Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт электроэнергетики» (ОАО ВНИИЭ)
ЭЛЕКТРОННый
Атлас
Дефектов и неисправностей
Турбогенераторов
Ю.Н. Самородов
Москва 2004 г.
Содержание
Стр. | |
Предисловие | |
Правила пользования атласом | |
Дефекты и неисправности статора | |
Дефекты и неисправности обмотки статора | |
1. Трещины и микротрещины в корпусной изоляции | |
2.Складчатость слоев корпусной изоляции | |
3. Расслоение изоляции | |
4. Вспухание микалентной компаундированной изоляции | |
5. Истирание компаундированной изоляции | |
6. Забоина изоляции | |
7. Смятие изоляции | |
8. Недостаточная полимеризация связующего состава термо- реактивной изоляции | |
9. Эрозионное повреждение корпусной термореактивной | |
изоляции | |
10. Ионизационное повреждение микалентной компаундированной | |
изоляции | |
11. Повышенная влажность изоляции | |
12.Термическое разрушение и обугливание связующего состава изоляции | |
13. Растворение битумного компаунда и клеящего лака микалентной компаундированной изоляции турбинным маслом | |
14. Малый радиус ребра пазовой части стержня | |
15. Шелушение покровной эмали | |
16. Разматывание покровной стеклоленты на лобовой части | |
17. Разрушение полупроводящего покрытия пазовым разрядом | |
18. Разрывы асболавсановой ленты | |
19. Трещины и разрыв элементарного проводника в стержне | |
20. Замыкание между элементарными проводниками в стержне | |
21. Замыкание между столбцами проводников | |
22. Ромбовидность поперечного сечения пазовой части стержня | |
23. Ионизационное повреждение собственной изоляции элементарных проводников стержня в генераторах с микалентной компаундированной изоляцией и воздушным охлаждением | |
24. Растрескивание и выкрашивание эпоксидной замазки у коробки головки | |
25. Перегрев изоляции головки | |
26. Сужение канала полого проводника в головке | |
27. Не пропай трубной доски в наконечнике стержня | |
28. Не пропай проводников и столбцов в наконечнике | |
29. Снижение усталостной прочности элементарных проводников на границе пайки серебряным припоем к наконечнику или хомуту | |
30. Истирание изоляции соединительной шины | |
31. Смятие изоляции соединительной шины | |
32. Провисание корзинок лобовых частей | |
33. Разрыв шнурового бандажа лобовых частей | |
34. Смещение и/или выпадение деталей клинового распорного узла из зазора между лобовыми частями | |
35. Подвижность распорных узлов головок | |
36. Самопроизвольное вывинчивание стальных стяжных шпилек между лобовыми частями | |
37. Нарушение адгезии между лобовой частью обмотки статора и замазкой | |
38. Рассоединение элементов кронштейнов лобовых частей | |
39. Ослабление болта крепления кронштейна лобовых частей | |
40. Выдвижение межслоевой или боковой прокладки из паза статора | |
41. Подвижность колодок в шинодержателях | |
42. Самопроизвольное отвинчивание стяжных гаек шинодержателя | |
43. Нарушение пассивирующего слоя на внутренней поверхности полого проводника стержня | |
44. Сплющивание полого проводника стержня | |
45. Закупорка полого проводника стержня | |
46. Коррозионные язвины и прободение полого проводника стержня | |
47. Истирание полого проводника стержня обмотки статора посторонним ферромагнитным предметом | |
48. Истирание поверхностей «шар-конус» в наконечнике ферромагнитными частицами | |
49. Трещина в водосоединенной трубке или в месте ее пайки | |
50. Трещина фторопластового шланга | |
51. Истирание фторопластовых шлангов в коробке головки | |
52. Соприкосновение фторопластовых шлангов | |
53. Царапины и риски на фторопластовых шлангах | |
54. Разбухание резиновой вставки в коробке головки | |
55. Меление эмали на накидных гайках штуцеров водяных коллекторов и на стяжных гайках сердечника статора | |
Дефекты и неисправности сердечника статора | |
56. Разрушение изоляции сегментов активной стали из-за старения | |
57. Разрушение изоляции сегментов активной стали заклепками | |
58. Растрескивание сегментов активной стали | |
59. Выкрашивание активной стали | |
60. Фреттинг-износ сегментов активной стали | |
61. Самопроизвольное отвинчивание стяжной гайки | |
62. Распушение зубцов | |
63. Трещина и обрыв конца стяжной призмы | |
64. Электрическая эрозия призмы стяжной призмы | |
Дефекты и неисправности ротора | |
65. Трещины и разрывы меди витков | |
66. Трещины и разрывы меди перемычек | |
67. Местное оплавление витков | |
68. Изгиб лобовых частей витков в плоскости наименьшей жесткости или их закручивание | |
69. Перегрев витковой изоляции | |
70. Заусенцы на стенках каналов витков | |
71. Изменение длины лобовых частей витков | |
72. Кавитационные повреждения стенки канала витка обмотки ротора с водяным охлаждением | |
73. Снижение прочности диффузионного слоя пайки перемычки обмотки серебряным припоем | |
74. Обугливание стенки гильзы роторного паза | |
75. Гофры и разрывы стенки гильзы роторного паза | |
76. Загрязнение гильзы роторного паза | |
77. Растрескивание и разрывы пластин витковой изоляции | |
78. Обугливание витковой изоляции | |
79. Загрязнение кромки пластины витковой изоляции | |
80. Закрытие входных отверстий вентиляционных каналов лобовых частей витков катушек стеклолентой или сместившимися распорками | |
81. Загрязнение подклиновой прокладки | |
82. Омеднение скосов подклиновых прокладок | |
83. Растрескивание подклиновых прокладок | |
84. Загрязнение подбандажной изоляции | |
85. Омеднение подбандажной изоляции | |
86. Загрязнение колодок и распорок | |
87. Термическое повреждение распорного узла меду лобовыми частями обмотки ротора | |
88. Закупорка вентиляционного канала в пазовой части обмотки ротора | |
89. Деформация и сужение входных отверстий вентиляционных каналов лобовых частей витков | |
90. Загрязнение изоляции токоведущего болта | |
91. Фреттинг-коррозия медных пластин большого токоподвода | |
92. Фреттинг-коррозия медных пластин малого токоподвода | |
93. Фреттинг-износ подносиковой изоляции и посадочных мест бандажного кольца | |
94. Местный перегрев бандажного кольца | |
95. Эрозия лопаток осевого вентилятора | |
96. Местная выработка контактного кольца | |
97. Повышенный нагрев контактного кольца | |
Дефекты и неисправности щита | |
98. Нестандартизированные стопорные шайбы для крепления диффузора к щиту | |
Дефекты и неисправности газоохладителей | |
99. Заусенцы между охлаждающими алюминиевыми ребрами трубок | |
100. Закупорка трубок | |
101. Отпотевание трубки газоохладителя | |
102. Ослабление узла крепления водяного коллектора | |
Попадание постороннего предмета в активную зону турбогенератора | |
103. Попадание постороннего предмета в лобовые части обмотки статора | |
104. Попадание постороннего металлического предмета в паз статора | |
105. Попадание постороннего предмета в лобовые части ротора | |
106. Оставление металлического постороннего предмета на верхних витках лобовых частей обмотки ротора | |
107. Попадание металлического предмета в зазор между статором и ротором | |
Нарушение качества дистиллята, охлаждающего обмотки статора и ротора | |
108. Попадание в дистиллят ржавчины | |
109. Попадание в дистиллят резины или паронита | |
110. Попадание в дистиллят стружки из нержавеющей стали | |
111. Попадание в дистиллят частиц сварочного грата | |
112. Попадание в дистиллят продуктов растворения латунных деталей (сеток, трубок и т.п.) | |
Таблица. Указатель типов генераторов в Атласе |
Предисловие
Современные системы технического обслуживания и ремонта турбогенераторов должны быть ориентированы на широкое использование диагностических методов в составе автоматизированных систем управления энергетическими установками. Структура технической диагностики машин включает в себя два взаимосвязанные теоретические дисциплины: теорию распознавания и теорию контролеспособности.
Теория распознавания является теоретическим фундаментом для решения задач технической диагностики и используется для построения диагностических моделей объектов диагностирования, а также для разработки алгоритмов распознавания и правил принятия решений. Алгоритмы распознавания дефектов и неисправностей узлов и деталей электрической машины должны быть обязательной составной частью любой информационно-диагностической системы, поскольку анализ изломов, трещин, пробоев, разрывов и т.п. нарушений является подчас единственным методом, который может дать достаточно полное представление о ходе повреждения.
Любой дефект и неисправность электрической машины отображается в научной и технологической практике в двух взаимосвязанных формах. Первой формой является информационное описание дефекта и неисправности, зафиксированное в акте расследования технологического нарушения или в протоколе определения причины повреждения. Второй формой является информация, получаемая в результате анализа первичных документов. Организации и предприятия электроэнергетики, в том числе ОАО ВНИИЭ, накопили большой объем данных о тысячах таких дефектов и неисправностей, причинах их возникновения, мероприятиях по их предупреждению и устранению.
До настоящего времени накопленная информация по дефектам и неисправностям генераторов и крупных электрических машин практически была недоступна для персонала электростанций, энергосистем, ремонтных и инженерно-диагностических организаций. В работах, посвященных проблеме диагностирования технического состояния генераторов, таких как [1, 2, 3], вопросы оптической идентификации дефектов и неисправностей не рассмотрены. Этот недостаток в некоторой мере будет устранен после выхода в свет разработанного в ОАО ВНИИЭ при активной помощи ОАО «Свердловэлектроремонт» электронного Атласа дефектов и неисправностей. Документ содержит фотографий дефектов и неисправностей с необходимой сопроводительной информацией, включающей в себя предысторию и причину возникновения, диагностические параметры и признаки, критерии значимости дефекта и неисправности, также описание возможных последствий их возникновения и методы выявления.
Под термином «Дефект» в данной работе понимается нарушение какого-либо требования нормативно-технической документации к конкретному элементу генератора. Если в машине возник дефект, то это означает, что она перешла из исправного состояния в неисправное, которое в свою очередь подразделяется на работоспособное, неработоспособное и предельное. Работоспособным называют такое техническое состояние машины, когда в ней есть один или несколько дефектов, не препятствующих ее дальнейшей эксплуатации. Термином «Неисправность» в данной работе названо неработоспособное или предельное технические состояния узла или детали, возникшее в результате развития либо одного, либо нескольких дефектов из-за старения, нерасчетных воздействий, ошибок эксплуатационного персонала и т.п., при которых дальнейшая эксплуатация машины не допустима. В такой трактовке понятия «дефект» и «неисправность» не являются синонимами.
Первое издание Атласа является справочным пособием. Оно не может быть использовано для разрешения юридических споров, например, между электростанцией и ремонтным предприятием, касающихся определения виновника отказа оборудования. Атлас имеет своей целью дать персоналу эксплуатирующих и ремонтных организаций электроэнергетики, а также персоналу инженерно-диагностических центров, по возможности, достаточно полные сведения о дефектах и неисправностях турбогенераторов. Это позволит персоналу правильно определять причину повреждения машин и обоснованно назначать мероприятия по ее устранению. Цель Атласа также состоит в оказании методической помощи в проведении дефектации турбогенераторов.
В дальнейшем, возможно, Атлас будет переработан в нормативный документ, содержащий также развернутые методики оценки степени опасности каждого дефекта и неисправности. В связи с этим весьма важны Ваши предложения, замечания и дополнения в виде описания не включенных в Атлас дефектов и неисправностей и их фотографий. Атлас составлен впервые и, вероятно, какие-то моменты в нем оказались недостаточно полно рассмотрены или не рассмотрены совсем. Возможно, что в нем, к сожалению, имеются опечатки и неточности.
Основное внимание в Атласе уделено дефектам и неисправностям обмоток статоров и роторов турбогенераторов, исследование которых является предметом профессиональной деятельности автора. В нескольких местах для усиления внимания к конкретному дефекту или неисправности использованы результаты расследований повреждений обмоток статоров гидрогенераторов.
В Атласе использованы фотографии, в подавляющем большинстве своем выполненные лично автором во время участия в работе комиссий по расследованию технологических нарушений и по определению причин возникновения дефектов и неисправностей в турбогенераторах большого числа электростанций. По уплотняющим подшипникам, ЩКА, бандажным кольцам автор располагает весьма ограниченным фотографическим материалом, поскольку он редко привлекался к расследованию повреждений этих узлов.
Промежуточные результаты работы были доложены слушателям 1-й и 2-й специализированных школ-семинаров, проведенным ОАО ВНИИЭ и НТЦ ЭНАС в 2000 и 2001 г.
Атлас выполнен в виде большого файла в формате Microsoft Word 10.0 с использованием программы Windows XP Professional.
Просьба направлять замечания и предложения по электронной почте:
[email protected], [email protected]; по факсу: (095) 113-43-88 (указать – для Самородова Ю.Н.); почтой: 115201, Москва, Каширское шоссе, д.22, корп.3, научному руководителю ОАО ВНИИЭ Шакаряну Ю.Г.
Правила пользования атласом
1. Вставьте компакт-диск в CD-RW или в CD-ROM.
2. Откройте диск.
3. Просмотрите раздел «Содержание», выберете нужный Вам дефект и запомните его порядковый номер или номер страницы.
4. Поставьте стрелку курсора в полосу прокрутки, которая находится справа на краю экрана, под бегунок и нажмите левую клавишу мыши. Держите ее нажатой, пока не достигнете нужного раздела или нужной страницы. Можно выйти на нужную страницу с помощью опции «Найти».
5. В файле установлена защита, поэтому необходимо пользоваться Атласом в режиме «Просмотр».
6. При необходимости, сняв на время защиту, с помощью верхней панели, Вы можете:
* установить удобный для чтения масштаб документа, например, 75% или 100%, или 150% и т.д.;
* увеличить размер какой-либо фотографии, изменить ее контрастность и/или яркость с помощью опции «Формат». В открывшемся окне кликните при необходимости кнопки «Размер» или «Рисунок » и установите желаемые параметры. По окончании просмотра восстановите прежние параметры опции.
Для снятия защиты нужно открыть окно «Сервис» и щелкнуть левой кнопкой мыши по строке «Снять защиту».
7. Если какая-либо фотография не открывается, установите над подрисуночной подписью курсор в виде стрелки и кликните левой кнопкой мыши.