Мониторинг деятельности классного руководителя

Оценка эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса – одна из наиболее сложных педагогических проблем.

Эффективность характеризуется тем, насколько успешно педагогическая система реализует намеченные цели. Различным целям (дидактическим, воспитательным, образовательным, управленческим и пр.) соответствуют составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях.

Важнейшее требование – правильный выбор критериев эффективности, что позволяет достичь запланированных результатов.

Мониторинг эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса предполагает непрерывное, длительное и научно-обоснованное наблюдение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик этой деятельности, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Процесс отслеживания должен иметь диагностико-прогностическую направленность, т.к. полученная в ходе мониторинга информация должна быть соотнесена – на основании заранее разработанных показателей и критериев – с определенной, заранее описанной нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.

Организация мониторинга в школах станет возможной благодаря созданной в ОУ информационной базе, которая систематически пополняется. В этой базе содержатся следующие информационные материалы:

- о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования;

- состоянии воспитательной работы школ;

- состоянии планов воспитательной работы классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;

- состоянии работы методических объединений классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;

- итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля;

- материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы; удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).

В школах разработана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя; разработано Положение об организации и проведении мониторинга. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. В проведении диагностических процедур задействована не только администрация ОУ, но и учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, актив ученического самоуправления. Совместная аналитическая деятельность позволяет создать базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям).

Оценивая деятельность классного руководителя, следует уделить особое внимание:

- информированности классного руководителя об особенностях условий, в которых он осуществляет свою деятельность;

- обоснованности сформулированных задач;

- наличию в планах описания работы с учащимися, учителями школы, родителями, привлечению ресурсов для деятельности;

- объему выполненных планов;

- качеству анализа собственной деятельности.

Нормативная база мониторинга:

© Федеральный закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

© Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

© Постановление Правительства РФ от 24.12.2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;

© Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Представляемый документ призван содействовать повышению эффективности работы классных руководителей в регионе путем нормирования деятельности и формирования общественно-государственного механизма оценивания. Подход, реализуемый документом, может быть выражен через совокупность принципов:

– «Не навреди». Несмотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, предлагаемый мониторинг не должен прибавить работы, привнести дополнительные сложности в отчетность, ухудшить ситуацию в повседневной практике классного руководителя;

– определение профессиональной ответственности. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенной группы. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя;

– сочетание инвариантной и вариативной частей в деятельности классного руководителя. В деятельности классного руководителя имеется инвариантный компонент, определяющий минимум государственных требований к деятельности. Специфические социальные, социально-психологические, морально-нравственные и другие характеристики классного коллектива и учащихся, его образующих, обусловливают вариативную часть работы классного руководителя. Инвариантная часть определяется следующей цитатой из Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений: «Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»;

– несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов. Каждая группа по-своему уникальна, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так как и цели, и темп реализации воспитательных задач будут существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы, ситуации, соответствие планов целям и т.п.;

– «Не проверять, а помогать». Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности. Исходя из сложности и затратности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя, целесообразно рекомендовать осуществление предлагаемого мониторинга администрациям школ;

– «Вооружить новым инструментом». Предлагаемый мониторинг нацелен на нормирование деятельности классного руководителя в регионе путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся;

– «Просто, быстро, эффективно». Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в то же время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога;

– общественно-административная экспертиза. Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.);

– постепенное совершенствование методики мониторинга. Исходит из убеждения о невозможности создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности общеобразовательных учреждений, оптимален будет режим опытно-экспериментальной работы.

Критериями профессионального мастерства классного руководителя должны быть: мотив, знания, деятельность.

Для определения показателей целесообразно использовать методики А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Т.М. Шамовой и др.

План воспитательной работы

При планировании построения и реализации воспитательной работы как системы следует руководствоваться сложившимися на практике и обоснованными наукой требованиями:

- план воспитательной работы должен быть сориентирован на образовательную концепцию ОУ;

- план не должен представлять собой бессистемный перечень дел, важно, чтобы в нем был «стержень»;

- следует планировать в большей степени не работу с воспитанниками, а их самостоятельную деятельность, педагогически направленную и организуемую;

- план должен быть максимально индивидуализирован, ориентирован на особенности ученического коллектива, его способности, возможности педагогов, социальной микросреды;

- необходимы конкретность, обязательность выполнения включенных в план дел;

- должно быть разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания;

- план предусматривает логику построения дел на основе ситуаций жизнедеятельности учащихся, соответствующую логике целей воспитания;

- план должен учитывать работу школы с микросоциумом.

Планированию воспитательной работы предшествует:

-ознакомление с нормативными документами, определяющими воспитательные задачи школы на современном этапе;

- определение цели и задачи на основе условий воспитания, личностного потенциала учащихся и педагогов;

- ознакомление педагогического коллектива с программой воспитания, обсуждение и согласование перспективных дел с педагогами;

- анализ работы за прошедший год;

- привлечение учащихся, родителей к планированию;

- изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и важных дат для воспитания учащихся.

Планы воспитательной работы различаются по содержанию и структуре:

- планирование по ключевым делам;

- календарное планирование;

- план-сетка;

- планирование по видам деятельности;

- планирование по комплексным программам;

- планирование по компонентам базовой культуры личности.

Технология создания плана воспитательной работы

Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя:

Шаг 1. Ознакомиться с внешней информацией. Это: нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.

Шаг 2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: программа развития воспитательной системы школы, перспективный план воспитательной деятельности образовательного учреждения, результаты диагностики воспитанности учащихся класса.

Шаг 3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.

Шаг 4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.

Шаг 5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.

Шаг 6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.

Шаг 7. Определить форму представления плана.

Шаг 8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе.

Коллективное планирование (шаг 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час «Перспективы нашей жизни», организационная деятельностная игра «Прогноз», письменный опрос учащихся, ящик или конверт предложений, мозговой штурм и т.д.

После координации дел и мероприятий (шаг 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (шаг 7-8), который содержит следующие разделы:

- характеристика класса (на диагностической основе);

- воспитательные цели и задачи (исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса; должны быть конкретными, реально осуществимыми);

- формы и методы работы (сам план);

- индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных учеников).

Характеристика класса может быть представлена следующим образом:

1. Общие сведения о коллективе и история его формирования. Численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей, число вновь прибывших учащихся и др.

2. Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости и дисциплины, положительные и отрицательные моменты в учебной работе, отношение к ним актива класса и всего коллектива.

3. Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся. Интересы, коммуникативные и организаторские умения, направленность личности.

4. Социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство – СОЕ):

а) наличие общей цели деятельности, широта и устойчивость интересов;

б) лидеры и актив класса: характеристика (их направленность личности, инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, авторитет среди членов коллектива и на чем он основан и др.); механизм избрания, по каким качествам, наличие в коллективе неформальных лидеров, их влияние на коллектив, взаимодействие с активом класса и др.;

в) наличие «отверженных» в коллективе, возможные причины;

г) характер взаимоотношений внутри класса и с другими классными коллективами: стремление к общению, коллективному труду.

5. Организационное и волевое единство (ОРЕ):

а) наличие органов самоуправления, их действенность;

б) сплоченность (ценностно-ориентационное единство) коллектива: степень единства мнений при решении разнообразных вопросов, единства действий в совместной деятельности, характер решения вопросов взаимопомощи, отношение к ошибкам, влияние неудач на взаимодействие;

в) характер принятия групповых решений: быстрота и легкость в согласовании действий, умение прислушаться к мнению других;

г) способность самостоятельно поставить групповые цели, выбрать способ действия, довести дело до конца, изменить в зависимости от ситуации и условий цели и способ действий и др.;

д) наличие и взаимодействие микрогрупп.

6. Эмоциональное единство (ЭМЕ):

а) психологический климат и настроение коллектива;

б) характер реагирования на неудачи всего коллектива и отдельных его членов, отношение к негативным проявлениям членов коллектива;

в) отношение к критике и самокритика в коллективе.

7. Традиции класса: наличие и степень устойчивости.

Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.

В заключение следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для пользования формы.

Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:

- традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности, и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);

- школьные традиции и традиции класса;

- новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.

Например, раздел плана воспитательной работы может выглядеть в виде следующей таблицы:

Задача Основные меро приятия Дата прове дения Ответ ствен ные Работа с уч-ся Работа с педагогами Работа с родителями, общественностью Отметка о вы полнении

Основные мероприятия (формы воспитания) рекомендуется планировать на основе Методического конструктора внеучебной деятельности, разработанного Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО на основе стандартов второго поколения.

Рекомендации

Наши рекомендации