Дополнительная лекция. Дорнах, 31 декабря 1915 г.
GA 165
Эта лекция взята из сборника "Р. Штайнер. Праздники года". - С-Пб.: "Дамаск" 2002. Перевод Г.А. Кавтарадзе.
Мои дорогие друзья, многое, что хочется сообщить из тайн духовного мира, приходится выражать сначала образно, можно сказать, наполовину образно, но при этом речь идет об образах, которые действительно существуют. Выражать образно то, что я хотел бы дать вам сегодня для вашей дальнейшей медитации, необходимо потому, что если бы мы захотели говорить не в образах, а в понятиях, то пришлось бы прибегнуть к длиннейшим рассуждениям. Каждый же, кто даст место в своей душе тому, что я скажу сегодня, и до известной степени промедитирует это, может прийти и к более глубокому.
Каждый год в это время мы переходим от одного отрезка времени к другому. Разумеется, это может показаться сначала всего лишь удобным распределением времени, но это не так. Ибо люди, которые произвели это распределение времени, глубоко инстинктивно следовали определенным великим законам течения времени. Праздник перехода из одного года в другой отмечается - я говорю, разумеется, о наших странах - в глухую зимнюю пору, когда растения прекратили рост, цветение и принесение плодов. Только некоторые деревья в лесу сохраняют, как говорят, свою вечную зелень во все время зимних снегов. Солнце развивает тогда свою наименьшую силу.
Мы знаем, что во все совершающееся перед нашими органами чувств воткано то, что совершается в духе. Мы знаем, что, проходя по лесу, мы имеем вокруг себя не только деревья с листьями и зеленой хвоей, но что в таинственных глубинах бытия действует и творит духовное и душевное начало. Мы уже привыкли ощущать как указание на подлинно действительное то, на что умные люди смотрят как на детское суеверие. Нам уже ясно, что в основе всего чувственного, будут ли то твердые вещи или то будут явления, которые могут быть наблюдаемы чувственно, в основе всего лежат духовная деятельность и духовное становление. Так смотрим мы прежде всего на безжизненную, как говорят, неорганическую Землю, на все, что находится на ней как минеральное царство; так смотрим мы на все безжизненное. Для внешнего материалиста это безжизненное есть только безжизненное. Для нас со всем безжизненным связано душевное и духовное, так что мы можем говорить о душевном и духовном всей нашей так называемой безжизненной, неорганической, чисто минеральной Земли. Конечно, говоря о сознании Земли, мы видим в ее геологически-минеральном не то, что можно было бы сравнить с человеческими мускулами и кровью, но только скелет, то есть ее твердый элемент. Так что, говоря о сознании Земли, мы должны мыслить его связанным со всей Землей, к которой принадлежит не только скелет, но и вода, воздух и так далее, то есть то, что соответствует мускулам и крови. Вся Земля обладает сознанием, сознанием, которое принадлежит ее минеральному царству. Мы не будем останавливаться сейчас на изменениях этого сознания Земли в определенных странах в течение года, мы лишь введем в свою душу представление о том, что вся эта Земля имеет сознание. А теперь обратим наш взгляд от минеральной Земли к тому, что пробивается и произрастает из нее как мир растений.
Рассматривая мир растений с точки зрения духовной науки, мы должны видеть в нем прежде всего некое самостоятельное существо по отношению к нашей Земле. И что совокупность растительного бытия является самостоятельным существом по отношению к Земле, это выступает особенно ярко, когда видишь сознание этих двух сущностей. Мы можем говорить о сознании всей минеральной Земли в целом, но мы можем говорить также о сознании всего растительного мира, развивающегося на Земле. Законы этого сознания, разумеется, иные, чем законы человеческого сознания. И когда мы говорим о сознании растений, то мы можем говорить только об одной определенной территории, так как это сознание меняется соответственно территориям Земли.
Мы, люди, не обращаем внимания на то, что наше сознание и сознание, например, мира растений всей Земли как бы параллельны. Это происходит из-за того, что в наше полное сознание мы включаем только дневное и не берем нашего ночного сознания. Чтобы облегчить наше рассмотрение, скажем просто: во время бодрствования наше "Я" и наше астральное тело находятся в физическом теле. Но я уже указывал, что это касается, собственно, только нашей крови и нервной системы, а не остальных наших систем. Когда [во время сна] "Я" и астральное тело находятся вне нашей головы, то тогда они тем сильнее погружены в наш остальной организм. Это полная параллель, например, тому, что, когда на одной половине Земли - зима, на другой - лето; это также только смена сознания. Но то же самое происходит и в нас. Только мы этого не замечаем, так как у нас, людей, оба сознания не обладают одинаковой ясностью. Они проявляются в нас с различной силой. Ночное сознание есть притупленное, практически для нас даже не существующее сознание, дневное же есть полное сознание другой стороны нашей природы. Наша низшая природа бодрствует ночью, когда наша высшая природа спит, и дело обстоит здесь так же, как и с Землей: когда на одной стороне - зима, на другой - лето; когда на одной стороне - состояние бодрствования, на другой - состояние сна, и обратно.
Так, как я только что изложил и как уже не раз излагал прежде, дело обстоит только относительно мира растений. Мир растений спит для нас в разгар лета, как раз когда он произрастает и живет. Развивая в полной мере свое физическое, он спит. И он бодрствует в полном сознании тогда, когда внешне физически он не совершает никакого развития, когда его физическое развитие отступает назад; тогда растительный мир бодрствует. Так что мы говорим о всех растениях Земли как о некотором целом, и этой цельности растительного мира соответствует некоторое сознание. Когда мы говорим об этом сознании, о втором по счету сознании, которое пронизывает минеральное сознание Земли, когда мы говорим об этом растительном сознании, то мы можем сказать о нем в собственном смысле: "В наших странах оно спит в разгар лета и бодрствует в темное время зимой".
Но теперь, в это время, происходит еще нечто иное, мои дорогие друзья. Оба эти сознания, то есть общее сознание Земли, принадлежащее минеральной Земле, и общее сознание растений, оба эти сознания обыкновенно разъединены, это два существа в течение всего года. Но теперь [к Новому году] они уже не только два существа, они пронизывают друг друга, так что одно проникнуто другим в то время года, в котором находимся мы теперь. Теперь, когда один год переходит в другой, минеральные вещи и процессы нашей Земли и весь растительный мир имеют одно сознание, то есть оба эти сознания проникают друг в друга.
Какого же рода это минеральное сознание Земли, которое, как сказано, мы сегодня не будем рассматривать в его внутренних отличиях, как мы рассматривали сознание растительного мира, которое мы берем бодрствующим зимой и спящим летом? Каково своеобразие этого сознания минералов, сознание Великого Существа Земли?
Ограниченный лишь своими физическими восприятиями, ограниченный рассудком, на который он смотрит как на принадлежащий к этим физическим чувствам, человек сначала не в состоянии ничего знать об этом великом сознании Земли. Но духовная наука может научить нас тому, что, собственно, мыслит это сознание Земли, что оно мыслит так, как мы мыслим минералы, растения, животных, воздух, реки, горы и так далее. Подобно тому, как мы мыслим в нашем обычном дневном сознании, так же мыслит и Земля. Что же она мыслит в своем сознании? Спросим себя сегодня: "Что мыслит Земля?" Мои дорогие друзья, Земля мыслит в своем сознании прежде всего все принадлежащее к ней небесное пространство. Как мы смотрим своими глазами на деревья и камни, так Земля смотрит в своем сознании в небесные пространства и мыслит все то, что происходит в звездах. Земля есть существо, размышляющее о процессах на звездах.
Итак, в минеральном сознании содержится, в сущности, как мысль тайна всего Космоса. В то время как мы, люди, беззаботно ходим по поверхности Земли и думаем только о камнях, на которые натыкаемся, или о чем-либо ином, окружающем наши внешние чувства, Земля размышляет обо всем внешнем Космосе тем сознанием, сквозь которое мы проходим, передвигаясь в пространстве. Ее мысли поистине более величественны и всеобъемлющи, чем наши. И нас, в сущности, необычайно возвышает сознание: ты проходишь не только сквозь воздух, но и сквозь мысли Земли.
Обратимся теперь к другому, к сознанию растений. Растения не могут мыслить так много, как Земля. Сознание, мыслящее сознание растительного мира в целом, а не отдельного растения, гораздо более ограничено; оно охватывает меньший круг Земли в течение всего года, но только не в эти дни. В эти дни сознание растений едино с сознанием Земли. И благодаря тому, что сознание растений пронизывает сознание Земли, растительный мир узнает в новогоднее время, то есть теперь, звездные тайны, он воспринимает их и обращает их на то, чтобы весною растения могли вновь расцвести согласно тайнам Вселенной и принести цветы и плоды. Ибо в том, как растения несут листья, цветы и плоды, заключена тайна Вселенной. Но во время распускания, цветения и принесения плодов растения уже не могут размышлять об этом. Они могут мыслить об этом только теперь, когда сознание растений соединяется с сознанием минерального мира. Поэтому в духовной науке говорится, что в это время, приблизительно в эту новогоднюю ночь, два кругооборота пронизывают друг друга. И это тайна вообще всего бытия, что кругообороты растений и минералов один раз в году взаимно пронизывают друг друга и затем опять развиваются раздельно, затем опять пронизывают друг друга. Подумайте, как чудесна эта тайна становления: сознание растений и сознание минералов - два потока развития - раздельно проходят они весь год и соединяются в то время, когда один год переходит в другой. И снова идут целый год раздельно, и снова соединяются в новогоднюю ночь. Таково движение кругооборотов в истории.
Теперь от этого процесса, который может наполнить нас глубоким, священным, трепетным чувством перед тайной перехода одного годичного цикла в другой, от этой тайны, которую, я сказал бы, мы непосредственно проходим шагами, перейдем к еще большей тайне. Мы знаем, что мы живем теперь в цикле развертывания души сознательной. Этому циклу предшествовал цикл развертывания души рассудочной или души как таковой; ему предшествовал цикл развертывания души ощущающей, и далее мы приходим к развертыванию тела ощущений. И если мы пойдем так далеко назад, что придем к тому времени, когда все человеческое мышление развивается в пределах цикла тела ощущений, так называемого астрального тела, то мы вернемся в пятое тысячелетие до нашего христианского летоисчисления.
Нам предстоит пройти через душу сознательную, через Самодух, и человек будет развиваться дальше. Душа сознательная развивается в наше время главным образом благодаря тому, что человек употребляет свое физическое тело как единственное орудие. Отсюда, как вы слышали это здесь в различных лекциях, наплыв материализма, так как человек пользуется теперь главным образом своим физическим телом. Но придет время, когда он будет пользоваться не только физическим телом - я описывал, как человек будет развиваться далее, - когда он научится снова употреблять свое эфирное тело, свое астральное тело, как он употреблял свое астральное тело некогда в том цикле развития, в котором оно давало основной элемент сознания.
Итак, мы можем сказать, что однажды мы жили на Земле так, что наша душа прошла через соприкосновение ее сознания с сознанием нашего астрального тела. Как на Новый год сознание растений проходит через сознание минералов, так несколько тысяч лет назад наша душа прошла через наше астральное тело, через сознание, которое присуще собственно нашему астральному телу. Тогда наша душа в ее сознании и наше астральное тело были едины. Здесь мы возвращаемся на тысячелетия назад, в шестое тысячелетие до нашего летоисчисления. Когда это произошло, человечество праздновало на Земле Новый Год, Великий Новый Год! Как мы имеем теперь Новый Год как взаимное прохождение сознания растений и сознания минералов, так за шесть тысячелетий до нашего лето исчисления был Новый Год нашей Земли, но ее Великий Мировой Новый Год. Наше душевное сознание соединилось, прошло тогда через астральное сознание нашего тела.
И что это тогда было? Мои дорогие друзья, тогда, за шесть тысячелетий до нашего летоисчисления, когда наше внутреннее душевное сознание проходило через астральное сознание нашего тела, тогда ограниченное человеческое сознание, какое мы имеем теперь, расширилось подобно тому, как расширяется сознание растений на Новый Год. Как растение взирает в Небеса благодаря тому, что его сознание соединяется с сознанием минералов, так человек созерцал и воспринимал обширную область мудрости, когда за шесть тысячелетий до нашего летоисчисления его душа соединилась с астральным телом в Мировой Новый Год. Из этого времени исходит то знание, которое впоследствии было утрачено (мы говорили об этом несколько дней назад), когда погибло знание гностиков. Истоки этого знания мы должны искать в Мировом Новом Годе Земли, начавшемся приблизительно за шесть тысячелетий до нашего летоисчисления. Это то знание, из которого черпал За-ратустра, знание, чьи последние великие лучи еще озаряли гностиков, от которых, как я уже излагал, остались лишь скудные остатки, пример чего я приводил. Зима Земли, но и Новый Год Земли есть то, к чему мы возвращаемся.
И если вы теперь прибавите к этому те годы, которые истекли от основания христианства, и еще около четырех тысяч лет далее, тогда снова произойдет в том роде, как я только что указал, прохождение нашего душевного сознания через астральное сознание, но только на более высокой ступени. Человек снова вступит в мировое звездное сознание. И мы будем готовиться к нему нашей духовной наукой, чтобы были подготовленные для этого люди.
Мои дорогие друзья, подготовим Мировой Новый Год! А подготавливая Рождественский праздник так, как я указывал здесь при одном из последних рассмотрений, мы подготовим себя правильным образом. По мере того как рождение духовного знания будет становиться в нас благоговейным Рождественским настроением, мы будем готовиться к Мировому Новому Году, который наступит через двенадцать тысяч лет после старого Мирового Нового Года.
Двенадцать месяцев протекает от одного соединения растительного сознания Земли с минеральным сознанием до другого. Двенадцать тысяч лет протекает от одного Мирового Нового Года до другого, от одного прохождения человеческой души через астральный мир до другого прохождения человеческой души через астральный мир.
Так взираем мы, мои дорогие друзья, в этот святой час из малого Нового Года на Великий Мировой Год, из одного кануна нового года на другой, к которому мы готовимся тем, что пытаемся теперь, в это зимнее время, видеть свет, который естественным, элементарным образом притекает к человеку как обитателю Земли только в ее Мировой Новый Год. Поистине мы видим мир в подлинном свете только тогда, когда понимаем то, что нас окружает, не только так, как это представляется нашим внешним чувствам, как понимает это материалистический ум, но когда мы рассматриваем то, что нас окружает во внешнем мире, как символ великих мировых тайн. И когда приходит новогодний вечер, нам может показаться, что к нам приближается как бы вестник из духовного мира и раскрывает нам тайну Нового Года, говоря нам: "Смотри, теперь во тьме и холоде середины зимы сознание растений соединяется с сознанием минералов Земли. И это да будет тебе знаком того, что и Земля имеет свой год, Великий Мировой Новый год, о котором некогда говорил Заратустра, разумея его действительное течение от одного Мирового Нового Года до другого, и который необходимо понять, если хочешь понимать ход развития человечества".
О двенадцати тысячах лет говорит Заратустра. Он имеет в виду двенадцать тысячелетий, о которых сегодня я говорил вам. Он установил земной год, состоящий из четырех промежутков времени, как ход развития земного человечества. Глубоко обосновано это в духовных тайнах.
Поэтому, мои дорогие друзья, пусть из более глубокого понимания нашей духовной науки наши души и наши сердца охватит благоговейное настроение. Пусть в наших сердцах разовьется та внутренняя теплота, которая может прийти к нам, когда в холодную зимнюю ночь мы слышим сначала весть о сошествии на Землю Духа Солнца, а затем о тайне кругооборота года.
Эти тринадцать дней суть дни, в которые сознание растений соединяется с сознанием минералов. И если человек может перенестись в сознание растений, то он может грезить, он может видеть некие тайны, которые тогда на разные лады пронизывают его сердце, подобно тому, как в прошлом году мы дали пройти им через нашу душу в "Песне о сне Улафа Остезона".
А воспринимая это благоговейное настроение, мы найдем, исходя из этого благоговейного настроения, правильное ощущение, правильное чувство для того, к чему мы стремимся в нашем духовном познании. Подготовим этой сердечной теплотой Мировой Новый Год, будем достойно ожидать мирового кануна, который должен принести Мировой Новый Год, чтобы в следующих воплощениях в совершенно иных земных отношениях, когда наши души переживут великий день кануна Мирового Нового Года, они пережили бы его так, как они могут пережить его теперь, когда канун малого Нового Года, день, который наступает по истечении двенадцати месяцев, а не двенадцати тысячелетий, становится символом кануна Великого Новогоднего дня.
Мои дорогие друзья, такова тайна нашего бытия! Все в великом таково же, как и в малом, и в малом таково же, как и в великом. И малое, ежегодное, мы понимаем тогда, когда оно является для нас символом великого тысячелетнего события.
Год есть образ эонов. Эоны же суть действительность тех символов, которые выступают перед нами в течение года. Если мы правильно понимаем это течение года, то в эту великую ночь наступающего Нового Года нас наполнит мысль о великих мировых тайнах. Постараемся же настроить нашу душу так, чтобы она могла взирать на Новый Год с сознанием: она хочет нести в себе кругооборот года как символ великого мирового кругооборота, заключающего в себе все тайны, через которые божественные существа, пронизывающие мир, проходят вместе с нашими душами от зона к зону, подобно малым богам, прослеживающим таинственное становление растительного и минерального мира в кругообороте отдельного года.