Оценка социального и профессионального статуса классного руководителя в городе, анализ имеющихся противоречий, формирование проблем
В образовательном пространстве г. Орска работает свыше 960 классных руководителей. Анализ кадрового потенциала показывает, что имеют опыт работы до 3 лет в данной должности 10,4% педагогов и свыше 10 лет – 75,8% .
Начиная с 2000 года научно-методическим центром при поддержке управления образования администрации г. Орска проводится целенаправленная работа по моделированию и развитию инновационных воспитательных систем образовательных учреждений (один раз в два года проводятся городские смотры-конкурсы воспитательных систем, образовательные учреждения (ОУ) города представляют свой опыт работы на региональном и всероссийском уровнях).
С целью создания условий повышения социального и профессионального статуса и успешности деятельности классного руководителя в воспитательной системе ОУ ежегодно (с 2006 года) проводятся городские конкурсы «Современный классный руководитель» (приложение 4). За 5 лет в городских конкурсах приняли участие 147 классных руководителей (около 16% от общего числа классных руководителей города).
Лучший опыт работы обобщен и представлен в сборниках: «От воспитательной системы к формированию воспитательного пространства города», «Подросток и общественные объединения: реалии времени», «Воспитательные системы в воспитательном пространстве города: педагогические находки и опыт формирования», в материалах региональных научно-практических конференций, проводимых совместно с кафедрой педагогики ОГТИ (филиал ОГУ) в 2010, 2011 гг., на сайте научно-методического центра УО http://orsknmc.ru/
В городе создана система повышения профессионального статуса классного руководителя через методическое сопровождение его деятельности – обучение на уровне города (Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя) и на уровне образовательного учреждения (школьное методическое объединение).
Вместе с тем проведенный мониторинг показал, что результаты деятельности классных руководителей не отвечают, на наш взгляд, современным требованиям.
С 1 января 2006 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных школ, что породило достаточно противоречивую ситуацию. С одной стороны, повышение оплаты труда вызывает необходимость оценивать эффективность расходования бюджетных средств, а с другой – размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Поэтому введение вознаграждения за выполнение функций классного руководителя было воспринято учительской общественностью неоднозначно, а значит, на реальное повышение уровня воспитательной работы в школах за счет одной данной меры рассчитывать не стоит.
В связи с этим возникает необходимость содействовать урегулированию указанного выше противоречия и, с одной стороны, обеспечить эффективность государственных вложений в образование, а с другой – мотивировать педагогов-воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.
Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Вместе с тем классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного класса. Поэтому он не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения в нем лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.
Практически отсутствуют исследования, посвященные изучению типов, вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, конкретных подходов и механизмов её формирования.
В феврале 2011 года нами проведено изучение мнения общественности «Зачем в школе нужны классные руководители?» (приложение 3), которое показало, что работа классных руководителей сегодня во многом не удовлетворяет ни общество, ни современную школу, ни самих классных руководителей. Она часто носит формальный характер и ограничивается реализацией определенных нормативов и инструкций без учёта индивидуальных особенностей школьников, перспектив их развития, специфики (в соотношении с обучением) воспитательной деятельности.
Проведенный нами анализ ситуации обозначил следующие наиболее важные противоречия:
- между образом классного руководителя-профессионала в свете современных требований и недостаточной мотивацией классного руководителя на изменения;
- между необходимостью повышения мотивации на изменения и недостаточным количеством стимулирующих факторов;
- между проявлением в практике воспитательной деятельности классного руководителя разных вариантов этой деятельности и отсутствием описания (характеристики) содержания вариативности воспитательной деятельности, классификации и форм ее проявления;
- между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и неразработанностью системы подготовки классных руководителей с учетом вариативности воспитательной деятельности;
- несоответствие между требованиями, предъявляемыми к деятельности классного руководителя со стороны школьных управленцев, и организационными условиями, необходимыми для становления вариативности воспитательной деятельности классного руководителя.