Билет 5. Своеобразие развития в период дошкольного детства. Ребенок дошкольного возраста, возрастные и индивидуальные особенности. Феномен детской субкультуры.
В период дошкольного детства идет активная подготовка ребенка к школе, но возможности его успешного обучения во многом зависят от особенностей развития дошкольника. Педагоги и родители в процессе воспитания, должны ориентироваться на нормы физического развития, отслеживая прогресс развития дошкольника в динамике в определенные промежутки времени: раз в месяц у младенцев, 2-3 раза в год – в течение всего периода до начала школьного обучения.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека Рост, рост веса, появление молочных зубов, а затем изменение их, половое созревание и другие биологические процессы, происходящие в определенные возрастные периоды с незначительными отклонениями. Поскольку биологический и духовное развитие человека взаимосвязаны между собой, то с возрастом соответствующие изменения происходят и в психической сфере. Осуществляется социальное созревание, проявляется динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.
Е Эриксон выделил 8 стадий в развитии человека: младенец (с момента рождения до одного года)ранний возраст (1 - 3 года) дошкольный возраст (3 - 6, 7 лет) подростковый возраст (7-12 лет) юность(13 - 18 лет) ранняя зрелость (третье десятилетие) средний возраст (четвертое и пятое десятилетие жизни) поздняя зрелость (после шестого десятке лет жизни)
Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Субкультура — неинституционализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т.п.
Таким образом, детская субкультура — вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении — это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой — детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
Благодаря детской субкультуре ребёнок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:
- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;
- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом — защита и опасный внешний мир, который до поры до времени ребенку знать не надо; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом (место ребенка в доме — самое хорошее и красивое, мама — самая лучшая и заботливая, семья — защита и надежность);
- детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.
Билет 6. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство.
Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие и речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается активная речь. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
К третьему году жизни ребенка совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. У ребенка формируется образ Я.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.
Младший возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Его общение становится внеситуативным.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», который может продолжаться от одного месяца до двух лет. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает, прежде всего, появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.
Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество».
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками.
Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развит
Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью).
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.
Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается в среднем на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.
Развивается продуктивное воображение. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Билет 7. Проблема определения цели и задач дошкольного образования. Характеристика цели и задач дошкольного воспитания в современных нормативных документах (Концепция дошкольного воспитания, ФГОС ДО и др.).
Цель: Понимать современные проблемы дошкольного образования, ориентироваться в тенденциях его развития и направлениях реформирования;
Задачи:
Дидактические:
· Познакомить с проблемами дошкольного образования в современной России;
· Показать тенденции его развития в свете Закона об образовании РФ и ФГОС дошкольного образования.
Воспитательные:
· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1).
· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).
· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК 11).
Развивающие:
· Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).
· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8).
Цели введения ФГОС дошкольного образования
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Задачи ФГОС дошкольного образования
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Билет 8. Цель и задачи социально-нравственного воспитания дошкольников. Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова и др.).
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них вырабатываются основные навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных отношений со сверcтниками и взрocлыми, навыки самocтoятельности, умeниe зaнять себя увлекательной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка поздороваться и проститься, благодарить за услугу, класть вещь на мeстo, культуpно вecти ceбя в общественных местах, обходительно обращаться с просьбой и др.). Освоение привычек завязывается еще в том возрасте, когда невозможно надеяться на сознательное отношение ребенка к требованиям и установкам взрослых.
Перед педагогом стоит задача воспитания у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он объясняет, как следует поступать.
Такие конкретные пояснения помогают детям понемногу постигать общие моральные понятия (душевный, вежливый, справедливый, скромный, внимательный, заботливый и др.), которые в силу мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, сравнивали с ними конкретное содержание своих и чужих поступков
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и найти наиболее благоприятный способ воздействия.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
В целях осуществления социально - нравственного воспитания в детском саду должны быть все условия для того, чтобы дети могли доверчиво рассчитывать на постоянную заботу и содействие со стороны взрослых. Только при этом у ребенка может быть сформировано ощущение эмоционального благополучия, и он с удовольствием непринужденно сможет общаться со сверстниками, ожидая c радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться с взрослыми своими радoстями и огopчениями.
. Воспитанник не должен испытывать, что его воспитывают. Опосрeдованное влияние - великое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
- планирование вероятного результата воздействия метода. Важно предвидеть вероятные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе - от выбранного метода следует отказаться;
- терпение и толерантность педагога при использовании метода. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя надеяться на мгновенный и устойчивый результат. Следует терпеливо воспроизводить примененные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;
- доминирующая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Если только опираться на осoзнaние, понимaние знaчимoсти положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желaемых результaтов не будет. Так, обратимся к хорошо знакомому методу примеру взрослого как образца для подражания. Надеяться на действие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка.
- методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в кoмплeксе, во взaимoсвязи. Основаниями для подбора методов служит ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Билет 9. Цель, задачи, содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.). Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников.
Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.
Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.
Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки - потешки, хороводы, народные игры и т.д.
На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части - после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы:показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Особенно полезны творческие задания. Их можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.
Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности.
Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов.
Билет 10. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: цель, задачи, содержание. Концепции и программы патриотического воспитания (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова и др.). Методы, приемы и формы организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Технологии патриотического воспитания.
Развитие гражданско-патриотических качеств личности - процесс, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всё жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того как понимается гражданственность и патриотичность, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определённое отношение к собственной стране и народам населяющим её; гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности в труде на благо социума. Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться по средством:
Освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
Организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей населённого пункта, области, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребёнка;
Проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
Организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
Вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым).
задач:
– формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
– развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
– создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции
ерез деятельность органов ученического самоуправления;
– развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
следующие формы работы с родителями:
• Организация совместно с родителями выставок, экскурсий;
• Совместное проведение праздников;
• Художественная мастерская (обучение определенному рукоделию или промыслу).
Все методы можно объединить в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания)
Из средств можно отметить:
1) родной язык;
2) общественно полезный труд;
3) народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.
4) народные танцы.
Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики и страны.
Последовательность патриотического воспитания определяется ранее обозначенными этапами развития патриотических чувств детей: любовь к семье, своему дому, селу, городу, родной природе, землякам, стране и народу. Любовь к своей стране и своему народу является надличностным началом, которое освещает всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, так как избавляет от несчастий мелких личных неудач.
Технологический компонент патриотического воспитания предполагает знание алгоритма, выявленного философом И. А. Ильиным, соответствующего особенностям русской ментальности, порожденным православной культурой: созерцал - возлюбил - выбрал - свершил.
Билет 11. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и др.). Содержание, формы и методы работы по воспитанию основ этикета у дошкольников.
Культурно-гигиенические навыки
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Культура общения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Культура деятельности
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.
По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные матерь ялы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.
Билет 12. Теоретические основы познавательного (умственного) воспитания и развития детей дошкольного возраста (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова и др.). Цель, задачи, содержание познавательного (умственного) воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.
Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно - как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.
Задачи умственного воспитания дошкольников:
I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;
3) формирование познавательных интересов и любознательности;
4) приучение детей к умственному труду.
Билет 13. Теория и методика сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.). Характеристика задач, содержания, средств, форм и методов сенсорного воспитания дошкольников.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целе<