Осознанность социального поведения

Лучше думать перед тем как действовать, чем после

Демокрит

Осознание как процесс изменяет состояние сознания, изменяет внутренний образ и, стало быть, является образовательным процессом в его истинном смысле. Он происходит везде и всегда, не отличаясь технологичностью. Технологии и модели появляются тогда, когда процесс специально организован, когда за дело берутся специалисты, тренеры, преподаватели. Именно система образования несет на себе ответственность за гармоничность моделей и технологий образовательных процессов, процессов осознания, влияющих на поведение.

Данная модель позволяет осознать: структуру собственного сознания в состояниях, связанных с образованием, в их единстве и целостности; собственные потребности, нормы, способности и их изменение по трем технологическим цепочкам:

(I) — (П « Ц « Со) — управление собственными потребностями до осознания цели и далее до самоопределения в действиях;

(II) — (Н « С « Кр) — усвоение новой информации из содержания окружающего мира и ее использование как критериев деятельности;

(III) — (Сп « М « Сд) — выращивание собственных способностей путем овладения методами образования для их использования как способов деятельности.

В самоорганизации сознания нельзя не отметить значимость философского основания, определяющего приоритеты в способах познания окружающего мира, которые называют знания-чувства (чувственное восприятие окружающего мира, переживания, эмоциональное содержание), знание-мышление (интеллектуальное восприятие окружающего мира, его понимание, продуктивное содержание), знание-воля (восприятие материализованной информации, загружение в память репродуктивного содержания). Философия крайнего материализма как методологическая основа осознания (образовательных процессов) закрепила приоритеты восприятия материализованной информации. Профессиональный язык работников образования насыщен соответствующими стереотипами как в идеальном (убеждениях преподавателей), так и в реальном (педагогических моделях и технологиях): «получение знаний», «передача знаний», «усвоение знаний» и т.п. Нарушение внутреннего соответствия, внутренней гармонии рано или поздно осознается как проблема, конфликт, своевременно не разрешенные, они порождают столкновения. Сегодня процессы преодоления этого несоответствия объявляются как инновации, в основе которых технологии производства собственных мыслей, называемые новаторами мыслетехникой, мыследеятельностью. Эти технологии объявляют творчество как процесс рождения новой мысли, присущий не только исключительной личности, а каждому человеку, не утратившему способность мыслить, сопереживать, ориентированному в своих решениях на добро и созидание, проектирующему осознанно свои действия на основе триединства «чувства — мышления — воли». Призывы к духовности, гуманизации повисают, не реализуются, если сознание сформировалось без понимания взаимопроникновения духовного и материального, без непрерывного осознания собственных действий, поведения, деятельности.

Современная парадигма формирования сознания как непрерывной интеграции объективной информации с субъективными представлениями в абсолюте понимания характеризуется как возвращение к духу, к самому себе, к познанию самого себя, к самопознанию. Философы и психологи все больше склонны характеризовать сознание по критерию отношения субъекта к окружающему миру. Детскому возрасту как человека, так и человечества свойственно чувственное восприятие окружающего мира. По мере взросления проявляется способность рационального взаимодействия с окружающим миром, волевые усилия позволяют усваивать объективную информацию, которая в конце XX столетия стала преобладающей в сознании, породила несоответствие знаний о внешнем и внутреннем, проблему понимания самого себя, проблему саморегуляции, самоорганизации. Сознание, разум, дух менее изучены и понятны, и их непонимание становится все большей проблемой. Сочетание в процессах осознания чувства — мышления — воли, сочетание в образовательных процессах потребления материализованной информации (репродуктивного знания) и производства собственной мысли (продуктивного знания) в процессе работы собственного духа свободного творчества, сочетающего эмоции и интеллект, способствуют гармонизации человеческого сознания, непротиворечивости действии, поведения, деятельности.

Степенью осознанности поведения характеризуется взрослость личности, коллектива, общности, общества. Признание российской общественностью преобладания в собственном сознании эмоциональной составляющей, которая проявляется во взаимодействии с окружающим миром, где «умом Россию не понять...», где вполне серьезно призывают голосовать сердцем, наводит на размышления о психологической взрослости социума. В средствах массовой информации, через которые массы получают информацию об окружающем мире, господствует шутовство, считается востребованным балаган, претендующие на интеллект передачи демонстрируют отсутствие логики, мыслетехнической и коммуникативной культуры. Отождествив духовность с религией, официально ее отвергнув, мы тем самым искусственно сократили в эволюции собственного сознания этап познания мира через знание — мышление. В образовательных процессах в их широком смысле как процессах изменения внутреннего мира мы абсолютизировали знание — волю, устремившись за материализованной информацией. Официальное образование, учебные заведения системы образования всех уровней работали именно в этой парадигме. Педагогические модели и технологии через цели, содержание, методы и результат и по сей день преувеличивают значимость усвоения готовой информации. Гармоничное сочетание чувства, мышления, воли обусловливает психологическую взрослость общества и отдельных личностей, групп, общностей. Изменившееся положение общественной самоорганизации на шкале «порядок — хаос», где стабильны только перемены, востребовало способность к адаптации, к продуктивному знанию, к новой модели социального поведения.

Определение поведения как совокупности осознанных действий утверждает его детерминированность особенностями сознания субъекта, которые через поведение проявляются в реальных ситуациях. Можно говорить об индивидуальных особенностях сознания отдельных личностей, об особенностях сознания отдельных групп, распространяющихся на ее членов, об особенностях сознания общностей: профессиональных, территориальных, национальных и др., в поведении которых проявляются категории сознания: ценности, приоритеты, позиции и т.д. Особенности сознания общества, называемые менталитетом, в той или иной степени свойственны его членам, отдельным личностям, отдельным группам, общностям.

Демократия — это процедура»

Есть только одна дорога к демократии: образование.

И в условиях демократии для педагога

есть только одна подлинная задача; учить свободе

Барбеч

В понятии социального поведения значимость осознанности действий, поведения, деятельности повышается в связи с разносторонним декларированием свободы, провозглашением ее для каждого члена общества обретаемой ценностью. Сознание должно усвоить ее как разумность потребностей, как свободу творчества, как проявление силы духа и как несвободу от природы, несвободу от общества, как необходимость осознавать свое взаимодействие с природой и обществом по технологической цепочке, соответствующей здравому смыслу, технологии социального проектирования (до свершения действия), рефлексии (после свершения действия): «кто я в этой ситуации?» (мое предназначение, функции, место), «для чего совершаю действие?» (какой получится результат, спектр возможных результатов); «что утрачу и что обрету в результате взаимодействия?» (что изменится в моем содержании: эмоциональном, интеллектуальном, материальном), «как смогу совершить действие?» (какие способности, методы, способы действий будут востребованы для достижения цели), «что получится в результате?» (какой результат возможен в данных реальных условиях). Если эти вопросы будут осознаны в отношении всех субъектов взаимодействия и воплощены в реальное действие, то процедура общения будет демократичной. Массовое овладение технологией демократичного общения — процесс длительный и трудный, в немалой степени зависящий от стиля управления.

Теория и практика социального управления ориентирована сегодня в своей стратегии на решение проблемы демократизации. Демократические модели действий, поведения, деятельности должны быть усвоены на всех уровнях социальной «матрешки»: личность, семья, группа, коллектив, общность, общество, мировое сообщество. Проблема преодоления авторитарного стиля управления на всех уровнях образует «дерево» проблем. Динамика изменений в модели управления на каждом из уровней незамедлительно сказывается на состоянии проблемы на всех уровнях. Это состояние взаимопроникновения формирует повышенную ответственность за реализуемые модели поведения не только в системах своего иерархического уровня, но и за их состояние в других.

Вопросы для обсуждения

1. В чем различие понятии действие, поведение, деятельность, взаимодействие? Как они взаимосвязаны?

2. Синергетическая модель социального поведения, ее суть и теоретическое обоснование.

3. Социальное поведение коллективных субъектов, социальных систем.

4. «Демократия — это процедура». Как Вы это понимаете?

Контрольные вопросы

1. Действия, поведение как категории деятельности.

2. Практическая значимость синергетических моделей социального поведения.

3. Понятие самоорганизации социальных систем, ее динамика.

4. Технология демократизации социального поведения.

Упражнения

1. Различите понятия: действие, поведение, деятельность. Охарактеризуйте категорию «социальное поведение».

2. Установите связь демократической модели поведения с синергети-ческими принципами.

3. Рассмотрите состояние социальных систем, наиболее известных Вам (семья, группа слушателей, педагогический коллектив, город, страна и т.д.), по шкале «хаос — порядок», установите динамику этого состояния, что в ней положительно и что отрицательно.

4. Осознанность социального поведения как проектирование действий и как рефлексия.

Раздел IV

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

Наши рекомендации