Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде

Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде

Развития ребенка

Причины:

§ воспалительные поражения головного мозга

§ травматические поражения головного мозга

§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит:

§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

Может быть:

§ врожденное недоразвитие

§ ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)

Классификация алалий

-

А Л А Л И Я
запаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо

-

             
   
 
 
 
Афферентная
 
Эфферентная

§

Моторная алалия

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-

Нического характера, обусловленное несформированностью языко-

Вых операций порождения речевых высказываний при относи-

Методика логопедического воздействия при алалии

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

1 этап -- однословное предложение( с неговорящими детьми)

Цель:

§ вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений

§ расширять объем понимания речи

Ø занятия проводятся индивидуально, в игровой форме

Ø избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания

Ø дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

Понимание речи:

1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)

2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием

3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)

4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»

5.

!
понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)

Этап -- первые формы слов

(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)

Понимание речи:

1. различение количества предметов (много –мало--один)

2. различение величины предметов (большой --маленький)

3. различение вкуса (сладкий – соленый)

4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)

5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА

6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)

7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение

2. называние знакомых предметов

3.наращивание слогов к концу слова: МУ -- … РУ -- … ПО -- , ЛАП-- + КА

!
Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре-

чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной

Доли доминантного полушария

Проявления:

§ ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене

§ при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

§ не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

§ гиперакузия- повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии– от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

Ø большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

Ø ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего

Ø улучшение понимания при многократном медленном повторении

Ø трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)

Ø улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

Ø улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего

Ø улучшение понимания при общении с матерью

Речь при сенсорной алалии:

Ø из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи

Ø двигательное беспокойство, трудности поведения

Ø дети мало пользуются жестами и мимикой

Ø реагируют на интонацию, не понимания смысла

Ø игру сопровождают модулированным лепетом

Ø логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

Ø эхолалия --повторение обращенной речи

Ø при появлении первых слов:

* ошибки в ударении

* замены

* искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру

гая ошибка

Ø высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Алалии

Основные направления коррекции:

î сознательный анализ состава речи

î развитие фонематического восприятия

î понимание речевых структур

Основной принцип коррекционной работы:

î последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)

Ä определяют часы и дни отдыха

Ä ограничивают излишнее общение

Ä исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор

Ä щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам

2. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)

3. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам

4. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)

5. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

6. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»

7. развитие потребности общения, мотивации общения

8. различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

9. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением

10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)

11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова

12. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА

13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

14. различение характера звука, источника звучания, его локализации

15. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –

* при общении с одним человеком

* при общении с разными людьми

* при определенной ситуации

* с опорой на мимику, жест

17. развитие фонематического слуха

18. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)

19. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:

* посуда, мебель

* мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать

* летит – летят

20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)

21. раннее обучение грамоте

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

* состояния слуховой чувствительности

* времени и характера проводимого лечения

* коррекционно-воспитательного воздействия

* возраста и интеллекта ребенка

речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде

Развития ребенка

Причины:

§ воспалительные поражения головного мозга

§ травматические поражения головного мозга

§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит:

§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

Может быть:

§ врожденное недоразвитие

§ ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)

Классификация алалий

-

А Л А Л И Я
запаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо

-

             
   
 
 
 
Афферентная
 
Эфферентная

§

Моторная алалия

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-

Наши рекомендации