Индивидуализация детей младшего дошкольного возраста
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Всемерная поддержка индивидуальности ребенка признается одним из основополагающих моментов всего дошкольного образования: только на ее основе может осуществляться полноценное развитие личности ребенка, раскрываться его особенные, уникальные способности [4, с. 45].
Индивидуализация дошкольного образования провозглашается в качестве одного из принципов дошкольного образования и понимается как «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [2, п. 1.4].
Основой индивидуализации образовательной деятельности в ДОУ является принятие уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов. Изменить образовательную деятельность можно только с целью совершенствования условий жизнедеятельности детей в ДОУ, которые предусматривают открытое предметно-развивающее пространство или же пространство детско-взрослого сообщества. Выстраивать образовательный процесс необходимо с опорой на вариативность форм и содержание работы с детьми, с опорой на ведущие виды детской деятельности, которые бы отражали самоценность дошкольного детства.
Каждый ребенок уникален и индивидуален, а, значит, у него есть право на свой уникальный путь развития. Поэтому в ДОУ необходимо создать условия, в которых была бы возможность воспитания и обучения как коллектива детей, так и каждого воспитанника с возможностью проявления им индивидуальности и творчества.
В условиях проведения реформ в системе дошкольного образования и с учетом перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога и детей, к самым важным относится задача, состоящая в индивидуализации образования.
В теории и практике дошкольной педагогики давно возникли обсуждения того, что необходимо изучать и учитывать личностные особенности детей. Но определение индивидуализации, представляющей собой принцип образования в научно-методических исследованиях часто подменяется таким понятиями, как «индивидуальный» или «индивидуально-дифференцированный» подход.
Опыт последних лет говорит о том, насколько важно естественным образом вписать принцип индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом данный принцип должен учитываться на организационном и содержательном уровнях, и соблюдаться постоянно, а не только в специально отведенное время или в процессе выполнения особых форм деятельности, в частности, во время занятий, мероприятий спортивного или развлекательного характера.
Индивидуальный подход предъявляет к педагогу требования, состоящие в том, чтобы он умел работать разнообразными способами, был терпелив, умел разбираться в сложных проявлениях поведения – и это только ряд причин, по которым пока что данный подход недостаточно широко применяется на практике с учетом его широкой декларативности. На сегодняшний день возникла необходимость практического решения данной проблемы, потому что при реализации индивидуального подхода возможно вовлечение каждого ребенка в активную деятельность, целью которой будет овладение ими программным материалом, а также которое станет важным условием успешности в процессе формирования готовности детей к процессу обучения в школе. Только при подобном сочетании возрастного и индивидуального подходов в процессе воспитания и обучения детей возможно обеспечение их эмоционального благополучия и полноценного психического развития.
Главным целевым ориентиром стандарта, его ядром, является поддержка разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, полноценное проживание каждым ребенком всех периодов своего развития от младенчества до школы, вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной самобытности. В стандарте учитываются «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования... индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» [2, п. 1.3].
Индивидуализация – оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности, свободы и ответственности [17, с. 86].
Понятие «индивидуальность» соотносится с личностью, связывается с ее оригинальностью и предстает как главенствующая особенность личности, делающая ее непохожей на окружающих людей. Индивидуальность проявляется в интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах развития и функционирования личности.
Очень часто индивидуализация рассматривается в психологических и педагогических исследованиях в контексте индивидуального подхода. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса.
Индивидуальный подход в воспитании необходим в двух отношениях: во-первых, он обеспечивает развитие индивидуального своеобразия, давая возможность максимального проявления имеющихся у ребенка способностей; во-вторых, без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие не может быть эффективным.
В период дошкольного детства у детей может быть особенно заметна неравномерность функционального развития: дети не демонстрируют признаков аномального развития, но испытывают те или иные трудности в освоении разных видов детской деятельности – ребенок не может компенсировать дефицитарные стороны своего развития и выбивается из рамок общепринятой нормы, что требует от специалистов дошкольной образовательной организации комплекса мер, направленных на психолого-педагогическое сопровождение развития детей «группы риска» с учетом специфических особенностей того или иного варианта индивидуального развития.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему, как работников детского сада и школы, так и родителей.
Индивидуальный подход способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого воспитанника при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс [25, с. 662].
Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.
Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Педагог должен развивать такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития дошкольника, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для ребят с повышенной возбудимостью. В игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка [25, с. 663].
Таким образом, осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. При организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста учитываются основные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, которые обеспечивают воспитание, развитие и обучение детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
В современном образовательном пространстве необходима система психолого-педагогического сопровождения индивидуализации развития ребенка дошкольного возраста, которая будет:
1) включать научно-теоретические основы ее построения и реализации;
2) осуществляться при организации образовательной деятельности в целом;
3) обеспечивать своевременную коррекцию адресного педагогического воздействия на основе педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей.
2.2. Педагогическое наблюдение: сущность понятия, роль в образовательном процессе, методика и способы фиксации.
Обеспечить ребенку адекватную поддержку – значит понимать, какие индивидуальные особенности оказывают (могут оказать) наибольшее влияние на развитие и образование, на качество его жизни в целом. Как правило, выделяют следующие индивидуальные особенности: возраст, пол, уровень развития конкретных умений, стиль учения, потребности, интересы и самосознание, семейная культура (семейная среда) и др. Любая из этих характеристик развивается (изменяется) во времени и требует от взрослых постоянного наблюдения и анализа. Вместе с тем каждая из приведенных индивидуальных особенностей не проявляется изолированно. Данные особенности составляют сплав, который, собственно, и предъявляет личность ребенка. В различных ситуациях те или иные черты характера проявляются в разной степени: в одной ситуации можно сказать, что поведение ребенка в данный момент определено его возрастом, в другой ситуации мы отчетливо понимаем, что поведение связано с интересом к предмету рассмотрения, с потребностью в чем-либо или с особенностями текущего соматического состояния. Увидеть индивидуальные особенности можно только в деятельности, причем преимущественно такой, которую инициировал и осуществляет сам ребенок.
Наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми. При организации процесса наблюдений ценится и процесс, и результат; сбор и запись информации производятся в разнообразных ситуациях и в различных контекстах; анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений [12, с. 24].
Ценностная основа наблюдений за детьми – априорное уважение, признание уникальности и целостности личности ребенка, принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.
Регистрация фактов – это процесс документирования наблюдаемого [там же].
Рассмотрим формы записи педагогических наблюдений и другие способы сбора информации.
Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что, когда и где случилось, что послужило толчком, каковы реакции ребенка, чем закончилось действие. Подобные зарисовки могут включать описание ситуации, особенностей поведения, цитирование слов, сказанных ребенком Описание эпизодов должно быть кратким, не оценочным. Обязательно должна быть маркировка, когда и кто сделал запись. Описание эпизодов может быть единичным и серийным [12, с. 54].
Повествовательные или дневниковые заметки: подобные заметки – чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто отражают мимолетное впечатление или настроение. Такие заметки полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня.
Карта наблюдения дает основу для систематического сбора данных относительно уровня развития ребенка в различных областях. В карте определены и структурированы конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, перечислены навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения), активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Заполнение карты обеспечивает информацию о том, что ребенок может и чего не может в каждой из областей развития. Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности наиболее популярны у детей и какие материалы они чаще всего выбирают. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребенка. Карты наблюдения полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах [12, 56].
Подсчет частот и временных промежутков: данный вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчет ведется по отношению к определенному времени.
Портфолио – это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребенком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа, выбранные им карточки с выполненными (в том числе, незавершенными) заданиями, образцы речи, т. е. транскрипционная запись слов и выражений ребенка, с помощью которых он пытался выразить свои мысли и соображения, фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребенком знаний, умений, навыков в естественных условиях. Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребенка.
Эффективность и надежность такого метода сбора информации зависит от опыта педагога, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяются педагогом и родителями. Общие цели составления портфолио – иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребенка; активизация участия родителей и ребенка в документировании (историографии); предоставление фактов для многосторонней оценки; обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о прогрессе ребенка в различных областях; вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив [12, с. 56-57].
Интервью и беседы с ребенком, как способ изучения данных, нацелены на выявление субъективной составляющей деятельности (чувства, эмоции, мотивы).
Листы самоанализа довольно редко используемая форма фиксировании и анализа интересов, инициативы и самостоятельности детей. Листы и другие формы самоанализа изготавливаются персонально для каждого ребенка.
Наблюдение как процесс, дающий ощущение причастности к жизни ребенка, вызывающий эмоциональный заряд, ценно само по себе. Факты, полученные в ходе наблюдений, как яркие свидетельства текущей жизни ребенка в детском саду будут важны, например, в качестве информации для родителей. Однако для профессиональной педагогической деятельности они становятся актуальными только тогда, когда целенаправленно накапливаются, подвергаются анализу и интерпретации (осмыслению). Выделение в накопленной информации существенного, действительно важного, анализ глубинных причин происходящего – вот одна из задач наблюдения. Важно, чтобы знания, полученные в результате наблюдения за ребенком, становились действенной основой для целенаправленного выбора педагогических средств. При интерпретации данных наблюдений:
- факты рассматриваются комплексно; ведется поиск типичного, неслучайного в поведении ребенка; устанавливается взаимосвязь между отдельными фактами;
- вслед за определением типичного формулируются выводы [12, с. 60].
Наблюдение позволяет собрать множество фактов, свидетельствующих о мотивах действий ребенка, направленности его интересов, особенностях речи и взаимодействия с другими людьми. Можно рассматривать все наблюдаемое с точки зрения отдельных сторон личности, иногда это необходимо и оправданно. Но правильнее и рациональнее помнить о том, что личность человека целостна, неделима и те или иные проявления чаще всего не являются константой. Умение распознать индивидуальные особенности, готовность выделять в развитии ребенка сильные стороны, нежели видеть проблемы, позволяет взрослым лучше понимать детей [12, с. 4].
Педагог наблюдает за детьми для того, чтобы:
- лучше понять, что происходит с ребенком, распознать действительные причины этого;
- получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка;
- увидеть конкретные изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии в течение времени;
- проследить, как те или иные знания и умения, полученные детьми в непосредственной образовательной деятельности, осмысливаются, формируются и используются ими самостоятельно;
- определить моменты, вызывающие озабоченность; выбрать правильные педагогические стратегии;
- найти способы, позволяющие эффективнее решать проблемные ситуации,
- получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так родители для лучшего понимания ребенка и координации своих действий;
- получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) педагогических действий;
- внести изменения в развивающую среду; сделать корректировку учебного плана, с тем, чтобы образовательная технология наилучшим способом отвечала потребностям детей группы;
- дать возможность родителям больше узнать о своих детях [12, с. 21-22].
Для понимания и принятия чувств ребенка, осмысления причин и следствий его поведения, определения того, в чем он самостоятелен и успешен, а где ему нужна помощь, для выбора правильных способов взаимодействия с ним важно, чтобы наблюдение было постоянным компонентом процесса обучения, являлось источником информации, подсказкой, включало активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогам, родителями), а по возможности и между детьми, было доступным и понятным родителям и, главное, сосредоточивало внимание преимуществен но на выявлении сильных сторон каждого ребенка, а не на его неудача) Если взрослым удастся взглянуть на поведение ребенка сквозь призму того смысла, который оно имеет для него, идя от внутренних побудительных мотивов к внешним проявлениям, можно считать, что взрослые на правильно пути к пониманию [12, с. 22].
Главной задачей наблюдения является накопление фактов, фиксация их существенных сторон и моментов. Наблюдение предполагает наличие ясно осознанной цели, которая руководит наблюдателем, направляет его внимание на педагогическое явление в целом или его отдельные стороны [20, с. 24].
Общая процедура наблюдения включает следующие этапы:
1) определение целей и задач наблюдения;
2) выбор объекта;
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект
и обеспечивающего сбор необходимой информации;
4) выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) обработка и интерпретация полученной информации [8, с. 52].
Таким образом, построение педагогической деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка может рассматриваться как ориентация на поддержку его индивидуального своеобразия, как требование учета некоторых индивидуальных особенностей при реализации единой образовательной программы или как необходимость построения индивидуальных траекторий продвижения ребенка в заданном образовательном континууме. Наблюдение за детьми организуется в целях определения интересов, умений и потребностей каждого ребенка, создания для него комфортных условий и полного вовлечения в жизнь группы, поддержки и поощрения его активности и инициативы в познании, поиска способов, позволяющих наилучшим образом разрешать проблемные ситуации, прогнозирования поведения ребенка при определенных условиях и средств, направленных на исключение негативных реакций, сглаживание последствий, анализа, как те или иные знания и умения, полученные детьми в ходе непосредственной образовательной деятельности, осмысливаются, трансформируются и используются ими самостоятельно, а также для понимания: ребенок учится каждую минуту независимо от взрослых в самостоятельной деятельности. Наблюдения помогают увидеть необходимость немедленного вмешательства в случаях, когда ребенок испытывает трудности в чем-либо и эти трудности ухудшают качество его жизни. Диапазон таких трудностей может простираться от проблемы со слухом и рекомендации родителям о необходимости обращения к доктору до потребности прямого вмешательства в семейную ситуацию. Наблюдение за детьми организуется для того, чтобы внести изменения в учебный план. На основе наблюдений педагоги могут определить потребность в изменении содержания обучения или форм и методов, с тем, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы. Наблюдения позволяют собрать разнообразную информацию, оценить сильные стороны развития ребенка, увидеть его особенности, нужды и потребности, характер взаимоотношений с другими людьми.