Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается.

Причины образования:

* вибрация токоподвода в пазу вала ротора;

* царапины на верхней пластине.

Возможные последствия неисправности:

* возникновение электрической дуги после разрыва всех пластин;

* замыкание обмотки на корпус ротора;

* выплавление стенок паза ротора.

Методы выявления:

* осмотр;

* микроскопическое исследование.

Примеры обнаружения:

Фото А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. Турбогенератор типа ТВВ-800-2ЕУЗ, изготовлен в 1988 г, введен в работу в 19788г. В 1992 г ротор подвергался кап. ремонту со снятием бандажных колец. В средний ремонт в 1994 г ротор выводился из статора, но бандажные кольца не снимались, узлы токоподвода не вскрывались и не ремонтировались. Данный дефект был обнаружен в 1997 г по окончании среднего ремонта и успешного проведения электрических испытаний турбогенератора. По их завершении выполнялась программа балансировки роторов турбины без вытеснения водорода из генератора и без вскрытия торцевых щитов. Затем генератор был включен в сеть для снятия виброхарактеристик под нагрузкой. Перед включением турбогенератора в сеть было замерено сопротивление изоляции цепей возбуждения и обмотки ротора, которое составляло на валоповороте 10 Мом. После включения в сеть и проверки изоляции было выявлено снижение сопротивления изоляции цепей возбуждения до 200 кОм со стороны минусового кольца. Генератор был отключен от сети для продолжения выполнения программы балансировочных работ. На валоповороте сопротивление изоляции цепей возбуждения генератора составляло 800 кОм., при этом изоляции обмотки ротора – 500 кОм. Без выемки ротора был вскрыт малый токоподвод. При этом изоляция обмотки ротора оставалась без изменений. После выемки ротора производилось выявление места снижения изоляции. С этой целью были вскрыты большие токоведущие болты для отделения обмотки от токоподвода. Сопротивление изоляции токоподвода оказалось 1000 Мом, сопротивление обмотки ротора осталось низким. При вскрытии болтов плюсового полюса обнаружен обрыв 26 пластин шины токоподвода.

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

А. Разрыв (излом) шины токоподвода. Снимок в пазу токоподвода.

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

Б. Место разрыва (излома) отделившейся части шины.

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

В. Обрезки (слева) и обломки (справа) пластин шины токоподвода

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

Г. Одна из пластин токоподвода с магистральной трещиной. Видны боковые усталостные трещины.

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

Д. Микроскопические борозды сухого трения вдоль кромки усталостной трещины на лицевой стороне пластины. Увеличение 40 крат,

цена деления шкалы 0,25 мм.

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

Е. Микроскопические борозды сухого трения вдоль кромки усталостной трещины на обратной стороне пластины. Увеличение 40 крат,

цена деления шкалы 0,25 мм.

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

Ж. Фреттинг-коррозия и микротрещины на обломке пластины.

Черный налет – спрессованные микрочастицы CuO.

Увеличение 5 крат, цена деления шкалы 0,2 мм.

Фреттинг-коррозия медных пластин токоподвода не допускается. - student2.ru

З. Усталостные трещины, фреттинг, выкрашивание меди пластины.

Увеличение 5 крат, цена деления шкалы 0,2 мм.


Наши рекомендации