Типы эрозионного и эрозионно-денудационного рельефа и факторы, его обусловливающие
Эрозионный рельеф характеризуется очень большим разнообразием. Это разнообразие зависит от геологического строения, тектонического режима и физико-географических условий той или иной территории. Так как формы рельефа, образуемые в результате деятельности постоянных или временных водотоков, подвергаются воздействию других экзогенных процессов, главным образом склоновых, правильнее говорить не об эрозионных, а об эрозионно-денудационных типах рельефа. Эрозионно-денудаци- онный рельеф развит во всех природных зонах и климатических поясах, кроме арктического и антарктического, где главными ре- льефообразующими агентами являются снег и лед, и низменных равнин аридных и семиаридных областей, где ведущая роль в формировании рельефа принадлежит ветру. И хотя эрозионные формы встречаются и здесь, они не определяют облик рельефа. Эрозионно-денудационный рельеф наиболее широко распространен в горах и на равнинах (особенно возвышенных) в условиях гумидного и семигумидного климата. Различие физико-географических условий, в которых образуется эрозионный рельеф, не может не находить отражения в его морфологии, так как в процессе формирования в разных природных зонах он подвергается воздействию разных экзогенных агентов и сочетается с разными формами рельефа, созданными .другими экзогенными агентами.
Эрозионно-денудационный рельеф можно характеризовать с разных точек зрения: густоты и глубины расчленения, соотношения с геологическими структурами, ориентировки эрозионных форм и их морфологии.
Густота эрозионного расчленения определяется главным образом климатом и характером пород, слагающих ту или иную территорию. Рельефообразующая роль климата обусловлена количеством осадков, их типом, режимом и временем выпадения. Климат оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на характер эрозионных процессов через растительный покров. Влияние горных пород на густоту расчленения связано с их инфильтрацион- ными свойствами, т.е. способностью переводить поверхностный сток в подземный. Глубина эрозионного расчленения зависит от гипсометрического положения местности (этим определяется более глубокое расчленение гор) и тектонического режима, т.е. развивается рельеф по восходящему или нисходящему типу. Тектонический режим влияет и на густоту расчленения.
Геологические структуры, особенно сложенные породами разной стойкости к воздействию экзогенных агентов, часто обусловливают плановый рисунок гидрографической сети и, в совокупности с денудационными процессами, определяют морфологию эрозионно- денудационного рельефа.
Рассмотрим некоторые наиболее характерные и достаточно широко распространенные типы эрозионно-денудационного рельефа на территории бывшего СССР.
Долинно-балочный рельеф. Он характерен для равнин южной части лесной (за пределами распространения реликтового ледникового рельефа), лесостепной и отчасти степной зон, сложенных супесями, суглинками и глинами. Особенно четко выражен в пределах возвышенных пластово-денудационных равнин (северные части Среднерусской и Приволжской возвышенностей, сыртовая область Заволжья[21])- Общий облик рельефа — увалистый, благодаря чередованию речных долин и балок с вытянутыми полого-склоновыми возвышенностями (увалами) с плоской или слегка выпуклой вершинной поверхностью. Долинно-балочный рельеф развит и севернее — в лесной зоне, но здесь его облик меняется в связи с тем, что междуречья заняты холмисто-западинным рельефом ледникового происхождения.
Овражно-балочный рельеф. Он развит в южной части лесостепной и в степной зонах в пределах пластово-денудационных возвышенных равнин, сложенных рыхлыми легкоразмываемыми (лёсса- ми или лессовидными суглинками) породами. Может развиваться и на плотных коренных породах. Кроме речных долин и мелких эрозионных форм, основными формами рельефа здесь являются овраги и балки, часто образующие сложно разветвленные системы (южные части Среднерусской, Приволжской и Подольской возвышенностей, Ергени) (приложение 2).
Широко развит овражно-балочный тип рельефа в предгорьях и на наклонных делювиально-пролювиальных шлейфах у подножия среднеазиатских гор, где этому способствуют значительные уклоны местности, разреженный растительный покров в условиях семиаридного климата и ливневой характер выпадающих осадков. Такие густорасчлененные поверхности в Средней Азии получили название адыров (адырный тип рельефа).
Плоскогорный тип рельефа. Он формируется в условиях столовой (горизонтальной или близкой к ней) структуры при наличии стойких (бронирующих) пластов (Ставропольская возвышенность). Морфологический облик этого типа рельефа был охарактеризован выше. При наличии в прорезаемых реками толщах осадочных пород серии стойких пластов, разделенных более податливыми, возникает пластово-ступенчатый рельеф колорадского типа. В условиях тектонического покоя и длительного воздействия эрозионно- денудационных процессов плоскогорный рельеф может превратиться в рельеф островных столово-останцовых возвышенностей (см. рис. 3, приложение 4), а при разрушении бронирующего пласта—в рельеф островных округловершинных останцовых холмов.
Рельеф типа "дурных земель" — бедленд (от англ. bad lands). Он характеризуется резко и сложнорасчлененным рельефом, развитым преимущественно в низкогорьях. Образуется главным образом в областях с семиаридным и аридным климатом на водоупорных глинистых породах (предгорья Тянь-Шаня, Копетдага). Крутостенные, ветвящиеся овраги располагаются здесь так близко друг к другу, что склоны их пересекаются, образуя острые гребни. Ровные площадки — остатки бывших междуречий — почти не сохранились (рис. 97).
Куэстовый тип рельефа образуется в моноклинально залегающих пластах различной стойкости. При больших уклонах моноклинально залегающих пород различной стойкости формируется шатровый тип рельефа.
В областях со складчатой структурой формируется сложный эрозионно-денудационный рельеф с различным соотношением геологических структур с морфологией современного рельефа (см. рис. 7).
Описанными типами эрозионно-денудационного рельефа его разнообразие не исчерпывается. Важно показать его взаимосвязь с геологическим строением той или иной территории, ее тектоническим режимом, физико-географическими условиями и характером первичного рельефа как фактора рельефообразования. Понимание этих взаимосвязей позволяет на основе анализа крупномасштабных топографических и геологических карт определить тип эрозионно-денудационного рельефа; дать прогноз его разви-
Рис. 97. Бедленд |
тия в естественных условиях и под влиянием хозяйственной деятельности человека и, таким образом, наметить пути наиболее рационального использования территорий с разными типами эрозионно-денудационного рельефа.
Устья рек
Устья крупных рек, впадающих в море, океан или озеро, имеют различный характер. Наиболее типичным устьевым образованием является дельта реки. Дельтой называется аккумулятивная форма, создаваемая рекой на участке впадения ее в конечный водоем. Дельта обычно характеризуется ветвлением реки на отдельные рукава, хотя бывают дельты и не имеющие рукавов. Сравнительно редко встречаются такие дельты, в пределах которых происходит ветвление на рукава, однако межрукавные острова при этом оказываются сложенными не аллювиально-дельтовыми, а каки- ми-либо иными отложениями, слагающими прибрежную равнину. Это так называемые врезанные дельты, или псевдодельты. Псевдодельта, например, у р. Невы — острова, на которых расположена значительная часть Санкт-Петербурга, сложены не аллювием Невы, а молодыми морскими отложениями.
Простейшим видом дельты является клювовидная дельта, состоящая из трех основных элементов: приустьевого участка русла реки и двух приустьевых кос по обе стороны от него. Образование кос связано с уменьшением скорости течения на участке впадения реки в водоем, в то время как на стрежне еще продолжает сохраняться течение, препятствующее отложению аллювия (дельта
р. Тибр в Италии). Этот тип дельт обычно характерен для небольших рек и начальных стадий их образования (рис. 98, А).
Следующий по стадии развития тип дельты — лопастная дельта. У американских и английских авторов этот тип называется
еще "птичья лапа". Образованию лопастной дельты предшествует фуркация русла на два-три рукава. Причины фуркации могут быть разными: различия в уклонах местности, в геологическом строении, но наиболее важные связаны с динамикой потока и наносов. Замечено, что во время паводка на приустьевом участке реки происходит увеличение продольного уклона поверхности потока, создающее благоприятные условия для донной эрозии. На некотором расстоянии выше устья образуется на дне русла отрицательная форма рельефа — приустьевая яма. Материал, выносимый из приустьевой ямы, отлагается в устье, вблизи окончаний приустьевых кос, где образуется аккумулятивный островок — осе- редок, делящий поток на два рукава. У нового устья каждого из рукавов надстраиваются новые приустьевые косы. Рукава удлиняются, выдвигаясь вместе с косами в море. Этот процесс может повториться. В результате образуется лопастная дельта. В плане она действительно напоминает птичью лапу. Типичный пример дельта Миссисипи (рис. 98, Б).
При многократном делении на рукава твердый сток реки распределяется более равномерно, и дельта выдвигается в море также более равномерно, уже не образуя далеко выдвинутых лопастей. Такая дельта называется многорукавной или мелколопастной (дельта Волги, рис. 98, В).
Охарактеризованные типы дельт представляют собой формы, выдвинутые в море. Бывают дельты другого типа — так называемые дельты выполнения. Они образуются при впадении реки в мелководный залив. Формирование таких дельт протекает при совместном участии флювиальных и волновых процессов, причем последние способствуют образованию островных баров на некотором расстоянии от края формирующихся рукавов дельты. В результате рельеф такой дельты принимает своеобразные черты. Приустьевые косы смыкаются с барами, образуя ячеистый рисунок положительных форм рельефа — валов. Между ними остаются пониженные пространства, занятые болотами и озерами. Типичной дельтой выполнения является дельта Дуная (рис. 98, Г). При значительном воздействии волнения морской край дельты приобретает выровненный контур, как это наблюдается, например, в дельтах Нигера и Муррея, подверженных мощному воздействию прибоя. Формируется блокированная дельта (рис. 98, Д).
Встречаются и другие морфологические типы речных устьев. Это эстуарии (воронкообразные, сужающиеся к вершине, заливы, преобразованные воздействием речного, волнового и приливного факторов) и лиманы (вытянутые заливы, с извилистыми в плане, невысокими берегами; характерны для северо-западного побережья Черного моря).
Многие большие реки строят свои дельты в крупных тектонических депрессиях, поэтому дельтовые отложения могут достигать огромной мощности (например, в дельте Миссисипи — несколько тысяч метров). Так как в формировании дельты наряду с рекой принимают участие и другие факторы, дельтовые отложения можно рассматривать как особую геологическую формацию. В ее строении участвуют русловые и пойменные отложения, отложения авандельты (подводного склона дельты), морские отложения. Кроме того, в разрезе дельтовой формации можно встретить линзы озерных отложений, эоловые осадки в виде погребенных дюн, торфяники. Отложения древних дельт нередко таят горючие полезные ископаемые — нефть и газ. Так, нефть, извлекаемая более 100 лет из так называемой продуктивной толщи в Азербайджане, приурочена к дельтовым отложениям среднего плиоцена.
Площадь дельты нередко может достигать десятков тысяч квадратных километров, образуя дельтовую равнину. Обширные равнины восточной части Китая — это слившиеся дельтовые равнины Хуанхэ и Янцзы. В других случаях в пределах некоторого отрезка морского берега может впадать много сравнительно небольших рек. Суммарный твердый сток таких рек, несмотря на небольшую величину каждой из них, может быть настолько значительным, что вдоль берега из этих отложений может образоваться прибрежная аллювиальная равнина. Такова, например, прибрежная равнина североазербайджанского побережья Каспийского моря.
Речные аккумулятивные террасы крупных рек также могут достигать больших размеров. Сильно развитые в ширину аллювиальные террасы или комплекс таких террас называют аллювиальными равнинами. Широкие аллювиально-пролювиальные равнины формируются и в горах, если река протекает по крупному грабену или синклинорию.
Таким образом, реки — мощный фактор аккумулятивного выравнивания рельефа. Если к этому добавить, что педипланация и пенепленизация рельефа невозможны без участия рек в этих процессах (поскольку именно они удаляют продукты разрушения склонов), то становится понятным огромное значение их в общем процессе выравнивания рельефа, формирования облика земной поверхности и переносе осадочного материала с континентов в моря и океаны.
Глава 15