Содержательная характеристика исследования
Основные характеристики исследования
К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:
- актуальность;
- объект и предмет исследования;
- цель;
- гипотеза;
- задачи исследования;
- методологические основы и методы исследования;
- научная новизна (если имеется);
- практическая значимость.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Обоснование актуальности исследования требует ответить на вопросы: «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?», «Какой интерес для педагогической науки и практики представляет выбранная тема исследования?».
Следует различать актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления – с другой. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Исследователю необходимо обосновать своевременность решения выбранной проблемы, доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная, показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.
При этом в работах теоретико-прикладного характера, имеющих нормативную часть (к которым относятся педагогические исследования), важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке.
Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:
а) показать актуальность направления исследования;
б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;
в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;
г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;
д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);
е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;
ж) сформулировать противоречие.
ПРОТИВОРЕЧИЕ – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния.
Как правило, речь идет о противоречиях между потребностями и возможностями, между новыми требованиями и сложившейся системой, между необходимостью и наличием способов и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях и т. д.
Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).
Примеры:
1) противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов – с другой. Сформулированное противоречие относится к практике обучения;
2) неправильный пример: противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспитания, другая – к теории.
з) выделить проблему исследования.
ПРОБЛЕМА – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему – значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса.
Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Другими словами, тема – это содержание работы, заключенное в одной фразе.
Например:
Тема исследования «Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»
Тема исследования «Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению»
3. Затем определяется научный аппарат работы: объект, предмет, задачи.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это процесс или некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.Определяя объект исследования, необходимо ответить на вопросы «Что исследуется? Какой процесс или явление?».
В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование, общее образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.
При этом нельзя подменять объект работы объектом наблюдения. Объект работы – процесс формирования отношений, воспитания тех или иных качеств и т.п.; объект наблюдения – дети, школьники различных возрастных групп, отдельные группы учащихся и пр.
Например:
тема исследования «Развитие ценностных ориентаций у старшеклассников». Объект исследования – «нравственное воспитание старших школьников»;
тема исследования «Проект как средство развития познавательного интереса у старшеклассников на уроках иностранного языка». Объект исследования– процесс развития познавательного интереса у старшеклассников.
тема исследования «Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению». Объект исследования – «профессиональное самоопределение школьников».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. В виде вопроса его можно сформулировать следующим образом: «Как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?».
Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует с его темой.
Примеры:
тема: «Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников»: объект работы – процесс формирования ценностного отношения к процессу познания, предмет – формы и методы проблемного обучения в начальном звене школы, способствующие формированию ценностного отношения к процессу познания у младших школьников;
тема исследования «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у подростков». Объект исследования – коммуникативный опыт подростков, предмет исследования – процесс развития коммуникативных умений у учащихся 9-го класса средствами психодрамы;
тема исследования «Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии». Объект исследования – творческая активность школьников в учебно-воспитательном процессе, предмет исследования – развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии;
тема исследования «Арттерапия как средство коррекции агрессивного поведения подростков». Объект исследования – агрессивное поведение подростков, предмет исследования – процесс коррекции агрессивного поведения подростков средствами арттерапии.
Проблемность темы формирует содержание и весь научный аппарат: соотношение объекта и предмета, задачи, суть формирующего этапа опытной работы и пр. Поэтому чем шире формулировка темы исследования, тем труднее уточнение сути, т.е. проблематики.
Пример:
1) тема «Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов». Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках музыкальной литературы в средних классах детской музыкальной школы. Предмет – методика развития эвристического мышления средствами музыкальной символики.
В данном случае объект определен слишком общо: объект вбирает в себя очень много аспектов учебно-воспитательной деятельности. Более верно было бы определить его как «процесс развития эвристического мышления учащихся средних классов ДМШ». В соответствии с темой предметом является музыкальная символика, эффективно развивающая эвристическое мышление учащихся.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исходя из актуальности исследуемой проблемы, объекта и предмета исследования, определяются его цель и задачи.
Целеполагание в психолого-педагогическом исследовании – это выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание.
Таким образом, цель исследования– это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении.
Например:
в работе «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у подростков» цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможности психодрамы в формировании коммуникативных умений у подростков;
в работе «Педагогическая игра в развитии самооценки у подростков»цель исследования: дать теоретическое обоснование возможностям педагогической игры для развития адекватной самооценки у подростков;
в работе «Проект как средство развития познавательного интереса у старшеклассников на уроках иностранного языка» цель исследования: определить эффективность проектной технологии в развитии познавательных интересов старшеклассников в процессе изучения иностранного языка.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.
Например: «на Марсе возможна жизнь» – это предположение, которое может стать гипотезой. Но в таком виде предположение еще не является научной гипотезой. Дело в том, что на данный момент в ней не хватает обоснованности: «Учитывая наличие каналов на Марсе, возможности атмосферы (и т.д.), можно сделать предположение, что на Марсе возможна жизнь».
Методологические требования, которым должна соответствоватьгипотеза психолого-педагогического исследования:
- вероятность (основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации),
- научная новизна (предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми),
- логическая простота (гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего),
- концептуальность (выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории),
- широта применения (приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса),
- верифицируемость (проверяемость).
Важно осознать, что гипотеза связывает между собой объект и предмет исследования и показывает характер этой взаимосвязи. Или, проще говоря, через гипотезу исследователь показывает как можно, воздействуя на предмет, влиять на объект работы: т.е. сделать предположение о том, что изменится в объекте.
Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя:
а) утверждение;
б) предположение;
в) научное обоснование.
Например: учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих...
В гипотезе с двухслойной структурой утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это будет эффективным, если, во-первых... во-вторых... в-третьих, или это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины …
5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его ЗАДАЧИ.
Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. При формулировании задач можно использовать следующий алгоритм:
1. Наиболее простой, формальный (часто применяется в курсовых и выпускных работах) подход в выстраивании задач:
по первой главе:
• провести теоретический анализ проблемы исследования (изучить состояние проблемы исследования; проанализировать имеющуюся литературу по данной проблеме);
• выявить особенности воспитания, формирования и т.д. (обоснование возрастной категории исследования – старших дошкольников, младших школьников, педагогов);
по второй главе:
• разработать технологию, проект, программу и пр.;
• опытным путем проверить эффективность предложенной технологии, проекта...
2. Другой путь более завязан с содержанием исследования, опирается на структуру работы. Здесь нужно просто творчески подойти к названиям параграфов работы и сопроводить каждый параграф соответствующим глаголом в неопределенной форме:
Провести: | историко-логический анализ исследований проблемного обучения |
Проанализировать: | формы и методы проблемного обучения |
Выявить: | возможности проблемного обучения в начальном звене школы |
Определить: | критериальную базу исследования |
Систематизировать: | результаты опытно-поисковой работы |
Например:
Тема исследования «Психодрама как средство развития коммуникативных умений подростков» – были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме и разработать номенклатуру коммуникативных умений для учащихся 9-го класса.
2. Определить возможности психодрамы в формировании коммуникативного опыта.
3. Разработать содержание занятий на основе психодрамы для учащихся 9-го класса.
4. Экспериментально проверить влияние психодрамы на формирование и коррекцию коммуникативных умений подростков.