Критерии и показатели профессионального мастерства
Классных руководителей
Критерий | Показатели | Средства диагностики |
Мотив | • наличие мотива профессионального самоосуществления и самосовершенствования в должности классного руководителя; • направленность на личность как на наивысшую ценность; установка на сотрудничество, взаимодействие | - мотивация профессиональной деятельности – методика К. Замфир в модификации А.А. Реана; - карта диагностики педагогической культуры учителя Т.Ф. Белоусова; - опросник «Диагностика эмпатии» А. Меграбяна и Н. Эпштейна |
Знания | • о предмете своей деятельности; • о сущности, эффективных способах и средствах классного руководства; • способность к систематизации и обобщению знаний | анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): количество классных руководителей, наличие квалификации, самоанализ |
Деятельность | • видение педагогической проблемы и способов её решения; • разработка и реализация программ воспитания коллектива и ученика; • рефлексия деятельности; • самостоятельный творческий и целенаправленный поиск в профессиональной деятельности; • владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; • социальная активность; • устойчивые умения и навыки в профессиональной деятельности | - анкета на выявление удовлетворённости родителей и детей воспитательным процессом в классе (разработчики – маркетинговая служба ООДТДМ); - анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие наград и званий, достижения воспитанников |
На данном этапе происходит входная диагностика уровня профессионального мастерства классных руководителей. Для его определения целесообразно воспользоваться методиками, представленными в таблице 1, а также методиками А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова, Т.Н. Шамовой и других.
На организационном этапе выбираются и обосновываются формы повышения профессионального мастерства классных руководителей, способы подведения итогов обучения, порядок выдачи сертификатов, свидетельствующих о прохождении обучения.
С целью организации дистанционного обучения могут быть созданы соответствующие разделы на сайтах районных управлений образования или отдельные сайты для размещения:
- планов и программ организации внеурочной деятельности классного руководителя;
- форм отчетности;
- нормативных документов, регламентирующих деятельность классного руководителя;
- конструктов для создания различных видов методической продукции;
- информации о проводимых в области массовых и методических мероприятиях, расширяющих возможности творческой самореализации, и повышении мастерства классного руководителя;
- сведений об электронных образовательных ресурсах;
- сведений о персональном составе классных руководителей с указанием уровня образования и квалификации.
II. Образовательный этап
Данный этап предполагает реализацию программ и (или) тематических планов, направленных на получение и накопление прочных, системных, глубоких знаний, формирование умений и навыков классного руководителя, которые естественным образом используются в профессиональной практике. К работе в качестве лекторов могут быть привлечены специалисты и методисты районных управлений образования, руководители районных методических объединений, преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Классные руководители получают знания в следующих областях:
- нормативно-правовая и программно-методическая деятельность по вопросам воспитания детей и молодежи;
- инновации института классных руководителей.
В процессе практической деятельности классные руководители:
- разрабатывают индивидуальные пакеты психолого-педагогических диагностик, необходимые для работы с классом;
- создают методические разработки: классных часов, родительских собраний, школьных праздников, конкурсов и викторин, виртуальных экскурсий и др.;
- проектируют (моделируют) внеурочную деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
- разрабатывают программу профессионального самообразования классного руководителя и трансляции опыта инновационной деятельности (в том числе с использованием ИКТ).
На данном этапе могут использоваться следующие формы повышения профессионального мастерства классных руководителей: семинары-совещания, тренинги, диспуты, круглые столы, практикумы, лекции, деловые игры, лабораторные работы, индивидуальные консультации с использованием ИКТ, творческие (публичные) отчеты, формирование портфолио.
Помимо традиционных форм в работе с классными руководителями необходимо активно внедрять современные формы с использованием ИКТ, такие как интернет-конференции, вебинары, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, методический аудит, ярмарки инновационных технологий, программ, проектов, моделей, выставки «Воспитание в XXI веке» и т.п.
Предлагаем примерный тематический план и содержание тем по повышению профессионального мастерства классного руководителя. Образовательная деятельность рассчитана на 63 ч. очно-заочного режима с использованием ИКТ. При отсутствии возможности проводить все обучение классных руководителей в очной форме (при непосредственных встречах) следует воспользоваться средствами электронной почты или специального сайта для предоставления материалов обучения.
В этом случае необходимо разработать различные виды контроля знаний и умений (тесты, опросники, эссе, творческие работы) и наладить обратную связь.
Тематический план повышения профессионального мастерства классного руководителя
№№ п/п | ТЕМАТИКА | Возможные формы проведения | Кол-во часов |
I. Нормативно-правовой блок | |||
1. | Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя | Лекция / эл. рассылка текста Индивидуальные консультации, экспресс-консультации по проблемным вопросам | |
II. Педагогический блок | |||
2. | Гуманистические основы деятельности классного руководителя | Лекция / эл. рассылка текста | |
3. | Педагогические аспекты специализации и социальной адаптации личности | Семинар / вебинар | |
4. | Воспитательные технологии | Круглый стол | |
5. | Кейс-технологии | Практикум | |
6. | Воспитательные системы | Лекция / эл. рассылка текста | |
7. | Здоровьесберегающая педагогика | Лекция / эл. рассылка текста | |
8. | Коллективная творческая деятельность | Семинар / вебинар | |
9. | Интерактивные технологии | Практикум/ творческий отчет | |
III. Психологический блок | |||
10. | Психологическая теория личности | Лекция / эл. рассылка текста | |
11. | Конфликтология | Лекция / эл. рассылка текста | |
12. | Сюжетно-ролевая игра по разрешению конфликтной ситуации: «Толератность – новая культура взаимоотношений» | Сюжетно-ролевая игра по разрешению конфликтных ситуаций | |
13. | Психолого-педагогическое сопровождение развития и духовно-нравственного воспитания учащихся | Семинар / вебинар | |
IV. Методический блок | |||
14. | Исследовательская деятельность классного руководителя | Лекция / эл. рассылка текста | |
15. | Практическое применение и распространение результатов исследования. Исследовательско-продуктивная деятельность | Практикум, творческий отчет | |
16. | Педагогическое проектирование и планирование деятельности классного руководителя | Интерактивный практикум | |
17. | Организация и планирование методического сопровождения деятельности классного руководителя | Лабораторно-практическая работа | |
18. | Включение родителей учащихся в различные направления деятельности школы | Круглый стол / дискуссионный клуб | |
19. | Аналитическая деятельность классного руководителя | Лекция / эл. рассылка текста | |
20. | Презентация методической продукции по внедрению новых образовательных стандартов во внеурочную деятельность | Выставка, пресс-час | |
21. | «Классный руководитель: личность и профессионал. Портфолио классного руководителя» | Презентация / выставка-консультация | |
22. | ИКТ в работе классного руководителя «Мой интеллектуальный блог» | Практикум-тренинг/ презентация | |
ИТОГО: |