям и самих технологий в деятельности преподавателя воспитывает в студентах и слушателях неуважение к технологичности в их собственной профессиональной деятельности. Отсутствие уважения к педагогическому творчеству и самого творчества в деятельности преподавателя воспитывает в студентах и слушателях догматизм, неумение адаптироваться в условиях перемен, неумение самоопределяться в разных ситуациях, принимать решения в зависимости от изменившихся внешних условий, ориентироваться на получение выгоды в любых ситуациях, уступать, договариваться, добывать новую информацию, развивать свои способности и таким образом решать свои проблемы.

Соотношение творчества и технологичности в педагогическом труде — это соотношение идеального и реального, соотношение профессиональной позиции (убеждений) и мастерства (действий).

Вопросы для обсуждения

1. Как влияет понимание собственных функций (позиция) на действия, поведение, деятельность?

2. Раскройте значимость самоопределения в деятельности, особенности самоопределения в педагогической деятельности.

3. Назовите критерии деятельности, в том числе — педагогической.

4. В чем состоит развитие способностей в педагогическом взаимодействии.

Контрольные вопросы

1. Педагогическая позиция преподавателя.

2. Педагогическое самоопределение в выборе целей, содержания, методов.

3. Критерии педагогической деятельности, реализация функций образования.

4. Способы педагогической деятельности и педагогические способности.

Упражнения

1. Начиная работу над содержанием, обратитесь к собственным представлениям о предмете (субъективное), затем сопоставьте их с определениями в словарях и учебниках (объективное), проверьте состоялось ли понимание (что Вы открыли для себя?). Как изменились Ваши представления — именно это является Вашим индивидуальным результатом.

2. Постарайтесь в процессе занятий усваивать не только информацию, но и технологию педагогического процесса, участвуя в выращивании собственных целей, содержания, способностей.

Глава 19

Наши рекомендации