Понятие и структура педагогического
Процесса
...Сомнения, высказанные в научных сочинениях,
сразу же становятся своего рода губками,
которые постоянно привлекают к себе
и впитывают новые достижения науки...
Ф. Бэкон
Когда вводится основополагающая категория, то необходимо согласовать собственные представления о ней и выйти на понятие как высший уровень усвоения. Если Вы ждете, что дальше появится определение: «педагогическим процессом называется...», то, возможно, будете разочарованы — это не для нас. Это формальное, чужое, материализованное знание, часто не совпадающее одно с другим, зачастую противоречащее одно другому и даже логике, и потому вряд ли убеждает. Не будем лишать свой интеллект важнейшей его составляющей — мышления, ограничиваясь памятью, репродуктивной мыслительной деятельностью.
Займемся продуктивной деятельностью, перейдем в духовное пространство, где произведенная собственная мысль соединяет эмоциональное и интеллектуальное, где правит логика, где все, что-не аксиома, доказывается.
Нельзя дать определение педагогическому процессу, не определив образовательный процесс как более общий, который происходит в сознании как изменение образа. Изменения в нашем сознании (потребности, нормы, способности) происходят при взаимодействии с окружающим миром. Если в сознании «прокручивается» действие, т.е. изменения в потребностях, нормах, способностях, то действие можно назвать осознанным, поскольку оно вызывает изменение образа мысли, слова, движение. Эти изменения в сознании постоянны, и, стало быть, образовательные процессы происходят везде и всюду. Но есть среди них особенные, организованные специалистами — педагогами. Педагогический процесс — специально организованный образовательный процесс, в котором прогнозируется и технологично реализуется во взаимодействии преподавателя и студента (слушателя) изменение потребностей (выращивается цель), норм (усвоение нового содержания, новой информации), способностей (овладение методом совместной деятельности).
Итак, если принятая нами за аксиому структура сознания в образовательном аспекте есть единство и целостность потребностей, норм и способностей, то специально организованное изменение сознания (педагогический процесс) предполагает единство и целостность изменения потребностей, норм и способностей.
Попытаемся проследить некоторые закономерности, рассмотрев изменение каждого элемента в отдельности и во взаимосвязи.
1. Преподаватель не просто излагает содержание своей науки, ставшее его внутренним содержанием, а прежде всего показывает, насколько оно актуально для слушателей, для всех. И здесь используется весь внутренний ресурс, вся внутренняя культура, опыт, мировоззрение, наблюдения реальной жизни в разных аспектах.
Успех педагогического процесса обусловлен умением преподавателя увидеть, понять, что происходит с потребностями студентов (слушателей), выросли ли из них цели, произошло ли самоопределение на совместную деятельность. Если преподаватель владеет технологией, он — профессионал, достигающий наивысшего результата без особого труда.
Под его влиянием осуществляется перераспределение места потребностей, изменение их иерархии. Этот сложный внутренний процесс управления собственными потребностями есть процесс воспитания, который происходит и проявляется вне зависимости от того, сколько лет обучающемуся. Запланированный результат здесь возможен, если преподаватель владеет технологией выращивания целей, вооружая студентов (слушателей) технологией самоопределения, важнейшим элементом профессиональной деятельности.
2. Готовясь к занятию, преподаватель собирает определенный объем информации, которую считает интересной, полезной для студентов (слушателей), после чего еще немало трудится (если это добросовестный преподаватель), чтобы ее выстроить, придать ей некоторую структуру.
И здесь возможны два подхода, две модели. Первая, утвердившаяся в практике, назовем ее «линейной», создает режим трубы, тоннеля, где никакого выбора: и ни влево, и ни вправо, и никуда не деться, не уйти, только разве в себя, в журнал, в газету, в книгу. Что делать обучающемуся, если для него это не ново, не важно, не актуально? И в чем тогда результат, если он эту информацию не взял? И тогда складывается цепочка следующих вопросов: а стоило ли ехать, а стоит ли то малое, что получил, тех больших затрат, которые, увы, неадекватны?
И есть вторая модель, назовем ее образно «планетарной», которая как нельзя лучше соответствует содержанию окружающего мира, в котором приходится поворачиваться, «крутиться», выбирать, думать. Это модель модульного структурирования, предполагающая выбор системообразующей, ее деление на элементы и связи. Она в корне отличается от первой тем, что дает возможность выбора (а это нелегкий тренинг самоопределения), создает продуктивный режим рождения мысли в поисках связей, порождает атмосферу духовности, творчества. Если я выбираю — я приобретаю, делаю своим, усваиваю, присваиваю новую информацию, выращиваю свои внутренние нормы, свое внутреннее содержание — это процесс обучения. Индивидуальное приращение каждого обучающегося в процессе обучения зависит от модели дозирования содержания и от оформления каждой дозы, что обусловлено педагогической квалификацией преподавателя.
3. Профессиональные проблемы решаются либо путем выбора новых норм (правил, критериев), либо путем новых способов деятельности. Способ в учебной деятельности называется методом и определяется преподавателем в зависимости от собственных способностей («как могу?») и способностей студентов или слушателей. Каждое действие в чем-то упражняет. Если мы постоянно создаем ситуацию «возьмите готовенькое», которое они еще и не хотят взять, то результат нулевой, а если кое-что берут, то тоже нечем хвастаться — мы упражняем их в потребительстве. Что же можно произвести в учебной аудитории? Мысль, слово, движение в их соответствии друг другу. Если упражнение будет усвоено до уровня использования в профессиональной деятельности — это не малый результат. Главное предназначение метода — развивать способности оформлять, окультуривать: мысль (мыслетехнические), слово (коммуникативные), действия (рефлексивные).
Процесс развития как составляющая педагогического процесса — процесс выращивания (со всеми атрибутами данного понятия: заботливо, любовно, не нарушая данное природой) способностей каждого слушателя путем создания условий для деятельности, в которой он производит мысль, слово, действие. Только в деятельности выращиваются способности, происходит развитие. Насколько велико приращение способностей обучающегося в учебном процессе зависит от метода, выбранного преподавателем в соответствии со своими способностями и пониманием собственных функций, в соответствии с уровнем владения педагогической технологией развития.
Мы рассмотрели структуру педагогического процесса по трем основаниям, как:
• взаимодействие преподавателя и студента (слушателя), совокупность их осознанных действий;
• специально организованный образовательный процесс (воспитание, обучение, развитие);
• единство и целостность компонентов: цели (Ц), содержание (С), методы (М).
Связи между компонентами педагогического процесса. Особое внимание следует уделить связям между компонентами педагогического процесса, которые адекватны связям между потребностями (П), нормами (Н), способностями (Сп).
Рассмотрение этих связей позволяет сделать следующие выводы.
1. Стремление к соответствию целей, содержания, методов — стремление к гармонии. Если оно обеспечивается, то усваивается и воплощается в деятельности.
2. Нарушение соответствия между целями, содержанием, методами ведет к внутреннему конфликту, разрушению педагогического процесса.
3. Составляющие педагогический процесс элементы: воспитание, обучение, развитие имеют для каждого студента (слушателя) определенный результат — приращение, которое максимально позитивно в том случае, если преподаватель владеет технологией этих процессов. Их соответствие приближает к гармонии, несоответствие ведет к конфликтам, разрушению взаимодействия преподавателя с обучающимся.
4. Образование следует рассматривать как единство и целостность воспитания, обучения и развития, и профессиональные функции преподавателя состоят, следовательно, в качественной их реализации.
В профессиональном образовании, в его педагогических технологиях утвердилась преувеличенная значимость содержания, принижение роли целеполагания, самоопределения обучающихся и роли методов как средства развития способностей.
В связи с этим массового специалиста определяет следующее состояние:
• огромный массив знаний, не используемых в практике, оказывается ненужным, вместе с тем недостающие знания трудно добываются самостоятельно из-за неусвоенного системного подхода, неумения структурировать и видеть проблемы;
• неумение самоопределяться в конкретных ситуациях и принимать новое решение, ставить реальные цели на самостоятельное действие порождено многолетним тренингом в системе образования брать готовенькое, репродуктировать, ограничивая свой интеллект памятью;
• формально приобретенные знания не способствуют успеху в деятельности, отличник чаще беспомощнее в действии, чем тот, кто активен и не обременен «лишним» знанием.
Хорошо обученный (на уровне владения информацией) специалист в условиях социальных изменений, изменения рода и характера деятельности находится в растерянности — ему не хватает умения самоопределиться по-новому, ему не хватает способностей освоить новый род или характер деятельности.
Владение большим объемом информации сегодня потеряло свою ценность, появилось новое средство — компьютер с его банками данных, который, однако, не в состоянии поставить для нас цель и развить необходимые способности для ее достижения. И потому сегодня в содержании важна систематизация, модульное структурирование, актуализация каждой дозы содержания, создание условий собственного открытия, овладение технологией решения проблем.