Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде
Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде
Развития ребенка
Причины:
§ воспалительные поражения головного мозга
§ травматические поражения головного мозга
§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов
§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
Происходит:
§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть:
§ врожденное недоразвитие
§ ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)
Классификация алалий
-
|
-
|
|
§
Моторная алалия
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-
Нического характера, обусловленное несформированностью языко-
Вых операций порождения речевых высказываний при относи-
Методика логопедического воздействия при алалии
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.
В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
1 этап -- однословное предложение( с неговорящими детьми)
Цель:
§ вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений
§ расширять объем понимания речи
Ø занятия проводятся индивидуально, в игровой форме
Ø избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания
Ø дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала
Понимание речи:
1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)
2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием
3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»
5.
|
Этап -- первые формы слов
(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)
Понимание речи:
1. различение количества предметов (много –мало--один)
2. различение величины предметов (большой --маленький)
3. различение вкуса (сладкий – соленый)
4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)
5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА
6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)
7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)
Развитие самостоятельной речи:
1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение
2. называние знакомых предметов
3.наращивание слогов к концу слова: МУ -- … РУ -- … ПО -- , ЛАП-- + КА
|
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре-
чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной
Доли доминантного полушария
Проявления:
§ ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене
§ при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза
§ не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия
§ гиперакузия- повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители
Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии– от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:
Ø большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
Ø ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
Ø улучшение понимания при многократном медленном повторении
Ø трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
Ø улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
Ø улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
Ø улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии:
Ø из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи
Ø двигательное беспокойство, трудности поведения
Ø дети мало пользуются жестами и мимикой
Ø реагируют на интонацию, не понимания смысла
Ø игру сопровождают модулированным лепетом
Ø логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
Ø эхолалия --повторение обращенной речи
Ø при появлении первых слов:
* ошибки в ударении
* замены
* искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру
гая ошибка
Ø высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме
В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Алалии
Основные направления коррекции:
î сознательный анализ состава речи
î развитие фонематического восприятия
î понимание речевых структур
Основной принцип коррекционной работы:
î последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга
1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)
Ä определяют часы и дни отдыха
Ä ограничивают излишнее общение
Ä исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор
Ä щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам
2. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)
3. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам
4. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)
5. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
6. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»
7. развитие потребности общения, мотивации общения
8. различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)
Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация
9. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением
10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)
11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова
12. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА
13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение
14. различение характера звука, источника звучания, его локализации
15. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –
* при общении с одним человеком
* при общении с разными людьми
* при определенной ситуации
* с опорой на мимику, жест
17. развитие фонематического слуха
18. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)
19. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:
* посуда, мебель
* мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать
* летит – летят
20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)
21. раннее обучение грамоте
Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от
* состояния слуховой чувствительности
* времени и характера проводимого лечения
* коррекционно-воспитательного воздействия
* возраста и интеллекта ребенка
речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде
Развития ребенка
Причины:
§ воспалительные поражения головного мозга
§ травматические поражения головного мозга
§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов
§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
Происходит:
§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть:
§ врожденное недоразвитие
§ ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)
Классификация алалий
-
|
-
|
|
§
Моторная алалия
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-