IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех???
План занятия
Сессия | Задача | Пункт плана /Метод | Ведущий | Инструментарий |
5 мин. | Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительного эмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. | I. Организационный момент. Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл? Визуализация, вывод по итогам упражнения. | Доска/флипчарт, блокнот, мел/маркер. | |
5 мин. | Найти слова – ассоциации, определяющие успешность человека. | II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация | Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов. | |
15 мин. | Посредством показа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. | III. Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых и успешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха». Анализ и обсуждение. | Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фото знаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы. | |
7 мин. | Дать определение понятию «жизненный успех» | IV. Мозговой штурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с наглядной визуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познание себя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». | Доска/флипчарт, мел/ маркер. | |
10 мин. | Конструирование образа человека, определение и оценка его качеств личности. | V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. | Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количеству участников. | |
20 мин. | Повысить самооценку человека, показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. | VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на «троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного и неуверенного в себе человека». | Стул («трон»), стулья по количеству участников. | |
10 мин. | Показать, что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна и достижима. | VII. Упражнение – энергизатор для группы «Достижение цели». | ||
15 мин. | Кофе – пауза | |||
10 мин. | Создать предпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опыта прошлого и перспектив будущего. | VIII. Методика «Мой жизненный путь». | Методика, листы формата А-4 по количеству участников, ручки. Текст методики прилагается (приложение 1). | |
10 мин. | Обобщить информационно – практический материал. Способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей. | IX. Проблемный вопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальная работа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществления планов». Обсуждение, анализ тренера. Притча о споре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». | Текст притчи прилагается (приложение 2). Раздаточный материал – бланки и ручки по количеству участников. Бланк прилагается (приложение 4). | |
5 мин. | Акцентировать внимание на важности внутренних установок человека, его восприятия жизни. | X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение. Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». | Текст притч прилагается (приложение 3) | |
20 мин | Способствовать формированию навыков самопрезентации. | XI. Ролевая игра «Собеседование». Работа в малой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщение материала. | Бланк «Анкета кандидата на должность» по количеству участников прилагается (приложение 5). | |
10 мин. | Познакомить с правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности на собеседовании. | XII. Информационная интервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила делового этикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор «Личное пространство». | Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила делового этикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6) | |
8 мин. | Помочь разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта. Подвести итог работы. | XIII. Релаксационное упражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающая беседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания | Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текст упражнения прилагается (приложение 7). Раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8). | |
2 ч. 50 мин. |
Ход занятия
I.
Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня– «Мой жизненный путь. Перспектива успеха».
У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.
Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?
- Желание создать семью.
- Желание получить образование.
- Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
- Желание разбогатеть.
- Желание самоутвердиться в жизни.
Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).
II.
Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?
Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным.
Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»?
- Это состоявшаяся карьера.
- Материальное благополучие и благосостояние.
- Хорошая и крепкая семья.
- Верные друзья.
- Успех у противоположного пола, любовь.
Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни.
Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни.
Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!
III.
На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки.
Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории)
На ватмане/доске выписываются качества успешных людей:
- Трудолюбие
- Способности
- Талант
- Целеустремленность
- Знание себя, своих возможностей и способностей
- Уверенность в себе
- Умение общаться
- Креативность
- Индивидуальность
Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха.
Вопрос. Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят).
Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности.
XIII.
В заключении предлагается выполнить релаксационное упражнение«Машина времени»(приложение 7).
Анализ упражнения:
- Довольны ли вы образами своего будущего?
- Что вам понравилось больше всего?
- Есть ли что-то, что вам не понравилось?
- Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в образе своего будущего?
В этом сне каждый состоялся как личность, чего-то достиг, создал семью, построил карьеру и т.д.
Постарайтесь сделать этот сон явью, удачи и успехов вам в вашем личностном и жизненном самоопределении.
Спасибо за внимание, и на память о нашем занятии предлагаю вам раздаточный материал «Гимн себе»(приложение 8).
Чаще исполняйте его себе, и тогда вам будет сопутствовать удача, успех и благосклонность людей.
План занятия
Сессия | Задача | Пункт плана /Метод | Ведущий | Инструментарий |
5 мин. | Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительного эмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. | I. Организационный момент. Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл? Визуализация, вывод по итогам упражнения. | Доска/флипчарт, блокнот, мел/маркер. | |
5 мин. | Найти слова – ассоциации, определяющие успешность человека. | II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация | Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов. | |
15 мин. | Посредством показа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. | III. Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых и успешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха». Анализ и обсуждение. | Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фото знаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы. | |
7 мин. | Дать определение понятию «жизненный успех» | IV. Мозговой штурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с наглядной визуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познание себя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». | Доска/флипчарт, мел/ маркер. | |
10 мин. | Конструирование образа человека, определение и оценка его качеств личности. | V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. | Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количеству участников. | |
20 мин. | Повысить самооценку человека, показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. | VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на «троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного и неуверенного в себе человека». | Стул («трон»), стулья по количеству участников. | |
10 мин. | Показать, что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна и достижима. | VII. Упражнение – энергизатор для группы «Достижение цели». | ||
15 мин. | Кофе – пауза | |||
10 мин. | Создать предпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опыта прошлого и перспектив будущего. | VIII. Методика «Мой жизненный путь». | Методика, листы формата А-4 по количеству участников, ручки. Текст методики прилагается (приложение 1). | |
10 мин. | Обобщить информационно – практический материал. Способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей. | IX. Проблемный вопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальная работа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществления планов». Обсуждение, анализ тренера. Притча о споре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». | Текст притчи прилагается (приложение 2). Раздаточный материал – бланки и ручки по количеству участников. Бланк прилагается (приложение 4). | |
5 мин. | Акцентировать внимание на важности внутренних установок человека, его восприятия жизни. | X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение. Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». | Текст притч прилагается (приложение 3) | |
20 мин | Способствовать формированию навыков самопрезентации. | XI. Ролевая игра «Собеседование». Работа в малой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщение материала. | Бланк «Анкета кандидата на должность» по количеству участников прилагается (приложение 5). | |
10 мин. | Познакомить с правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности на собеседовании. | XII. Информационная интервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила делового этикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор «Личное пространство». | Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила делового этикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6) | |
8 мин. | Помочь разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта. Подвести итог работы. | XIII. Релаксационное упражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающая беседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания | Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текст упражнения прилагается (приложение 7). Раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8). | |
2 ч. 50 мин. |
Ход занятия
I.
Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня– «Мой жизненный путь. Перспектива успеха».
У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.
Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?
- Желание создать семью.
- Желание получить образование.
- Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
- Желание разбогатеть.
- Желание самоутвердиться в жизни.
Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).
II.
Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?
Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным.
Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»?
- Это состоявшаяся карьера.
- Материальное благополучие и благосостояние.
- Хорошая и крепкая семья.
- Верные друзья.
- Успех у противоположного пола, любовь.
Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни.
Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни.
Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!
III.
На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки.
Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории)
На ватмане/доске выписываются качества успешных людей:
- Трудолюбие
- Способности
- Талант
- Целеустремленность
- Знание себя, своих возможностей и способностей
- Уверенность в себе
- Умение общаться
- Креативность
- Индивидуальность
Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха.
Вопрос. Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят).
Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности.
IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех???
Что делает одного человека великим и выдающимся, а другого – средним и незаметным, волновал людей давно. Одни считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект, другие - наличие креативности.
Третьи утверждали, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие и разносторонние знания.
Все эти утверждения можно признать верными частично.
Психологические исследования 20 и 21 века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других психологических характеристик:
- наличие эмоциональной сферы, способностей к эффективному межличностному общению и взаимодействию, умение регулировать свое эмоциональное состояние и управлять своим мышлением и поведением, обладание устойчивости к стрессам и разочарованиям…т.д.
Американский ученый (психолог) Дэниел Големан выделил понятие «эмоциональный интеллект» и предложил его рассматривать как важный компонент лидерских способностей и основу для жизненного успеха.
Ученый определил 5 сфер, которые ведут к достижению успеха:
- познание себя: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
- умение общаться: навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
- приспособляемость: способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
- стрессоустойчивость: управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
- оптимизм: преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
Вопрос. Что же нужно делать нам с вами, чтобы развивать в себе эти жизненно - важные навыки и качества личности, без которых успеха нам не добиться?!
V.
Для начала – важно их хотя бы осознавать и уметь анализировать свои собственные качества личности.
Сейчас вам предлагается выполнить групповое упражнение «Веер».
Ход:листы формата А-4 раздаются всем участникам упражнения, которые подписывают свой лист и делят его на 2 столбца: в 1-ом будут записываться положительные качества личности человека («+»), во-2-ом – качества, над которыми надо работать («-»). Листы передаются по кругу, упражнение заканчивается, когда листы возвращаются к своему адресату.
2-й вариант упражнения (для группы, не достаточно хорошо знающей друг друга): индивидуальная работа «Мои качества личности», позволяющая задуматься над своими качествами личности, подумать над тем, какие качества необходимо в себе развивать, а над какими работать.
Бланк ко 2-му варианту упражнения.
Перечислите свои качества личности | Отметьте те качества личности, которые вам мешают | Отметьте качества личности, которые вы хотели бы в себе развить и которые помогут вам в жизни |
Анализ упражнения: Это упражнение можно отнести к сфере– познание себя.
Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я» - для того, чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему.
Вывод:в построении жизненного пути многое зависит от способности познавать себя, от способности анализировать свои ошибки, многое зависит от внутренних установок человека, его восприятия жизни и уровня самооценки.