Опасным должно считаться Истирание, глубина которого равна или превышает половину толщины изоляции.
Причины образования:
* вибрация обмотки;
* подвижность деталей крепления;
* попадание на изоляцию обломков сегментов активной стали;
* вибрация сегментов активной стали;
* попадание на изоляцию постороннего ферромагнитного предмета.
Возможные последствия неисправности:
* пробой на активную сталь;
* междуфазное к.з.
Методы выявления:
* осмотр, преимущественно, с помощью эндоскопов;
* испытание повышенным напряжением;
* испытание с помощью высоковольтной штанги и кенотронной установки;
* испытание с помощью высоковольтной штанги и маломощного выпрямительного устройства.
Примеры обнаружения:
Фото А, Б, В.Турбогенератор ТВВ-200-2А, изготовлен в 1980 г, введен в работу в 1980 г. Изоляция обмотки статора - слюдотерм. Крайние пакеты склеены и запечены. За время эксплуатации имел место пробой стержня в 1993 г в работе; причина – механическое повреждение корпусной изоляции обломком сегмента активной стали в первом вентиляционном канале со стороны «В»; стержень заменен. В 1986 г производилось уплотнение крайнего пакета одного зубца со стороны «В». В 1993 г производилось уплотнение крайнего пакета 3-х зубцов со стороны «В», 4-х - со стороны «Т». В 1994 г производилось уплотнение крайнего пакета 6-ти зубцов со стороны «В» и 6-ти зубцов со стороны «Т».
Дефект обнаружен в 2000 г при проведении испытания обмотки статора повышенным напряжением, когда произошел пробой изоляции стержня из-за ее истирания обломком сегмента зубца активной стали.
Истирание было выявлено при осмотре демонтированного пробившегося верхнего стержня и эндоскопическом обследовании нижнего стержня.
Фото Г. Турбогенератор типа ТВ2-100-2, изготовлен в 1957 г, введен в работу в 1957 г. За время эксплуатации изоляция не пробивалась, стержни не заменялись. Дефект был обнаружен во время кап.ремонта 2002 г на демонтированном верхнем стержне. Причина демонтажа – высокие значения тока утечки (до 550 мкА) при испытании обмотки повышенным выпрямленным напряжением.
Истирание было выявлено при осмотре демонтированного пробившегося стержня.
Фото Д, Е, Ж, З. Турбогенератор типа ТВФ-63-2ЕУЗ, изготовлен в 1995 г, введен в работу в 1996 г. Во время первого кап.ремонта в 1998 г при испытаниях повышенным напряжением промышленной частоты были последовательно пробиты 3 верхних стержня на выходе их из пазов в местах образовавшихся микротрещин. В 2000 г генератор отключился действием дифференциальной защиты из-за возникновения междуфазного короткого замыкания в обмотке статора. Дефект был обнаружен (помимо других многочисленных дефектов) во время демонтажа обмотки статора. По результатам обследования была произведена полная замена обмотки.
Фото И. Турбогенератор типа ТВ2-100-2, изготовлен в 1956 г, введен в работу в 1957 г. Дефект обнаружен во время кап.ремонта 1990 г в процессе осмотра.
А. Истирание широкой грани верхнего стержня обломком сегмента
активной стали.
Б. Обломок сегмента, прорезавший межстержневую прокладку и вошедший в ребро нижнего стержня.
В. Пропил изоляции стержня обломком сегмента.
Г. Истирание изоляции узкой нижней грани верхнего стержня выдвинувшейся
из паза межстержневой прокладкой
Д. Истирание изоляции и меди лобовой части стержня №11В концом
разорванного «багажа»
Е. Истирание изоляции и меди лобовой части стержня №12В концом
разорванного «багажа»
Ж. Место разрыва «багажа», концом которого была истерта изоляция и медь стержней №11В и №12В (см. фото Д и Е)
З. Истирание изоляции узкой нижней грани верхнего стержня о «багаж»
И. Сквозное истирание изоляции и меди лобовой части стержня
посторонним ферромагнитным предметом
Забоина изоляции
Диагностические признаки, параметры:
* видимая локальная деформация изоляции;
* повышенный ток утечки.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
Опасными должны считаться забоины:
если визуальная глубина забоины превышает половину толщины изоляции;