Методы, ориентированные на потребителя
Эта группа методов ориентируется на субъективную оценку товара потребителем, которая зависит от множества параметров. Например, от получаемой потребителем отдачи от использования товара, от психологических преимуществ, от уровня послепродажного обслуживания. Обязательными условиями успешности установления цены в этой группе методов являются точное знание потребностей своего потенциального покупателя, умение акцентировать внимание на специфических качествах своего товара, реальная оценка возможностей конкурентов.
13 Информация, необходимая для разработки ценовой политики фирмы.
Принятие решения в области ценообразования требует сбора большого количества информации и ее всестороннего анализа с тем, чтобы обеспечить обоснованность решения. Выделяется несколько направления сбора информации:
1. Информация о самом товаре:
· величина и динамика изменения спроса на данный товар;
· спрос на товары конкуренты, заменители и аналоги;
· восприятие потребителями качества товара;
· восприятие потребителями цены товара;
· степень удовлетворения потребностей потребителя, достигаемая при использовании данного товара;
· перспективы обновления товара, создания его модификации;
· восприятие потребителем названия товара, упаковки, дизайна, рекламы товара и т.д.
2. Информация об издержках производства:
· состав и структура издержек производства;
· влияние издержек на процесс ценообразования;
· методы исчисления издержек;
· возможные пути снижения издержек производства;
3. Информация о ценах:
· цены конкурентов;
· состав и структура цены;
· особенности и специфика ценообразования на данном рынке;
· стратегия и тактика ценообразования конкурентов;
· возможность влияния на ценообразование на рынке;
· последствие возможного изменения цен на рынке для самой фирмы и конкурентов;
4. Информация о рынке в целом:
· основные конкуренты;
· конъюнктура рынка и перспективы ее изменения;
· наличие сегментов рынка, их взаимодействие;
· емкость рынка;
· доля рынка, приходящаяся на данный товар и товары конкурентов;
· анализ статистки цен;
5. Информация о конкуренции и конкурентах:
· наличие конкурирующих товаров, объемы их продаж;
· доля рынка конкурентов;
· степень влияния конкурентов на ценообразование рынка;
· особенности финансового положения конкурентов;
· сбытовая и рекламная политика конкурентов;
· прогноз действий конкурентов в случае изменения ситуации на рынке.
6. Информация о государственной политике в области ценообразовании на данную продукцию:
· влияние государственной политики на конъюнктуру рынка;
· законодательные акты, регулирующие процесс ценообразования на данном рынке;
· наличие государственных предприятий, производящих аналогичную продукцию;
· степень государственной поддержки данной отрасли;
· политика государства в области инвестиций и кредитования.
7. Информация о производстве и реализации товара:
· объемы производства и имеющиеся складские запасы;
· анализ товарооборота;
· оценка влияния изменения объемов складских запасов на издержки производства и реализацию товара.
Принятие решений по ценам происходит сразу по нескольким направлениям: решение по уровню цен, решение по выбору времени изменения цен. Эти решения взаимосвязаны друг с другом и обязательно учитываю реакцию конкурентов на все действия фирмы
14 Классификация целей фирмы в рамках ценовой политики.
Не в любой период деятельности фирма может добиваться цели максимизации прибыли. Причиной тому служат внешние ограничения, с которыми она сталкивается. Например, в случае появления опасных конкурентов может оказаться более важным сохранение своей доли продаж на рынке (или ранее привлеченных покупателей), даже если решение этой задачи потребует снижения цен и соответственно уменьшения поступлений прибыли.
Цели ценообразования должны быть сформулированы «в русле» основных устремлений фирмы и принятой глобальной маркетинговой стратегии (к примеру, развития — интенсивного, интеграционного или диверсификационного; поддержания существующего положения; сокращения деятельности).
Можно выделить три группы целей, которые могут быть достигнуты в рамках ценовой политики.
(построить график)
Цели, связанные с прибылью
1) основанные на величине абсолютной прибыли— сумма от реализации всех товаров за вычетом расходов:
♦ максимизация прибыли в долгосрочном периоде;
♦ максимизация прибыли в краткосрочном периоде;
2) основанные на величине относительной прибыльности,т. е. показателях эффективности:
♦ максимизация рентабельности продаж — доли прибыли (в%) в общей величине выручки от продаж;
♦ максимизация рентабельности чистого собственного капитала фирмы (получение наибольшей величины прибыли в расчете на каждую денежную единицу активов фирмы);
♦ максимизация рентабельности всех активов фирмы, включая как собственные, так и заемные.
В этом случае требуется точное знание функции спроса и издержек по товару, а также стабильная внешняя среда, что весьма нереалистично.