Местное оплавление витков не допускается.
Причины образования:
* витковое замыкание.
Возможные последствия неисправности:
* в пазу – прогорание гильзы и, как следствие, замыкание обмотки на корпус ротора;
* в лобовых частях – расплавление полувитков и попадание расплава меди на подбандажную изоляцию;
Методы выявления:
* осмотр, в том числе с помощью эндоскопа;
* векторный метод.
Примеры обнаружения:
Фото А, Б, В, Г. Турбогенератор типа ТВВ-800-2УЗ, изготовлен в 1984 г, введен в работу в 1985 г. Статор был заменен в 1990 г. Ротор не заменялся и работал без замечаний. Дефект был обнаружен в средний ремонт 1999 г. После установки ротора на ремонтную площадку были проведены следующие испытания и осмотры:
* измерено сопротивление корпусной изоляции – изоляция в норме;
* измерено полное сопротивление обмотки Z – сопротивление в пределах нормы;
* измерение полного сопротивления по полюсам – отклонений не выявлено;
* контроль на наличие витковых замыканий векторным методом – установлено, что в катушке №8 полюса №1, предположительно, есть витковое замыкание;
* осмотр лобовых частей катушек после снятия бандажей – обнаружено витковое замыкание в катушке №8 между витками №7 и №8 в лобовых частях со стороны «Т». У витка №8 расплавился полувиток со стороны витка №7, у витка №7 лишь оплавился полувиток со стороны витка №8, однако сквозного расплавления не произошло.
Фото Д. Турбогенератор типа ТВВ-800-2ЕУЗ, изготовлен в 1986 г, введен в работу в 1987 г. За время эксплуатации какие-либо дефекты не выявлялись. Данный дефект был обнаружен во время внепланового ремонта в 1999 г. При испытании обмотки ротора контроль на наличие витковых замыканий векторным методом показал, что в катушке №7 полюса 1 имеется витковое замыкание. Осмотр лобовых частей после снятия бандажных колец позволил локализовать место виткового замыкания.
Фото Е. Турбогенератор типа ТВВ-800-2УЗ. Ротор изготовлен в 1988 г, введен в работу в 1988 г. Ротор повреждался в 1991 г (пробой изоляции токоподвода), в 1997 г (повреждение подклиновой и корпусной изоляции, а также разрушение пластин большого токоподвода). Данный дефект был обнаружен после внепланового ремонта, проведенного по причине, не связанной с ротором. По его окончании во время пусковых операций были проведены измерения сопротивления изоляции обмотки ротора и сопротивления переменному току (Z) на валоповороте. Отклонений не обнаружено. При измерении Z ротора на оборотах были выявлены отклонения, что указывало на возможное витковое замыкание. При повторном замере Z ротора, при выходе на 800 об/мин и подаче напряжения 200 В на обмотку ротора произошел пробой корпусной изоляции. Сопротивление изоляции на 3000 об/мин и на валоповороте колебалось от 2 до 20 кОм и зависело от положения ротора. После вывода ротора из статора и установки его на ремонтной площадке были отсоединены контактные кольца обмотки ротора, отсоединен токоподвод от больших токоведущих болтов, снято бандажное кольцо со стороны «В». Сопротивление изоляции обмотки ротора осталось без изменений. После снятия бандажного кольца со стороны «Т» при осмотре обнаружено витковое замыкание между витками №3 и №4 катушки №7 в лобовой части со стороны «В» в районе первого вентиляционного канала на расстоянии 40 мм от выхода из паза. После расклиновки пазов катушки №7 и подъема витков установлено:
* на витке №4 (считая от дна паза) со стороны витка №3 произошло выплавление узкой и широкой граней полувитка на стенке входного отверстия канала охлаждения; размер каверны 5х3 мм, глубина – до 1 мм. Витковая изоляция, приклеенная к витку №4. выгорела на площади 1см2;
* на витке №3 со стороны витка №4 произошло выплавление широкой грани полувитка на стенке входного отверстия канала охлаждения; размер каверны 10х5 мм, глубина – до 1,5 мм. В зоне повреждения обнаружена не расплавившаяся и деформированная острая кромка на краю витка.
А. Вид на лобовые части обмотки со стороны «Т». Повреждены нижние витки катушки №8.
Б. Выплавление стенки входного отверстия канала охлаждения витка №8 катушки №8.
В. Место плавления витка №8 и оплавления витка №7 после выемки
из паза. Слева – пазовая часть витка.
Г. Растрескивание меди витка в зоне сильного нагрева.
Д. Витковое замыкание с выплавлением меди на дуговом участке
лобовых частей.
Е. Острая кромка в месте выплавления витка.