Введение. История возникновения ДВС.

Содержание.

Введение. История возникновения ДВС. 4

Общие сведения о ДВС и их классификация. 4

Требования предъявляемые к ДВС. 4

Основные понятия и определения. 5

Рабочие процессы четырехтактного ДВС с искровым зажиганием. 6

Принцип действия. 6

Термодинамический цикл ДВС. 6

Действительный цикл ДВС (индикаторная диаграмма рабочего процесса ДВС). 7

Процессы действительного рабочего цикла. 7

Процессы газообмена. 7

Периоды процесса газообмена. 8

Работа насосных ходов. 8

Показатели качества газообмена. 8

Влияние различных факторов на коэффициент наполнения. 9

Процесс сжатия. 11

Процесс сгорания. 12

Особенности процесса горения в ДВС с искровым зажиганием. Скорость распространения пламени. 12

Влияние различных факторов на процесс горения в ДВС с искровым зажиганием. 13

Основные нарушения процесса горения в ДВС с искровым зажиганием. 14

Детонация. 14

Преждевременное зажигание. 16

Последующее воспламенение. 17

Процесс расширения. 17

Влияние различных факторов на показатель политропы. 18

Показатели рабочего цикла. 18

Индикаторные показатели. 19

Среднее индикаторное давление. 19

Индикаторная мощность. 19

Индикаторный КПД. 20

Индикаторный удельный расход топлива. 20

Взаимосвязь между основными параметрами, характеризующие рабочие циклы (формула Стечкина). 20

Влияние различных факторов на индикаторные параметры. 21

Степень сжатия. 21

Форма камеры сгорания. 21

Размеры цилиндра. 22

Род применяемого топлива. 22

Состав смеси. 22

Угол опережения зажигания. 23

Частота оборотов коленвала двигателя. 23

Коэффициент наполнения и плотность свежего заряда. 23

Теоретический цикл ДВС. Скругление индикаторной диаграммы. 24

Эффективные показатели. 24

Механический КПД. 25

Эффективный КПД. 25

Удельный эффективный расход. 25

Литровая удельная эффективная мощность. 26

Формула Стечкина для эффективной мощности и среднего эффективного давления. 26

Факторы, влияющие на эффективные показатели ДВС. 26

Характеристики ДВС. 26

Общие сведения. 26

Основные характеристики ДВС. 27

Скоростные характеристики. 27

Нагрузочная характеристика. 28

Дроссельная характеристика (винтовая). 28

Высотная характеристика. 29

Регулировочные характеристики. 29

Характеристика по составу смеси. 29

Характеристика по углу опережения зажигания. 29

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя легкого топлива (ДВСсИЗ). 31

Исходные данные для расчета. 31

1. Тепловой расчет. 31

Теплота. Определение теплоты сгорания топлива. 31

2. Параметры рабочего тела. 32

2.1. Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1кг топлива. 32

2.2. Выбор состава смеси. 32

2.3. Количество горючей смеси. 33

2.4. Количество отдельных компонентов продуктов сгорания. 33

2.5. Общее количество продуктов сгорания топлива. 34

3. Параметры окружающей среды и остаточных газов. 34

3.1. Параметры на впуске. 34

3.2. Температура остаточных газов. 34

3.3. Давление остаточных газов. 34

4. Процесс впуска. 34

4.1. Температура подогрева свежего заряда. 34

4.2. Плотность заряда на впуске. 35

4.3. Давление в конце впуска. 35

4.4. Коэффициент остаточных газов. 35

4.5. Температура в конце впуска. 35

4.6. Определение коэффициента наполнения. 36

5. Процесс сжатия. 36

5.1. Давление и температура в конце сжатия. 36

5.2. Средняя мольная теплоемкость. 36

6. Процесс сгорания. 37

6.1. Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси. 37

6.2. Количество теплоты потерянное из-за химической неполноты сгорания топлива. 37

6.3. Теплота сгорания рабочей смеси. 37

6.4. Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания. 37

6.5. Коэффициент использования теплоты. 37

6.6. Определение температуры сгорания. 37

6.7. Максимальное теоретическое давление сгорание. 38

6.8. Степень повышения давления. 38

7. Процесс расширения и выпуска. 38

7.1. Определение среднего показателя политропы расширения. 38

7.3. Проверка температуры остаточных газов. 38

8. Индикаторные показатели ДВС. 38

8.1. Теоретическое среднее индикаторное давление. 38

8.2. Действительное среднее индикаторное давление. 39

8.3. Индикаторный КПД. Удельный индикаторный расход топлива. 39

9. Эффективные показатели двигателя. 39

9.1. Среднее давление механических потерь. 39

9.2. Среднее эффективное давление. 39

9.3. Механический КПД. 39

9.4. Эффективный КПД. Удельный эффективный расход топлива. 40

9.5. Основные параметры цилиндра и двигателя. 40

10. Построение индикаторной диаграммы. 41

10.1. Построение политроп сжатия и расширения расчетным методом. 41

10.2. Определение среднего индикаторного давления графическим путем. 42

10.3. Скругление индикаторной диаграммы. 42

11. Тепловой баланс двигателя. 43

12. Построение внешней скоростной характеристики. 43

Рабочий процесс дизельного двигателя. 44

Принцип работы. 44

Термодинамический цикл Дизеля. 44

Индикаторная диаграмма дизелей. 45

Процессы смесеобразования и горения в дизелях. 45

Фазы горения дизелей. 46

Обеспечение мягкой работы Дизеля. 47

Достоинства и недостатки дизелей. 47

Методы форсирования мощности двигателя. 49

Осуществление двухтактного цикла. 49

Индикаторная диаграмма двухтактного ДВС. 50

Принцип действия двухтактного ДВС. 50

Схема газообмена двухтактных двигателей. 52

Достоинства и недостатки двухтактных двигателей. 52

Наддув двигателей. 52

Инерционный наддув. 53

Наддув с механическим приводом нагнетателя. 53

Определение мощности затрачиваемой на привод компрессора. 54

Газотурбинный наддув. 54

Определение мощности развиваемой газовой турбиной. 55

Комбинированный наддув. 56

Роторно-поршневой двигатель. 57

Свободно-поршневой генератор газа. 59

Требования предъявляемые к ДВС.

Тип ДВС Надежность Ресурс Масса, габарит Экономичность Экологичность
Автотранспортные
Авиационные
Ж/Д и водного транспорта
Стационарные

1 – наиболее важное;

5 – наименее важное.

Основные понятия и определения.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru 1 – впускной клапан;

2 – свеча зажигания;

3 – выпускной клапан;

4 – головка цилиндра;

5 – цилиндр;

6 – поршень;

7 – шатун;

8 – кривошип;

9 – картер.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – угол поворота коленвала;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – радиус кривошипа;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – ход поршня; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – рабочий объем цилиндра – объем вытесняемый при ходе поршня Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – площадь поршня;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – объем камеры сгорания – объем внутри полости цилиндра при положении поршня в ВМТ.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – полный объем цилиндра;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – число цилиндров; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – рабочий объем двигателя (измеряется в литрах).

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – степень сжатия;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Рабочий цикл ДВС – это ряд периодически повторяющихся процессов (тактов) в цилиндре ДВС, в результате которых происходит преобразование тепловой энергии в механическую.

Рабочее тело – это вещество при помощи которого осуществляется действительный цикл ДВС.

В ДВС рабочим телом является смесь воздуха, топлива, продуктов сгорания (ТВС).

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruкоэффициент избытка воздуха.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruстехиометрический коэффициент – это теоретическое количество воздуха, необходимое для полного сгорания 1кг топлива.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – количество топлива.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruнормальная ТВС;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruбедная ТВС (топливом);

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruбогатая ТВС (топливом);

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru означает, что в смеси находится 95% воздуха от теоретически необходимого.

Принцип действия.

1 такт: впуск ( Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ).

Впускной клапан открыт, поршень двигается к НМТ. В цилиндре создается разряжение и свежая ТВС поступает в цилиндр. Свежая смесь смешивается с оставшимися газами и образует рабочую смесь.

2 такт: сжатие ( Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ).

Клапаны закрыты, поршень движется к ВМТ, сжимая рабочую смесь, повышается давление и температура. В конце сжатия смесь воспламеняется от электрической искры.

3 такт: рабочий ход ( Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ).

Клапаны закрыты, в результате горения повышается Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru и Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru , смесь расширяется и толкает поршень вниз. Передается усилие на коленвал, заставляя его вращаться и совершать полезную работу.

Такт: выпуск.

Выпускной клапан открыт, поршень движется к ВМТ, выталкивая в атмосферу продукты сгорания из цилиндра.

Полезная механическая работа на валу двигателя создается только во время рабочего хода. Остальные 3 такта работу не создают и происходит за счет энергии маховика и работы других цилиндров.

Термодинамический цикл ДВС.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Допущения к идеальному циклу:

1) рабочее тело – идеальный газ с неизменными физическими свойствами;

2) теплоемкость рабочего тела постоянна во всех процессах;

3) подвод и отвод тепла происходит мгновенно при Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ;

4) процессы газообмена отсутствуют;

5) процессы сжатия и расширения адиабатные.

Термодинамический цикл используется для оценки совершенства действительного цикла двигателя.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Процессы газообмена.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Это процессы впуска и выпуска, а ходы поршня называются насосные ходы.

Фазы газораспределения – это продолжительность и последовательность открытия клапанов. Задаются в виде углового положения кривошипа относительно ВМТ и НМТ.

1) выпускной клапан

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – опережения открытия;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – запаздывание закрытия;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

2) впускной клапан

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – опережения открытия;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – запаздывание закрытия;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

3) Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – фаза перекрытия клапанов (открыты оба клапана)

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru (при наддуве).

Работа насосных ходов.

Это работа, которую необходимо совершить для осуществления процессов газообмена.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru («–»); Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru («+»); Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Из атмосферы: Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; с наддувом: Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Коэффициент дозарядки.

Это отношение количества смеси в цилиндре в момент закрытия впускного клапана к количеству смеси при нахождении цилиндра в НМТ.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Процесс сжатия.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru В отличии от идеального цикла, действительный процесс сжатия сопровождается теплопередачей и не является адиабатным.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – кривая сжатия (не адиабата);

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – показатель политропы сжатия;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – показатель адиабаты.

Рассмотрим отдельные участки:

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – подвод тепла к рабочему телу от стенок цилиндра, т.е. свежая холодная смесь попадает в горячий цилиндр и нагревается.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – тепловое равновесие.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – подогрев смеси из-за сжатия.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

При расчетах обычно используют Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Рассмотрим влияние различных факторов на процесс сжатия:

1) Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – разность температур смеси и двигателя.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

2) Площадь теплопередающей поверхности

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

3) Количество свежей смеси в цилиндре

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

4) Скорость движения смеси (частота оборотов).

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru (меньше ТВС контактирует с поверхностью).

Процесс сгорания.

Горение – само ускоряющаяся химическая реакция, связанная с накоплением теплоты в системе реагирующих веществ.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru 1 – момент подачи искры;

2 – момент воспламенения;

3 – момент максимального давления в цилиндре;

4 – момент завершения горения.

Фазы процесса горения:

1–2 – фаза воспламенения

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

2–3 – фаза быстрого распространения пламени

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

3–4 – фаза догорания

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Ламинарное горение.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Скорость ламинарного горения – скорость с которой фронт пламени перемещается в направлении перпендикулярном к поверхности свежей ТВС.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – зона ламинарного горения;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – скорость ламинарного горения.

Турбулентное горение.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Турбулентная скорость пламени – скорость, с которой фронт пламени перемещается в турбулезированном потоке.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – зона турбулентного горения;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – нормальные скорости маленьких частиц.

Ламинарное горение не обеспечивает необходимую скорость выделения тепла в двигателе, поэтому требуется турбулезация газового потока.

Уравнение Аррениуса: Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – скорость химической реакции.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – константа химической реакции, зависящая от состава смеси и рода топлива;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – давление химической реакции;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – порядок химической реакции; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – универсальная газовая постоянная;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – температура химической реакции;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – энергия активации – энергия, необходимая для разрыва внутримолекулярных связей.

Состав смеси.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – верхний концентрационный предел;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – нижний концентрационный предел;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – нормальное горение;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruмощностной состав смеси – максимальная мощность, развиваемая двигателем.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruэкономический состав смеси – максимальная экономичность.

Степень сжатия.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru
Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

3) Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Частота оборотов.

С увеличение частоты оборотов, увеличивается фаза воспламенения, что приводит к позднему развитию процесса сгорания и уменьшению количества тепла выделившегося за цикл. Поэтому при изменении Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru требуется регулирование угла опережения зажигания (УОЗ).

Угол опережения зажигания.

Угол опережения зажигания – угол поворота коленвала от момента подачи искры до ВМТ.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Нагрузка.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Под нагрузкой понимают угол поворота дроссельной заслонки – именно ей регулируют нагрузку на двигатель.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – угол поворота дроссельной заслонки.

Детонация.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Детонация – взрывообразное горение смеси, сопровождающееся ударными волнами давления, распространяющимися по объему камеры сгорания. Детонация возникает в результате самовоспламенения удаленных от свечи участков смеси, вследствие интенсивного нагрева и сжатия при распространении фронта пламени.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

При детонации: Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Отражаясь от стенок камеры сгорания, ударная волна образует вторичные фронты пламени и очаги самовоспламенения. Внешне детонация проявляется в виде глухих стуков при работе двигателя на больших нагрузках.

Последствия работы двигателя с детонацией:

– Перегрев и прогорание отдельных узлов двигателя (клапаны, поршни, прокладки головки, электроды свечей);

– Механические разрушения деталей двигателя вследствие ударных нагрузок;

– Снижение мощности и экономичности работы.

Преждевременное зажигание.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Калильное зажигание – это воспламенение ТВС в процессе сжатия до момента подачи искры от элементов камеры сгорания (выпускные клапана, электроды свечей и частицы нагара).

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Последствия работы двигателя с калильным зажиганием:

1) Падение мощности и экономичности в результате больших потерь тепла в стенке цилиндра и затрат работы на сжатие продуктов сгорания;

2) Разрушение деталей из-за высоких тепловых и механических нагрузок.

Главная особенность калильного зажигания: неуправляемый момент воспламенения.

Основным источником калильного зажигания является перегретые электроды свечей. Поэтому свечи необходимо подбирать в соответствии с тепловым режимом двигателя.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Для каждого двигателя тип свечей подбирается индивидуально.

Способность свечи работать на двигателе без калильного зажигания характеризуется параметром калильное число – это величина пропорциональна среднему давлению в цилиндре, при котором при работе двигателя на специальной установке возникает калильное зажигание.

Например: А–17–ДВ

ГОСТ РФ КЧ: 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26.

Чем меньше число, тем хуже охлаждение.

Последующее воспламенение.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Последующее воспламенение – это воспламенение ТВС после распространения фронта пламени от взвешенных в рабочем объеме раскаленных частиц нагара.

Последующее воспламенение:

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Нормальное воспламенение:

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Последствия:

1) Повышение механической нагрузки;

2) Снижение мощности и экономичности вследствие больших тепловых потерь.

Процесс расширения.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru В процессе расширения (рабочий ход) производится механическая энергия за счет тепловой энергии, выделяющейся при сгорании топлива. В отличии от идеальных циклов, действительный процесс сопровождается теплообменом и не является адиабатным.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – подводимое тепло к рабочему телу;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – отводимое тепло от рабочего тела к стенкам цилиндра.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru : Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Это начало процесса расширения. Процесс горения не закончился еще. Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Точка Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru : тепловое равновесие.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru : Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Процесс горения прекращается или идет слабо. Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Ввиду трудностей определения переменных значений показателя политропы расширения при расчете параметров цикла используют средний показатель Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Показатели рабочего цикла.

Индикаторные показатели – это показатели, характеризующие совершенство рабочего цикла по теплоиспользованию, связанные с качеством организации процессов в двигателе.

Эффективные показатели – это показатели, характеризующие дополнительно к индикаторным показателям, степень механического совершенства двигателя.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – индикаторная работа.

Полная полезная работа носит название индикаторная работа.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – эффективная работа;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – работа механических потерь.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Индикаторная работа не может быть полностью передана потребителю. Поскольку часть ее затрачивается на механические потери в двигателе (работа сил трения, привод вспомогательных механизмов, работа газообмена).

Индикаторные показатели.

Индикаторная мощность.

Индикаторная мощность – это суммарная работа действительных циклов за единицу времени.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – число рабочих циклов, совершаемых двигателем в секунду;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – частота оборотов коленвала;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – число ходов поршня;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – тактность двигателя;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – мощность одного цилиндра;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru , где Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – количество цилиндров.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – литровая мощность Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – рабочий объем двигателя.

Для сравнения различных двигателей по мощности используется литровая или удельная мощность – мощность, получаемая с одного литра рабочего объема двигателя (степень форсирования двигателя).

Индикаторный КПД.

Индикаторный КПД – отношение тепла, превращенного в индикаторную работу двигателя ко всему затрачиваемому теплу.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – расход;

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – теплотворная способность топлива (теплота сгорания).

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru , Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

В отличии от термического КПД, индикаторный КПД оценивает степень использования тепла в действительном цикле с учетом всех тепловых потерь (неполное сгорание топлива, потери тепла в стенке цилиндра, догорание топлива в процессе расширения или в конце процесса расширения и т.д.).

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – в современных двигателях.

Степень сжатия.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Начиная с Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru темп роста Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru снижается. Поэтому в двигателе с искровым зажиганием из-за необходимости использования высокооктановых топлив, увеличение степени сжатия более 12 не целесообразно.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Форма камеры сгорания.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Форма камеры сгорания определяет величину потерь тепла в стенке в процессе сгорания. С уменьшением отношения Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru , уменьшается Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru . Минимальному отношению Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru соответствует полусферическая камера сгорания.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – коэффициент камеры сгорания

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Размеры цилиндра.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – относительное изменение Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru по сравнению с Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru с Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Род применяемого топлива.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ruтеплотворность свежей смеси – оценивает влияние рода топлива на индикаторные параметры.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Вид топлива Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru , Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru
Бензин 3,5
Дизтопливо 3,4
Природный газ 3,1
Метанол 3,6
Этанол 3,7

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Состав смеси.

При анализе влияния состава смеси на индикаторную мощность используется отношение индикаторного КПД к Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru , поскольку Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru и отдельное рассмотрение влияния этих величин на мощность не имеет смысла. Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru наблюдается при Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru . Не совпадение составов на максимальную мощность и максимальную экономичность объясняется тем, что с обогащением смеси Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru до Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru падает менее сильно, чем возрастает Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru . Поэтому несмотря на падение экономичности, возрастает общее количество превращенного в работу тепла, что приводит к росту мощности. Влияние Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru на Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru учитывается коэффициентом состава смеси: Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Угол опережения зажигания.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Эффективные показатели.

Мощность двигателя, передаваемая от коленвала к потребителю, меньше индикаторной на величину мощности механических потерь.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – часть индикаторной мощности, расходуемая на трение, на вспомогательные агрегаты и работу насосных ходов – механическая мощность.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Величина Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru зависит от следующих факторов: частота оборотов коленвала, смазывающих свойств масла, конструктивного и технологического совершенства двигателя.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

По аналогии с Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru вводится понятие среднего эффективного и среднего давления механических потерь.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – среднее эффективное давление – это условное постоянное избыточное давление, действующее на поршень двигателя и создающее работу равной Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – условное постоянное избыточное давление, действующее на поршень со стороны картера и создающее работу, равную работе Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru .

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Практически Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru связывают со средней скоростью поршня.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – ход поршня; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – частота оборотов; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – степень сжатия.

По аналогии с Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru можно записать:

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru ; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

В современных ДВС: Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru на номинальном режиме.

Механический КПД.

Механический КПД – это КПД, характеризующий снижение мощности ДВС вследствие механических потерь.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

В современных ДВС Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Эффективный КПД.

Эффективный КПД – это КПД, характеризующий эффективность преобразования тепла в механическую работу в ходе действительного цикла, а также механические потери, является полным КПД двигателя.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – эффективная работа; Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – затраченное тепло.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

В современных ДВС: Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru

Характеристики ДВС.

Общие сведения.

Характеристика ДВС – это кривая, показывающая зависимость показателей работы двигателя от условий работы этого же двигателя.

Характеристика получаются опытным путем при испытании ДВС, либо расчетным путем по приближенным уравнениям.

Виды характеристик:

1) Основные характеристики – это изменение показателей работы двигателя в зависимости от режимов эксплуатации (нагрузка, частота оборотов коленвала, атмосферные условия на впуске и т.д.);

2) Регулировочные характеристики – показывают изменение показателей работы двигателя в зависимости от регулируемых параметров ( Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru , состав смеси, температура охлаждающей жидкости, температура масла и т.д.);

3) Специальные характеристики – это характеристики по шуму, экологичности и т.д.

Скоростные характеристики.

Скоростные характеристики могут быть двух типов:

1) Внешняя скоростная характеристика – это зависимость эффективных показателей ДВС от частоты оборотов коленвала при полностью открытой дроссельной заслонке.

Регулирование n при получении характеристики производится изменением нагрузки на валу двигателя.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru Типовые режимы работы ДВС.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – минимальная частота оборотов коленвала, при которой двигатель устойчиво работает с полной нагрузкой.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – частота оборотов коленвала, соответствующая максимальной мощности – номинальная частота.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – частота оборотов коленвала, соответствующая максимальному крутящему моменту.

Введение. История возникновения ДВС. - student2.ru – частота оборотов коленвала, соответствующая минимальному удельному расходу топлива.