Современное состояние педагогической

Науки

Чтобы изменить людей,

их надо любить. Влияние на них

пропорционально любви к ним

И.Т. Песталоцца

Субъект образования — субъект осознания самого себя, своих действий и взаимодействий с окружающим миром. По мере изменения отношений человека с окружающим миром изменяется и суть субъекта образования. Осознание всегда направлено на собственную безопасность, выживаемость, понимание происходящего вокруг с вычленением того объективного (от меня не зависящего), что изменить нельзя. Когда-то цель осознания состояла в приспособлении к природным условиям, в том, чтобы оградить себя от стихии, обустроить собственную жизнедеятельность достаточно безопасно. Именно в этом направлении развивался разум человеческий — подчиняться природе, быть с ней в гармонии. Эволюция привела человека к другой позиции — подчинить природу себе. Человечество в этом немало преуспело, и особенно в XX в. Если верить публикациям, 95% всего созданного на планете появилось в двадцатом столетии. Увлечение искусственным, обискусствлением породило самые популярные понятия «техника», «технология», «технический прогресс». Окружающее человека пространство все с большей натяжкой называется биосферой, и все с большей уверенностью утверждает себя техносфера. Ее масштабы становятся опасными для биосферы, все больше обостряется конфликт между естественным и искусственным. Разрешить его, урегулировать противоречия человека и дома, в котором он живет, человечества и планеты, на которой оно поселилось — предназначение человеческого разума. Противоречие все больше усугубляется; разговоры и предсказания о конце света, к которым мало кто относится серьезно, порождены ощущением катастроф. Суть противоречий в том и состоит, что решаемые — они становятся проблемой, нерешаемые — столкновением, катастрофой. Так чья же это проблема? Безусловно — человеческого разума, здравого смысла. Насколько это возможно? Нельзя не заметить те деформации, которые произошли в самом механизме удержания гармонии во всем и всегда. Человеческий разум переживает особое состояние, он как бы деструктурирован. Будучи стержнем духа, совмещая в себе гармонию интеллектуального и эмоционального, рассудка и чувств, рационального и иррационального, он потерял устойчивость и склоняется у одних в одну сторону, у других в другую, порождая холодный ум и глупые чувства, злой умысел и бессмысленные волнения, неодухотворенную душу и низменный интеллект. Успокоить волнения чувств логикой рассуждений, одухотворить интеллектуальные конструкции стремлением послужить добру—в этом предназначение духа и его наполнения — разума. Наполнение сознания достоверной информацией отучило его от развивающей процедуры — сомнений, размышлений. Собственные открытия все больше субъективны — всего лишь понимание ранее известного. Именно эта ситуация позволила материализму уверенно заявить о себе и занять умы целых поколений. Информация материализована: книги, кассеты, дискеты — о чем думать, к чему сомневаться? — бери готовенькое. В сознании субъекта образования вопрос «как жить в гармонии с природой?» все больше вытесняется вопросом «как жить в гармонии с другими (обществом)?». Обострение этого вопроса, являясь предметом совести, переводит в сферу третьего вопроса «как жить в согласии с собой?» (духовную).

Конец XX в. завершил эру социализации, эру подавления индивида личностью и обратил свой взор к человеческому, разумному, гуманному, духовному. Каждый индивид обустраивался по-своему, по-своему решал вопрос гармонии с природой. В процессе объединения людей в общины, в общества, зарождался и становился все более значимым вопрос гармонии отношений между людьми. В решении его каждый становится личностью, имеет свое лицо, вступает в отношения обмена: что-то производит и предлагает другим, что-то берет от другого. Именно в этих отношениях формируется ценность профессионализма, ценность коммуникации (умения понять и быть понятым), ценность соответствия норме, овладения культурой. Этот процесс подчинения себя обществу, его нормам, правилам, приказам получил название социализации. К концу XX столетия это явление в России приобрело гипертрофированные формы, разрушило гармонию индивид — личность — человек. Индивидуальность и человечность повсеместно подавлена личностностью. Образовательные модели и технологии преуспевали в закреплении этой дисгармонии, насыщая общество профессионалами, утратившими свою индивидуальность и, в первую очередь, здоровье; профессионалами, утратившими человечность и, прежде всего, нравственность, гуманизм. Общество признало широкрмасштабность этих проблем как экологических и как дегуманизацию общественной жизни.

Наука в разнообразных формах общественного сознания (политика, право, религия, мораль, искусство, наука и т.п.) заполнила мир огромными потоками информации. Добытые ею сведения образовали информационное пространство, которое становится все более плотным. Стремление к овладению все большим объемом информации в системе образования стало совершенно бессмысленным. Особое значение приобретает системное знание, его структурирование по уровням, позволяющее ориентироваться в поиске новой информации и в связи с этим обостряется ряд проблем.

• В обучении через слово предпочтение отдается вербальным методам передачи информации в готовом виде. Сознание обучающихся привыкает к потреблению информации с помощью волевых усилий, иногда безотносительно к собственным мыслям (интеллект не развивается) и собственным чувствам (эмоции спят). Усугубляется проблема гуманизации, духовности, креативности.

• Обучение через движение обеспечивает навык, который необходим для выполнения рутинной, механической работы, состоящей из монотонного повторения одних и тех же операций, например на конвейере. Такая работа, такое обучение притупляют, не развивают способность чувствовать и думать. Проявляется проблема гуманизации, духовности; креативности, коммуникативности.

• Обучение через открытие (метод, обоснованный Жаном Пиаже) — это обучение на собственном опыте, на свободе выбора, на удовлетворении от собственных открытий. ТакоЬ обучение способствует воспитанию творческого человека, развивает индивидуальные способности. Возникает проблема усвоения объема социокультурной информации, предусмотренной образовательными нормативами.

Все эти виды обучения следует рассматривать не в логике «либо..., либо...», а в логике дополнения, их равной значимости и континуума. Их интегральное сочетание приближает к гармонии, устраняет несоответствия, предотвращает противоречия. Педагогический процесс становится внутренне непротиворечивым, осуществляя в единстве и целостности воспитание, обучение и развитие.

История педагогической науки изобилует примерами пренебрежения к теоретическим открытиям, стремления отгородиться от других наук, изучающих процессы изменения человеческого сознания. Неспособность к интеграции собственного предмета исследования с предметами исследования сопряженных отраслей научного знания привела к декларированию, догматизму, формализму в обеспечении педагогической практики теоретическим обоснованием явлений, процессов педагогической деятельности. Биологические обоснования в сочетании с психологическими обеспечивают понимание в субъекте его составляющей — индивида. Социологические науки позволяют понять разнообразные ступени личностности, разрабатывают составляющую субъекта — личность. Гуманитарные науки, изучающие духовную сущность человеческого начала, его разум, мышление, помогают понять в субъекте образования — человека.

Педагогической науке предстоит интегрировать в субъекте образования индивида — личность — человека, разработать такие модели и технологии, которые обеспечивали бы их гармоничное сочетание. Эта трудная задача продиктована состоянием человечества при переходе в новое тысячелетие. Очевидное нарушение этой гармонии, состоявшееся в XX в. как результат чрезмерной социализации, востребованной научно-техническим прогрессом, достигло значительного несоответствия между природным, социальным и духовным в каждом субъекте. Личность, утратившая главное природное качество — здоровье и главное человеческое качество — разум, приняла деформированное ценностное состояние, утратившее главное социальное качество — совесть.

Интересен опыт организации самостоятельной работы студентов в высшем образовании США. В Южно-Иллинойском университете она основана на самостоятельном добывании знаний, на большом количестве письменных работ, на работе с книгами (а не только с компьютерами). Самостоятельность здесь рассматривается не только как вид образовательной деятельности, но и как нравственная норма. Договор университета со студентами содержит обязательство не заниматься плагиатом. Указываются конкретные наказания — не засчитывается пройденный курс и даже отчисление из университета. Списывание, подсказки, шпаргалки здесь исключаются. Многолетний тренинг в честности — профилактика коррупции, взяточничества, воровства.

Особый интерес вызывает история отношений психологической и педагогической науки. Несмотря на то, что предметы их исследования неразрывно связаны и не существуют один без другого, их отношения не адекватны отношению их предметов. Если прибегнуть к метафоре, то можно сказать, что психология изучает «статику» сознания (состояние сознания «здесь и сейчас»), а педагогика его «динамику» — изменение внутреннего образа в его взаимодействии с внешним миром — образовательные процессы. Нет смысла говорить о процессе изменения, тем более о результате, если не иметь четкого представления о начальном состоянии меняющегося «материала». Специально организованный процесс изменения внутреннего образа и есть педагогический процесс, являющийся предметом педагогической науки. Именно процесс в зависимости от выбранных моделей и технологий обусловливает то реальное приращение, которое получает субъект в совместной деятельности с другими субъектами (преподаватель, другие обучающиеся и т.п.). Оно безусловно зависит от его реального начального состояния и от понимания этого состояния преподавателем и обучающимися.

В педагогическом процессе создаются условия воздействия на внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, эмоции, волю, т.е. стимулируются психолого-познавательные процессы, имеющие определенные закономерности. Учет этих закономерностей позволяет создать внутренне непротиворечивый процесс изменения внутреннего образа, гармоничный педагогический процесс, сочетающий в себе воспитание, обучение, развитие в их единстве, целостности, в их соразмерной значимости.

Объединяет психологическую и педагогическую науку и вопрос о деятельности. Педагогический процесс как модель деятельности предполагает взаимодействие субъектов, осознавших собственные цели, содержание и методы в образовательном процессе.

Педагогический процесс — взаимодействие идеального и реального, внутреннего и внешнего. Осознание, состоявшееся в идеальном, внутреннем вступает в стадию реализации, деятельности во внешнем. Для обучаемых в аудитории внешним являются условия, создаваемые преподавателем, а для преподавателя — условия, создаваемые учащимися (студентами, слушателями). Их отношения должны быть ориентированы на возможно более эффективное взаимодействие, на исключение препятствий в реализации деятельности той и другой стороны. Это возможно, если цели согласованы, т.е. состоялось самоопределение, если внутреннее содержание ориентировано на обогащение через совместные критерии деятельности, если метод учитывает способности преподавателей и студентов, и во взаимодействии они развиваются в процессе овладения совместными способами деятельности.

Педагогика не может успешно развиваться вне связи с психологическими обоснованиями состояния сознания, как и психология вне связи с пониманием педагогических обоснований. Вместе с тем недопустимо и их отождествление. Модели и технологии педагогического процесса разрабатываются в соответствии с социальным заказом, в том числе и с социальным заказом конкретной личности. Их интеграция предполагает дифференциацию.

Определенным образом складывается отношение педагогики с техническими науками, хотя их номенклатура точно не определена. Данная связь может рассматриваться на семантической базе. С одной стороны, техника — это все искусственное. Педагогика также имеет дело с искусственно создаваемыми ситуациями, ориентированными на приращения в сознании. С другой стороны, техника — основа технологий (учение об искусственном) — учение о мастерстве. Педагогические технологии — учение, обоснование, теория педагогического мастерства, владения техникой мышления, коммуникации, рефлексии, которая усваивается во взаимодействии, сочетании с творчеством, так как «материал» — живой, меняющийся.

Преодоление догматизма современной педагогической науки чревато опасностью утраты философского осмысления педагогических явлений и процессов.

Связь педагогики с философией прослеживается в разнообразных проявлениях:

• как соотносятся между собой идеальное и реальное, так соотносятся педагогические убеждения и педагогический опыт;

• отношения единичного, особенного и общего проявляются

• отношениях опыта, методики, технологии;

• содержание образования требует соответствия его форме, чем больше объем информации, предназначенной для усвоения, тем тщательнее ее оформление: системное структурирование, дозирование и оформление каждой дозы в модуль;

• в педагогической теории и практике имеет место все многообразие связей: внутренние и внешние, взаимозависимость и взаимовлияние, взаимодействие и взаимопроникновение; прослеживается вся динамика несоответствий (от гармонии до столкновений): соответствие, противоречие, проблема, конфликт, столкновение, катастрофа.

Принцип дополнительности позволяет иначе посмотреть на попытки разрешения многочисленных противоречий, среди которых наиболее существенно противопоставление теории и практики. Их отношения рассматриваются как отношения компонентов единой системы. Исследование отношений имеет устойчивое направление — усиление их взаимосвязи. Какими бы тесными, глубокими они не определялись, они еще более тесные, еще более глубокие, ибо их отношение — взаимопроникновение, непрерывность одного в другом — континуум.

В отдельных педагогических исследованиях рассматривается взаимодействие педагогической науки, практики и передового опыта. Здесь несомненно наблюдается нарушение логики, так как названные понятия не являются равнозначными компонентами, ибо передовой опыт и практика используются в данном контексте в логике уточнения: передовой опыт — часть практики, опередившей ее усредненное состояние. Отношения педагогической науки и практики можно рассматривать в:

• естественно-научной модели отношений мозга и среды, разрабатываемой физиологией высшей нервной деятельности;

• в философской модели отношений сознания и бытия, разрабатываемой сегодня в соответствии с принципом дополнительности, континуума духовного и материального.

Вопросы для обсуждения

1. Духовная составляющая в субъекте образования. Материя как плотный дух; дух как тонкая материя. Отсутствие границы между ними в процессе осознания идеального и реального.

2. Духовное и материальное в социальном. Культура духовная и материальная.

3. Суть образовательных процессов.

4. Педагогические процессы.

5. Предмет педагогики и психологии, их соотношение.

Контрольные вопросы

1. Представление о субъекте образования. Его ценности.

2. Природные, социальные, духовные детерминации в субъекте образования (индивид — личность — человек).

3. Психологический, социальный, философский аспекты образования, их сущность и проявления в педагогической науке.

4. Образовательный процесс как осознанное действие субъекта образования, как изменение внутреннего образа.

5. Педагогические процессы как предмет педагогики.

Упражнения

1. Осознайте себя как субъекта образования. Различите в себе природное, социальное, духовное. Как изменяется ваш внутренний образ в процессе осознания? Какому из вопросов Вы отдаете предпочтение при осознании? собственных действий: «для чего совершил действие?», «что должно было быть?», «как совершил действие?». Осознайте их равнозначность.

2. Приведите примеры явлений, осознание которых изменило Ваш внутренний образ. Приведите примеры образовательных процессов. Осознайте ситуации, в которых Вы создаете условия для осознания событий (для себя или для других), т.е. реализуете педагогический процесс. Грамотно ли организован Вами этот процесс — оцените по результату.

Опорные конспекты

1. Субъект образования

3. Коллективный субъект образования

4. Педагогика и психология в системе наук о человеке.

Пространство Науки об образовании Позиция Законы
«Био» психология индивид законы психологии
«Социо» социология личность законы социологии
«Дух» антропология, диалектика, философия, логика и др. человек законы мышления и др.
Образовательное педагогика субъект образования законы педагогики, интегрирующие вышеназванные

Глава 10

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Структура жизнедеятельности как жизнь, как деятельность и их осознание в образовательных процессах. Социальная значимость образования Функции образования: выращивание естественного (потребности, нормы, способности), приобщение к культуре (в том числе профессиональной), подготовка к деятельности. Понятие культуры как ценностей, которые накопили, берегут и стараются пополнить общество, общности (территориальные, профессиональные, национальные), коллективы, семьи и другие социальные формирования. Культура духовная и материальная, их единство и целостность в образовательных процессах.

Ключевые слова: жизнедеятельность, деятельность, культура, образование

• Образование как компонент жизнедеятельности

• Образование как система

Смысл образования:

Ценность

Система

Процесс (деятельность)

Результат

Услуга

Образование как компонент

Жизнедеятельности

Образование - самое великое благо человека

Н.Г. Чернышевский

Жизнь и деятельность обусловлены единством взаимодействия биологического начала и социальных факторов, которые взаимосвязаны как целостность разумом, пониманием, осознанием, накоплением знания жизни для деятельности и получением знания от деятельности для жизни. Это постоянное изменение внутреннего образа в процессе осознания образует целостность естественного (Е), деятельностного (Д) и образовательного (О) начал в жизнедеятельности. Они находятся во взаимопроникновении (↔):

Образование как процесс Психологический аспект Педагогический аспект Деятелъностный аспект
Воспитание Управление собственными потребностями Специально организованный процесс выращивания потребностей в цели Самоопределение в деятельности, принятие решений в конкретной ситуации
Обучение Усвоение новой информации об окружающем мире и себе самом Специально организованный процесс усвоения новой информации (знание) Овладение критериями, нормами, правилами деятельности
Развитие Выращивание собственных способностей путем совершения действий Специально организованный процесс выращивания способностей Выращивание способностей через способы деятельности

Используя модель жизнедеятельности, можно четко обосновать функции современного образования, его ориентирующую роль в отношениях с окружающим миром как причастность к пространству «био — социо — дух». Единство и целостность, взаимопроникновение компонентов: «природа», «общество», «человек», предполагает рассмотрение функций образования также в их единстве и целостности. Их условное разделение предназначено для анализа.

Итак, используя модель, выделяем функции образования:

Связь образования и культуры самая непосредственная: образование как процесс есть изменение внутреннего образа в соответствии с культурой, множества субкультур; как результат — это культурный уровень личности, включающий культуру профессиональную, коммуникативную, мыслетехническую, рефлексивную; культуру нравственную, правовую, политическую, эстетическую и т.д.; культуру экологическую и экономическую. Существует стереотип деления в профессиональной подготовке специального и общекультурного компонентов. Вряд ли один может существовать без другого, они взаимообусловлены как в сущности, так и в проявлениях, ибо профессиональная деятельность включает умение самоопределяться и владеть не только знанием, правилами, но и способами деятельности. Образование как приобщение к культуре предполагает использование ее в деятельности, во всех ее компонентах: самоопределении, критериях, способах деятельности. За несколько последних лет мы наблюдаем появление в нашей действительности новых дефиниций: «корпоративная культура» и вслед за ней механизм ее обеспечения — «корпоративное образование»; «субкультура» и неформальное образование в ней.

Образовательные процессы, формальные и неформальные, происходят на связи внутреннего с внешним, осуществляют их взаимопроникновение: внутреннего во внешнее — осознание, внешнего во внутреннее — отражение, в результате чего происходит изменение внутреннего образа. Внутренний образ, его состояние и изменение проявляется в действиях, поведении, деятельности.

Связь (О) « (Д) отражает функцию образования — подготовка деятельности и влияние деятельности на внутренний образ. Деятельность в свою очередь упражняет в способах действия и развивает определенные способности, научает культурным нормам, правилам, формирует естественное.

Связь (О) « (Е) отражает проявление духовности в социальной жизни. Это функция нравственности, совести. Социальная функция включает приобщение к социальным ценностям: культура, профессионализм, гражданственность, патриотизм и т.п.

Образование как система

...Каждый отдельный человек должник

общества за свое умственное развитое

Н.Г. Чернышевский

Система образования — одна из социальных подсистем общества. Она входит в общественную структуру как социальный институт, ее функционирование обусловлено взаимосвязями с другими духовными и материальными элементами социальной структуры. В истории развития образовательных систем можно выделить несколько этапов, в основу которых положены разные основополагающие принципы. Господствующий многие века принцип «природосообразности», сформулированный Я.В. Коменским, означал соблюдение установки идти «по стопам природы». Обучающийся рассматривался прежде всего как часть природы — индивид и в процессе своего преобразования должен таковым оставаться, развиваться, не нарушая природные закономерности.

По мере роста организованности социума со своей важнейшей ценностью — культурой — все значимее становится принцип «культуросообразности», сформулированный Дистервегом. Система образования согласно этому принципу выполняет свое главное предназначение, если приобщает к культуре (в самом широком смысле) каждое новое поколение. Она ориентирована в своих функциях на освоение достижений культуры и их пополнение. Культура рассматривается в контексте ценностей духовных и материальных, принадлежащих социуму, каждому его элементу, каждой социальной структуре. В связи с этим можно говорить о культуре отдельной личности, семьи, группы, организации, общности (профессиональной, территориальной, национальной), общества, сообщества. Отдельная личность как элемент социума входит в разнообразные социоструктуры, приобщаясь к их культуре. Интегрально соединяясь, они образуют неповторимую «мозаику», которая свойственна только данной личности, хотя и содержит многие элементы, усвоенные и другими людьми.

Каждое общество по-разному относится к приобщению к мировой культуре. Есть общества более закрытые, они берегут свои традиции от «тлетворного» влияния, не поощряют подражания другим нормам поведения. Есть общества более открытые для культурного обмена и вместе с тем идут на него выборочно, стараясь приобщаться к более высоким культурным нормам поведения, общения, к более высоким достижениям литературы, искусства, науки, политики, морали и т.д.

Культура общества, проявляющаяся в способах мышления, общения, рефлексии, в поведении и деятельности, является культурной средой для общностей. Любая территориальная общность, имея свои специфические культурные особенности, погружена в атмосферу культуры общества, в «рассол» ее ценностей и вольно или невольно впитывает их, даже при определенном сопротивлении отдельных людей. Культуры Запада и Востока, Севера и Юга отличаются, человек, попавший из одной культуры в другую, испытывает трудности адаптации. Привыкание, приспособление иногда оказывается невозможным, непосильным. Профессиональная общность также имеет свои традиции, правила, порядки, передаваемые десятилетиями, а иногда и веками. Зачастую отринутое старое возвращается как новое («хорошо забытое старое»), используется в новых условиях, изменяется,- сохраняя свою сущность.

Национальная общность представляет собственную национальную культуру, которая воспринимается как ценность, но вряд ли замыкается на собственных национальных ценностях. Вступая в общение с другими национальными общностями, познает их культуру, обогащает свою.

Каждый отдельный человек несет в себе национальную культуру либо на природном, генетическом уровне как национальную особенность, либо еще и на социальном как традиции общественной жизни.

Каждая организация находится на какой-то территории, причас-тна к профессиональной общности, а зачастую и к национальной, и,, стало быть, погружена в их культуру, правила, порядки, под воздействием которых складывается и культура организации, как принято сейчас говорить корпоративная культура. Приверженность отдельной личности к корпоративной культуре не столь устойчива и зависит от времени пребывания в этой организации, от намерений сотрудника в отношении этого времени, от его закрытости и открытости, от жесткости внутренних установок в организации. Влияют на культуру отдельной личности и ее причастность к группам, в которых происходит трудовое общение или проведение свободного времени. Здесь тоже свои правила и порядки, которые надо либо признавать, либо противостоять, противоречить им, конфликтовать.

Наиболее сильное влияние на внутренний образ каждого оказывает семья, где человек ведет себя естественно, в большей степени природосообразно, чем культуросообразно. Именно их соотношением определяется культура семьи, тот или иной ее тип.

Таким образом, любой человек — носитель, субъект множества культур, ценностей социосистем и подсистем. И в этом смысле он всегда культурный. Вместе с тем традиционно сложилось определение культурности по причастности к культуре более высокого уровня: общества, мировой культуры, по незамкнутости на национальную культуру. При этом замкнутость всегда определяют как ограниченность, неспособность выйти за узкие границы культуры нации, территории, профессии. Общекультурной подготовке в современном образовании уделяют большое внимание. Стремление к мировой культуре предполагает глобальное мышление, владение средствами глобальных коммуникаций, осознание своего планетарного предназначения.

В этой связи современная система образования находится в особом состоянии, когда первоосновой является сочетание принципов природосообразности и культуросообразности, их взаимодополнение, что возможно при высоком уровне самосознания, разумности, направленной на внутреннюю и внешнюю гармонию. Принцип разумосообразности становится главным требованием, способным примирить и сохранить как ценности природы, так и ценности культуры, сохранить человека и человечество. Именно этот принцип декларируют призывы «От культуры войны к культуре мира», «От конкуренции к кооперации», «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» и т.п. Образование сегодня — это приобщение к разумности, овладение гуманистическим взглядом на мир, демократическими способами общения. Система образования, признав этот принцип, овладевает инновационной парадигмой, извлекающей внутренний потенциал разумности в образовательных процессах, которые, изменяя человека, обеспечивают как результат и как средство дальнейшего его изменения — осознанность.

В начале века в России «образованный» и «культурный» были синонимами. То и другое определение предполагали широту интересов, эрудицию, высокий интеллектуальный уровень, терпимость и способность понять другого. Со временем понятие «образованный» сузилось и не дотягивает теперь до статуса «человек культурный». Чрезмерная социализация как главная специфика преобразования образования в XX в. нарушила внутреннюю гармонию субъекта образования, саму субъектность. Авторитарность, господствующая в обществе, перекочевала в образовательные модели, подавляя в каждом субъекте человека и индивида в угоду личности.

Осознание этого факта пришло и сформулировано как проблема гуманизации (недостаточность человеческого) и как проблема экологической культуры (недостаточность заботы о здоровье индивида). Системе образования, громадной и громоздкой, придется овладевать новой парадигмой, чтобы спасти общество, если общество успеет спасти систему образования.

Систему образования можно рассматривать структурно по разным основаниям.

• По культурному основанию: семейное образование, образование в группах, организациях, регионе, стране, мире.

• По возрастному основанию: дошкольное, школьное (начальное, неполное среднее, среднее), высшее, образование взрослых (повышение квалификации, переподготовка и другие виды дополнительного образования).

• По уровню образования: общее среднее образование, профессиональное: начальное, среднее, высшее, аспирантура, докторантура; последипломное образование.

• По характеру организации и финансирования: частные школы, негосударственные вузы, государственные учебные заведения, муниципальные учебные заведения, церковные школы.

• По отраслевому признаку: сельскохозяйственное (школы, техникумы, вузы и т.д.), военное, медицинское, педагогическое и т.д. образование.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие жизнедеятельности.

2. Роль образования в жизнедеятельности.

3. Как реализуются функции образования в процессе Вашего образования в вузе?

4. Культура и образование.

5. Образование и общество.

Контрольные вопросы

1. Структура жизнедеятельности как жизнь (естественное), деятельность и их осознание в образовательных процессах как системы.

2. Социальная значимость образования.

3. Функции образования: выращивание естественного (потребности, нормы, способности), приобщение к культуре (в том числе профессиональной), подготовка к деятельности.

4. Понятие культуры как ценностей, которые накопили, берегут и стараются пополнить общество, общности (территориальные, профессиональные, национальные), коллективы, семьи и другие социальные формирования. Понятие субкультуры.

5. Культура духовная и материальная, их единство и целостность в образовательных процессах.

Упражнения

1. Постарайтесь почаще отвечать себе на вопросы «для чего мне образование?», «что я приобретаю для себя в вузе (кроме диплома)»?

2. Выделите определенные этапы в процессе Вашего образования в вузе: учебный год, семестр, месяц, день, занятие. Оценивайте собственное приращение (усвоенная новая информация, новые способности, новые интересы).

Опорные конспекты

1. Жизнедеятельность как система

Е — естественное; О — образовательное;

Д — деятельностное.

2. Функции образования по связям:

(Е) « МО) — выращивание естественного (П, Н, Сп)

(ОХ « МЮ — окультуривание элементов сознания (Ц, С, М)

(О) « МД) — подготовка к деятельности (СО, Кр, СД)

3. Структура жизнедеятельности

Глава 11

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Понятие и структура педагогического процесса: воспитание, обучение, развитие. Воспитание как процесс (и результат) управления собственными потребностями, обусловливающий уровень духовности. Обучение как процесс (и результат) усвоения новой информации, новых социально-культурных норм. Развитие как процесс (и результат) выращивания собственных способностей, обусловливающий цивилизованность способов деятельности.

Ключевые слова: система, структурирование, модуль, представления, определения, понятия

• Логика педагогических понятий

• Понятие и структура педагогического процесса

• Воспитание: потребности — цели — самоопределение

• Обучение: норма — содержание — критерии деятельности

• Развитие: способности — методы — способы деятельности

Наши рекомендации