Неисправности при длительной эксплуатации задвижек.

При длительной эксплуатации задвижек может произойти спадание дисков со штока и перекрытие ими трубопровода. Эту неисправность можно выявить следующим образом. Задвижку откройте примерно на 2/3 полного ее открытия. Затем трубным ключом попытайтесь повернуть без усилия шпиндель (шток) в одну и другую сторону. При исправной задвижке это «качание» минимально — 20°, при спадании одного диска качание бывает значительно — до 90°, а при спадании обоих дисков шпиндель задвижки проворачивается вкруговую. Данную операцию можно осуществить только на параллельных задвижках с выдвижным шпинделем.
Если задвижка или вентиль неисправны, то следует их заменить на новую или отревизированную, бывшую в употреблении. Процесс замены задвижки или вентиля является достаточно трудоемким, требует перекрытия системы отопления части или всего дома, поэтому целесообразно обратиться в соответствующую службу с просьбой заменить задвижку или вентиль.

Основные неисправности задвижек и способы их устранения представлены в таблице 1

Таблица 1

Неисправности задвижек и способы их устранения

Проявление неисправности Возможные причины Способы устранения
Пропуск среды при закрытой задвижке Нарушение герметичности в связи с износом, повреждением или загрязнением поверхностей уплотнительных колец корпуса и клина или диска. Недостаточное усилие на маховике (меньше расчетного). Недостаточный крутящий момент, развиваемый электроприводом. Образование осадка твердых частиц или смолы в нижней части корпуса. Разобрать задвижку, очистить, притереть или заменить уплотнительные кольца. Увеличить усилие на маховике до расчетного. Проверить настройку муфты крутящего момента. Проверить напряжение на вводе. Проверить техническое состояние электродвигателя. Снять люк или разобрать задвижку и удалить осадок.
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов. Повреждена прокладка. Равномерно затянуть болты. Заменить прокладку.
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки. Снять крышку, исправить повреждение и притереть поверхности уплотнения.
Пропуск среды через сальник Набивка сальника недостаточно уплотнена. Износ сальниковой набивки. Повреждена поверхность шпинделя. Подтянуть гайки сальника равномерно. Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку. Устранить повреждение поверхности.
Перемещение затвора с задержками и при увеличенном моменте Повреждены направляющие клина или дисков. Образование осадка твердых частиц или смолы на направляющих. Разобрать задвижку и устранить повреждение. Разобрать задвижку и удалить осадок.
Увеличенный момент на маховике, необходимый для закрывания Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях. Смазать подвижные сопряжения.
Не срабатывает электропривод. Отсутствует питание электропривода. Проверить и исправить линию питания электропривода.
Проворот шпинделя задвижки без усилий Спадание дисков со штока и перекрытие ими трубопровода. Заменить задвижку на новую или отревизированную.
Вода полностью не перекрывается Неравномерные наслоения и царапины на уплотнительных кольцах Прилегающие поверхности уплотнительных колец 9 и 10 дисков и корпуса притереть.
Маховик вращается, а ходовая гайка неподвижна Выпадение или срезание шпонки Заменить шпонку



Основные неисправности вентилей и способы их устранения представлены в таблице 1

Таблица 1

Неисправности вентилей и способы их устранения

Проявление неисправности Возможные причины Способы устранения
Пропуск среды при закрытом вентиле Нарушение герметичности в связи с износом, повреждениями или загрязнением поверхности уплотнительных колец корпуса и золотника. Недостаточное усилие на маховике (меньше расчетного). Недостаточный крутящий момент, развиваемый электроприводом Разобрать вентиль, очистить, притереть или заменить уплотнительные кольца. Увеличить усилие на маховике до расчетного. Проверить настройку муфты крутящего момента. Проверить напряжение на вводе. Проверить техническое состояние электродвигателя.
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов. Повреждена прокладка. Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки. Равномерно затянуть болты. Заменить прокладку. Снять крышку, исправить повреждение и притереть поверхности уплотнения.
Пропуск среды через сальник Набивка сальника недостаточно уплотнена. Износ сальниковой набивки. Повреждена поверхность шпинделя. Подтянуть гайки сальника равномерно. Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку. Устранить повреждение поверхности.
Пропуск среды через сильфонный узел Поврежден сильфон. Разобрать вентиль и заменить сильфонную сборку.
Увеличенный момент на маховике, необходимый для закрывания Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях. Смазать подвижные сопряжения.
Не срабатывает электропривод Отсутствие питания электропривода. Проверить и исправить линию питания электропривода.


НАЗНАЧЕНИЕ



  • Настоящее ТО распространяется на задвижки параллельные со сдвоенным шибером с выдвижным шпинделем фланцевые чугунные на Py 1,0 МПа (10 кгс/см2) DУ 50, 80, 100, 125, 150, 200 с ручным управлением (маховик).
  • Пример записи обозначения задвижки при заказе и в другой документации «Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем фланцевая 30ч6бр ».
  • Задвижки применяются в качестве запорных устройств на трубопроводах для перекрытия потока среды.
  • Использование задвижек в качестве регулирующих устройств не допускается, т.е. шиберы должны быть опушены или подняты до полного закрытия или открытия затвора.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

  • Задвижки независимо от диаметра условного прохода рассчитаны на максимальное условное давление 1,0 МПа. Неисправности при длительной эксплуатации задвижек. - student2.ru


УСТРОЙСТВО И РАБОТА

  • Задвижка состоит из следующих основных деталей: корпуса 1, крышки 2, шибера 3, втулки резьбовой 4, фланца сальника 5, колец уплотнительных 6, клина съемного 7, шпинделя 8, маховика 9.
  • Между фланцами корпуса и крышки помещается паронитовая прокладка. Допускается установка прокладки из резины, при этом температура рабочей среды не должна превышать 90 °C.
  • Для предотвращения прохода рабочей среды между крышкой и шпинделем в сальниковой камере помещается сальниковая набивка, которая поджимается сальником с помощью двух болтов. В качестве сальниковой набивки используется набивка марки АЛ.
  • Верхнее уплотнение задвижек обеспечивает разгрузку сальникового узла при открытом затворе, затвор состоит из шиберов 3, между которыми размещен шпиндель 8 со съемным клином 7.
  • Запирание задвижек с ручным управлением происходит при вращении маховика по часовой стрелке. При этом шпиндель через втулку резьбовую получает поступательное движение, передающееся на шиберы.
  • В крайнем положении шиберов при создании на маховике необходимого усилия обеспечивается плотное перекрытие прохода.

МОНТАЖ И ПОРЯДОК УСТАНОВКИ

  • Продолжительность службы и исправность задвижек зависят от правильного монтажа и подготовки их к работе, а, также от качества подготовки рабочей среды.
  • Непосредственно перед установкой задвижек на трубопровод произвести расконсервацию внутренних полостей и внешних поверхностей горячей водой с последующей сушкой или растворителем с последующим обдуванием теплым воздухом или протиркой насухо. При необходимости внешние части изделия окрасить согласно требованиям эксплуатирующей организации. При установке изделий на трубопровод произвести подтяжку прокладочных соединений и сальникового уплотнения, т.к. в период транспортирования и хранения изделий может произойти разгерметизация. Эти факторы не являются браковочным признаком.
  • Перед монтажом задвижек следует проверить: состояние внутренних полостей задвижек, доступных для визуального осмотра; герметичность затвора.
  • Перед установкой задвижки трубопровод должен быть очищен от грязи, песка, окалины и мусора.
  • Задвижки должны устанавливаться на трубопроводах для сред и параметров, указанных в паспорте на изделие.
  • Задвижки должны устанавливаться в местах, доступных для осуществления текущего ремонта и осмотра при эксплуатации.
  • Задвижки устанавливаются в любом положении, кроме положения маховиком вниз.
  • При установке задвижек по возможности исключить действие массы трубопровода на болтовые соединения.
  • При монтаже задвижек необходимо, чтобы фланцы на трубопроводе были установлены без перекосов.
  • Непосредственно после монтажа все задвижки должны быть открыты и произведена тщательная продувка трубопровода.
  • Перед пуском установки проверить работу движущихся частей задвижки - полностью открыть или закрыть ее и установить в рабочем положении.
  • Испытания на герметичность затворов арматуры необходимо проводить в соответствии с таблицей 4 (ГОСТ 9544-94).
Dу, мм Номинальное давление PN, МПа (кгс/см2) Испытание затвора на герметичность
до 100 PN >0,1 (1,0) а) вода - давление 1,1 PN
от 100 до 200 PN <5,0 (50) б) воздух давлением 0,6 МПа ±0,05 МПа
  PN >6,3 (63) Вода – давление 1,1 PN
  • Испытания на герметичность затвора следует проводить после полного закрытия запорного органа путем вращения маховика по часовой стрелке.
  • Направление подачи среды при испытаниях затвора - любое.
  • Минимальная продолжительность испытания на герметичность затвора приведена в таблице 5 (ГОСТ 9544-94).
Номинальный размер DN, мм Минимальная продолжительность испытания, сек
Уплотнение металл по металлу Неметаллическое уплотнение
до 50 15 15
от 50 до 250 30 15


  • Максимально допустимые значения протечек при приемосдаточных испытаниях по классам герметичности указаны в таблице 6.
Максимально допустимые протечки
Класс герметичности
А B С D
Нет видимых протечек 0,0006 см3/мин x x DN (вода) 0,0018 см3/мин x x DN (вода) 0,006 см3/мин х хDN (вода)
0,018 см3/мин x x DN (воздух) 0,18 см3/мин x x DN (воздух) 1,8 см3/мин x x DN (воздух)

Примечания:

  1. Класс герметичности для запорной арматуры указывают в технических условиях на конкретный вид арматуры.
  2. Значения протечек соответствуют случаю истечения в атмосферу.
  3. При определении протечек номинальный диаметр принимать в миллиметрах.
  • Испытательную среду выбирают в зависимости от назначения арматуры, и она должна соответствовать: вода - ГОСТ 2874, воздух кл. О ГОСТ 17433. Температура испытательной среды - от 5 до 40°С.
  • Погрешность измерений протечек не должна превышать: ±0,01 см3/мин - для протечек 0,1 см3/мин; ±5% - для протечек > 0,1 см3/мин.

УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

  • К эксплуатации и обслуживанию задвижек допускается персонал, изучивший правила безопасности труда.
  • Для обеспечения безопасности труда категорически запрещается производить работы по устранению дефектов при наличии давления рабочей среды в трубопроводе.
  • Использование дополнительных рычагов с приложением усилия, превышающего
    указанное в таблице 3, не допускается.
  • Не допускается применять гаечные ключи, большие по размеру, чем это требуется для
    крепежных деталей в каждом конкретном случае.

Наши рекомендации