Одним из важных направлений сопровождения является работа с родителями.
С 2010 года в дошкольном отделении работает родительский клуб «Поддержка», основными задачами деятельности которого являются: психологическая поддержка семьи, профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей, повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Темы встреч в родительском клубе:
1. «Счастье любить своего ребенка»
2. Адаптация ребенка к новым условиям. Поддержка ребенка в период адаптации.
3. Что делать, если ребенок плохо себя ведет? «Трудный ребенок». Поощрения и наказания.
4. Негативные эмоции: как с ними справиться?
5. «Азбука общения». Основы коммуникативной культуры.
6. Игра и развитие ребенка.
7. Развиваем память и внимание.
8. Развиваем речь ребенка.
9. Как помочь ребенку полюбить Книгу.
10. Готовимся к школе.
Особое место в работе по сопровождению детей в дошкольном отделении занимает комплексное ППМС-сопровождение детей с особенными образовательными потребностями. Инклюзивное образование в Гимназии №56 осуществляется достаточно давно – более 10 лет. Накоплен достаточный опыт для организации комфортных условий детям с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что из-за более ограниченного, чем у «обычных» детей, круга общения, дети с ООП часто больше привязаны к родителям и зачастую не имеют опыта общения со сверстниками. Следовательно, воспитание в условиях массового детского сада для них - большое благо - как для гармоничного развития личности, так и для дальнейшей социализации. Однако предоставить ребенку с особыми потребностями только лишь возможность пребывания в детском коллективе - это минимум, который не всегда приносит желаемые результаты в полном объеме. Задачей-максимум для педагогов и родителей становится обеспечение условий для общего и речевого развития ребенка, создание базы для дальнейшего обучения в гимназии или другой массовой школе. Для решения этой задачи разработана программа индивидуального сопровождения воспитанника с ООП. Цель программы - создание условий для социальной адаптации ребёнка в дошкольном общеобразовательном учреждении и подготовка его к школьному обучению. Программа предусматривает:
- диагностику развития ребенка;
- оказание ему помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем;
- формирование и развитие у него социальных и коммуникативных навыков;
- организацию и осуществление коррекционно-развивающего обучения (развитие моторной сферы, познавательных процессов, коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи);
- прогноз и профилактику трудностей в воспитании и обучении;
- разработку рекомендаций для воспитателей, педагогов ЦДО, родителей по оптимизации процесса воспитания и обучения ребёнка;
- информационную поддержку всех участников образовательного процесса (предоставление информационных буклетов семье и педагогам по взаимодействию с ребенком, проведение психолого-логопедических консилиумов, круглых столов, обновление материалов сайта и др.).
- тьюторскую поддержку.
Функцию педагога-тьютора в ходе реализации данной программы выполняет помощник воспитателя. Этот педагог помогает ребенку в бытовых ситуациях, в играх, в общении со сверстниками, во время проведения групповых занятий и праздников. Мастерство тьютора состоит в том, чтобы своевременно оказывать ребенку необходимую помощь, максимально стимулируя его самостоятельность, при этом практически не выделяя ребенка в коллективе сверстников. Динамику развития ребенка с особыми образовательными потребностями нужно оценивать, сравнивая ребенка не со сверстниками, а прежде всего - с ним самим, с его результатами. Опыт сопровождения детей с ООП показывает, что в условиях массового детского сада, при наличии центра ППМС-сопровождения, существует реальная возможность обеспечить инклюзивное образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении ряда условий:
- родители включены в образовательный процесс;
- ребенок владеет устной речью на бытовом уровне;
- сформированы элементарные навыки самообслуживания;
- обеспечено комплексное сопровождение педагогов и родителей: информационное, методическое, психологическое.
М.В. Хромченко