Базовые компетентности педагога-воспитателя
№ | Базовые компетентности педагога- воспитателя | Характеристики компетентности | Показатели оценки компетентности |
I. Личностные качества | |||
1.1 | Вера в силы и возможности обучающихся | Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. | - Умение создавать ситуации социального успеха; - осуществлять грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения; - уметь находить положительные качества у каждого ребенка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь на эти качества; - уметь разрабатывать программы развития ученика в его индивидуальном проявлении. |
1.2 | Интерес к внутреннему миру ребенка | Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности. | - Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; - умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы; - умение построить индивидуальную воспитательную программу; - умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений. |
1.3 | Открытость к принятию позиции воспитанников | Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. | - Убежденность, что истина может быть не одна, и поведение ученика объясняется разными причинами; - интерес к мнению воспитанников; - учет различных точек зрения в процессе воспитания. |
1.4 | Общая культура | Определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников. Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников. | - Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников; - ориентация в проблемах внутреннего мира ребенка; - ориентация в системе межличностных отношений. |
1.5 | Эмоциональная устойчивость | Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников. | - Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях; - не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников; - не стремится избежать эмоционально напряженных ситуаций. |
1.6 | Позитивная направленность на воспитательную деятельность | Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания. | - Осознает свои возможности, уверен в собственных силах; - доминирует позитивное настроение; - испытывает удовлетворение от воспитательной деятельности; - высокая профессиональная самооценка. |
II. Постановка целей и задач в воспитательном процессе | |||
2.1 | Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику | Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса. | - Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника; - владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок. |
2.2 | Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников | Данная компетенция является конкретизацией предыдущей. | - Знание возрастных проблемных ситуаций; - владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учетом конкретного возраста. |
III. Мотивация поведения (поступков) | |||
3.1 | Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций | Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию воспитанником нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны, пробудить совесть воспитанника. | - Знание интересов, потребностей воспитанников; - умение определить социальный статус воспитанника; - демонстрация последствий того или иного поступка, поведения. |
3.2 | Компетентность в педагогическом оценивании | Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения. | - Знание многообразия оценок в воспитательном процессе; - владение приемами различного вида и типов оценивания. |
3.3 | Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков | «Правильное воспитание, – говорил еще Платон, – заключается в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло что следует». | - Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д. |
IV. Информационная компетентность | |||
4.1 | Компетентность в предмете воспитания | Знание внутреннего мира ребенка как основа воспитания. | - Знание жизненного пути воспитанника; - знание семейной обстановки; - знание травмирующих ситуаций; - умение установить социальный статус воспитанника; - умение определить, что доставляет воспитаннику удовольствие и страдание. |
4.2 | Компетентность в методах воспитания | Обеспечивает возможность формирования нравственной личности. | - Знание нормативных методов и методик; - умение применить нормативные методы к конкретному случаю; - наличие своих «находок» и методов воспитания. |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях воспитания | Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса. | - Знание индивидуальных особенностей учеников; - владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников. |
4.4 | Умение вести самостоятельный поиск информации | Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск | - Профессиональная любознательность; - умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями; - использование различных баз данных в образовательном процессе |
V. Разработка программ воспитательной работы и принятие решений в воспитательном процессе | |||
5.1 | Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива | Умение разработать воспитательную программу является базовым, интегрирующим другие компетентности. | - Знание существу-ющих и используемых на практике воспитательных программ; - наличие персонально разработанных программ, их эффективность; - обоснованность ис-пользуемых воспитательных программ. |
VI. Компетенции в организации воспитательной деятельности | |||
6.1 | Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками | Является основой работы по воспитанию | - Быть личностью; - знать учеников; - готовность к сотрудничеству. |
6.2 | Компетентность в педагогическом оценивании | Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. | - Знание того, что знают и понимают ученики; - свободное владение изучаемым материалом; - осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся; - демонстрация практического применения изучаемого материала; - опора на чувственное восприятие. |
6.3 | Компетентность в создании воспитывающих условий | Создание таких условий должно гарантировать нравственное поведение. | - Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена; - разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок. |
Приложение 3