Территориальное общественное самоуправление
Территориальное общественное самоуправление является одной из форм осуществления местного самоуправления. Согласно ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственной инициативы в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Пределы действия территориального общественного самоуправления ограничены территориями, не являющимися муниципальными образованиями. Ими могут быть микрорайоны, дома, кварталы, улицы, дворы, подъезды домов и т. д.
Институт территориального общественного самоуправления в 1990-е гг. получает свое развитие в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации. В отдельных субъектах Российской Федерации приняты законы или положения о территориальном общественном самоуправлении. В Республике Тыва в 1996 г. принят Закон «О судах общественности (старейшин) в Республике Тыва». В Москве в 1996 г. принят Закон «О территориальном общественном самоуправлении». В г. Санкт-Петербурге, во Владимирской, Свердловской областях организация территориального общественного самоуправления достаточно подробно регламентирована законами о местном самоуправлении. В законах многих субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении лишь воспроизводятся те нормы, которые закреплены в Федеральном законе.
В соответствии с нормами действующего законодательства, положениями о территориальном общественном самоуправлении граждане вправе в различных формах участвовать в осуществлении территориального общественного самоуправления.
В Москве организационной основой территориального общественного самоуправления стали территориальные общины. Территориальная община– добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан – жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса. Границы территории, на которой образована община, устанавливаются самими жителями. Территория общины является частью территории района.
Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция граждан. Для организации работы общины граждане избирают комитет или совет территориального общественного самоуправления и ревизионную комиссию. Учреждение территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) граждан или конференции.
Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы. Территориальная община имеет устав, который принимается гражданами на собрании (сходе) или конференции.
Территориальная община подлежит государственной регистрации.
Община имеет финансовые средства, которые состоят из собственных средств, а также средств, передаваемых районной управой комитетам на основе договоров. По решению Московской городской Думы или районного собрания территориальная община может финансироваться за счет бюджетных средств, если в бюджете такие средства предусмотрены отдельной строкой.
Община может иметь собственность в виде кооперированных средств населения, проживающего на ее территории, иных средств, сооруженных на эти средства детских, спортивных площадок, а также жилых, нежилых помещений и вновь созданных производственных площадей.
Свою деятельность община осуществляет на основе принципов коллегиальности, законности, гласности и ответственности. Деятельность территориальной общины прекращается на основании решения собрания (схода), конференции граждан либо на основании решения суда.
Органы территориального общественного самоуправления обладают правом юридического лица.
Различным является подход к определению силы решений, принимаемых органами территориального общественного самоуправления или самими гражданами. В Законе г. Москвы «О территориальном общественном самоуправлении» предусмотрено, что решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в пределах действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан носят рекомендательный характер.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) действует на основании устава, зарегистрированного органом местного самоуправления соответствующего поселения. ТОС в соответствии с его уставом может быть юридическим лицом (Закон «Об общих принципах…» 2003 г., п. 5 ст. 27).
В соответствии со ст. 27 компетенция ТОС разделена на две части. Первую часть составляет исключительная компетенция собрания, конференции граждан. Вторую часть составляет компетенция органов территориального общественного самоуправления.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан относятся:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение отчетов о деятельности органов ТОС.
В основном это вопросы конструирования ТОС и стратегические направления его деятельности.
К компетенции органов ТОС относят:
1) представление интересов населения;
2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях, конференциях:
3) осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности по удовлетворению социально-бытовых потребностей граждан и т. д.;
4) внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления.
В большей степени это вопросы представительского и исполнительно-распорядительного характера.
Все функции и полномочия, установленные законом, должны быть зафиксированы в уставе ТОС.