Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л.Венгера // Психологический лексикон. М., 2006

Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. –сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2005.

Справочники

Петровский А.В. Психологический словарь. М., 1990.

Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов, под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Сфера, 2005. - 208 с

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации "Об образовании"(от10.07.92 № 3266-1).

2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)(утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).

3. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1).

4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)(утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).

5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки России от 27.10.11 г. N 2562 г.).

6. Письмо Министерства образования РФ N 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждениях на выбор программ и педагогических технологий» от 02.06.1998.

7. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден 17.11.2013)

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Периодика

Педагогика. Вопросы психологии. Учительская газета. Воспитание школьников. Народное образование. Первое сентября. Педагогический поиск. Семья и школа. Начальная школа. Начальная школа плюс до и после. Искусство в школе. Искусство и образование. Музыка в школе. Музыка и время. Музыкальная жизнь. Дошкольник и младший школьник. Музыкальный руководитель. Вопросы психологии. Дефектология. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Вопросы психологии. Специальная психология. Вопросы психологии.

Интернет-ресурсы:

1. http://минобрнауки.рф//2974 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

2. http:// www.doshcolniki.ru

3. http://almanah.ikprao.ru/ Альманах Института Коррекционной педагогики -

4. http://base.consultant.ruКонцепция дошкольного воспитания

5. http://base.garant.ru Закон Российской Федерации "Об образовании"

6. http://dob.1september.ru Журнал «Дошкольное образование», рубрики «Школа управления», «Детский сад 100 лет назад»

7. http://editionpress.ru Персональный сайт – методология и методы психолого-педагогического исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genbol.narod.ru/index/0-12

8. http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

9. http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml Интернет библиотека электронных книг Elibrus

10. http://ipkro – 38.ru Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

11. http://klass.resobr.ru/ Справочник классного руководителя

12. http://kp.nspu.net/ Коррекционная педагогика

13. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

14. http://nsc.1september.ru/index.php Начальная школа – приложение к газете «Первое сентября».

15. http://n-shkola.ru/ Журнал «Начальная школа»

16. http://pervoklassnik.resobr.ru/ Управление начальной школой

17. http://special.psypublica.ru/Специальная психология -

18. http://studentam.net/content/category/1/15/24/

19. http://www . music-dic.ru, www.musens.ru/ - музыкальные энциклопедии

20. http://www. All-music.boom.ru, www.notarhiv.ru - нотные архивы

21. http://www. muza-live.ucoz.ru/dir21-2-2 – профессиональные сетевые сообщества

22. http://www.biblioclub.ru

23. http://www.detsad14.ru От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

24. http://www.disability.ruРоссийский интернет-портал для инвалидов -

25. http://www.edu.ru Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации

26. http://www.edu.ru/

27. http://www.edu.ru/index.php?page_id=242 Библиотека портала –

28. http://www.edu.ru/index.php?page_id=242Федеральный портал Российское образование

29. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Каталог образовательных интернет-ресурсов –

30. http://www.gnpbu.ru/ Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

31. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

32. http://www.informika.ru

33. http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html Гуманитарная электронная библиотека –

34. http://www.menobr.ru/material/default.aspx?catalogid=27 Менеджер образования / Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений/Учебно-методическая работа в школе и детском саду

35. http://www.mon.gov.ruТиповое положение о дошкольном образовательном учреждении

36. http://www.nachalka.com/ Начальная школа - детям, родителям, учителям

37. http://www.nature.ru Научная сеть (поисковая система, тематический каталог ресурсов по разным дисциплинам и научным направлениям: Источниками информации являются русскоязычные научно-образовательные ресурсы Интернета, издательские дома, выпускающие научную и научно-популярную литературу, крупные научные и учебные учреждения, образовательные и научные фонды);

38. http://www.nir.ru/ Каталог веб-ресурсов "Наука – Интернет – Россия". В каталоге представлены следующие разделы: инновации и венчурный бизнес, Интернет, наука и техника, образование, общество и политика, справочное бюро, страны и города, финансы, бизнес, экономика. Возможность поиска в каталоге.

39. http://www.nsf.gov

40. http://www.oecd.org

41. http://www.osoboedetstvo.ru Особое детство

42. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=1&page=1

43. http://www.pedlib.ru/Педагогическая библиотека

44. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.htmlСайт лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО – Режим доступа:

45. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html Сайт лаборатории теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО –

46. http://www.portalus.ru/Научная онлайн-библиотека Порталус

47. http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81Библиотека Института психотерапии и клинической психологии: раздел Дефектология

48. http://www.rsl.ru/ Сайт Российской государственной библиотеки (электронный каталог изданий, поиск по каталогу, полезные ссылки, информация для посетителей библиотеки);

49. http://www.school.edu.ru

50. http://www.stat.fi

51. http://www.twirpx.com/about/Служба Twirps.com

52. http://www.uis.unesco.org

53. http://www.voppsy.ru/Сайт журнала «Вопросы психологии»

54. ru.wikipedia.org

55. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в Интернет»

56. www.edu.ru – Российский федеральный портал

57. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» ./ Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. Под научным руководством Асмолова А.Г. http://www.isiorao.ru

Приложение 1.

Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы

Содержание

1. Общие положения.

2. Научное руководство ВКР.

3. Требования к структуре и оформлению ВКР.

4. Технология выполнения ВКР.

5. Содержательная характеристика исследования.

5.1 Основные характеристики исследования.

5.2. Теоретическая часть ВКР.

5.3. Организация опытно-поисковой работы..

5.4. Другие структурные элементы работы..

6. Сроки выполнения ВКР.

7. Защита ВКР.

8. Хранение работ.

9. Образцы оформления отдельных элементов ВКР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это самостоятельная, выполненная на заключительном этапе обучения слушателем письменная работа проектно-методического характера. Она направлена на:

- систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности;

- развитие навыков практического применения теоретических знаний при решении конкретных научных и педагогических задач;

- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, на овладение методикой исследования.

ВКР выполняются после завершения образовательной программы переподготовки, как итоговая форма аттестации имеет своей целью определить уровень профессиональной подготовленности обучающихся к самостоятельной работе по специальности.

НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ВКР

Для подготовки ВКР обучающемуся назначается руководитель. Закрепление за слушателями тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей осуществляется приказом по вузу.

Научное руководство выпускной работой осуществляет дипломированный специалист ФППО. Также допускается руководство недипломированным специалистом, имеющим стаж педагогической работы в вузе и владеющим методикой научно-педагогического исследования.

Назначение научного руководителя ВКР осуществляется решением выпускающей кафедры в соответствии с проблематикой работы и научной специализацией преподавателей и утверждается заведующим кафедрой.

Руководитель ВКР выполняет следующие обязанности:

– формулирует тему и выдает задание на выпускную работу;

– помогает разработать обоснование темы ВКР;

– дает консультации по выбору источников и литературы для изучения темы, по методике ведения исследовательской работы и другим вопросам.

– проводит консультации, оказывая помощь в организации и выполнении работы;

– проверяет выполнение работы (по частям и в целом);

– своевременно информирует кафедру о ходе выполнения ВКР;

– дает письменный отзыв о работе, в случае личного присутствия на защите дает отзыв устно.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

Оформление выпускной квалификационной работы должно соответствовать стандартам оформления научных исследований.

В тексте должны быть четко выделены законченные по смыслу и логически соподчиненные части: введение, содержательная часть (главы, включающие параграфы и пункты), заключение. Также оформляется список литературы и, если необходимо, приложение.

Введение включает в себя обоснование актуальности темы, степень разработанности в теории и практике, определение проблемы, объект и предмет исследования, цель и задачи ВКР, гипотезу, методы (теоретические и эмпирические) исследования, описание базы исследования. Если исследование вносит определенный вклад в развитие педагогической науки, то указывается новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.

Основная часть ВКР обычно состоит из двух глав: теоретической и опытно-поисковой.

В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Не допускается простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей.

Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным путем системы учебно-воспитательной работы. Если работа проектно-методического плана, то в содержание второй главы включается описание диагностики, констатирующего эксперимента, проекта педагогической деятельности, направленной на решение проблемы исследования, и разработанные практические рекомендации по теме исследования.

Допускается и трехглавное построение ВКР (три главы по два параграфа). Количество параграфов также может варьироваться в зависимости от сложности и объема изучаемого материала (например, в методической работе отдельно может быть выделен анализ обучающих программ и т.д.).

В заключении делаются выводы и обобщение проведенного исследования, кратко формулируются основные практические рекомендации.

Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями.

Приложение содержит вспомогательный материал, который из-за обширности не может быть включен в основную часть работы. Здесь приводятся графики, рисунки, эскизы, схемы, варианты ученических работ, анкеты и другие материалы.

Объем ВКР зависит от темы и цели педагогического исследования и должен составлять не менее 40 страниц машинописного текста:

введение – 2-3 стр.;

основная часть – 40-60 стр.;

заключение – 1-2 стр.;

список литературы – не менее 40 источников.

Работа начинается с титульного листа, на котором должны быть указаны: полное название вуза, сведения об авторе и научном руководителе (образец оформления титульного листа дан в Приложении).

Текст ВКР должен быть отпечатан на листах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм.). Ориентация книжная. Параметры страницы в меню «Файл» (поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20-25 мм). Положение переплета – слева.

Шрифт Times New Roman, кегль (размер шрифта) – 14, междустрочный интервал полуторный. Выравнивание по ширине. Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см. Цвет текста – Авто или Черный. Текст печатается с одной стороны листа.

Заголовки структурных частей ВКР (ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ) пишутся прописными (заглавными) буквами, с выравниванием по центру.

Термины научного аппарата исследования во введении (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза) выделяются полужирным шрифтом.

Отсчет страниц начинается с титульного листа. Номер страницы ставится по центру нижнего поля листа, начиная с листа «Оглавление», которое нумеруется цифрой 2. Номер страницы на титульном листе не ставится. Нумерация страниц в приложении продолжает нумерацию основного текста.

Главы нумеруются по всей работе арабскими цифрами, номер главы отделяется от названия точкой. Новая глава, как и другие структурные элементы работы (кроме отдельных частей внутри главы), начинается с нового листа.

Части главы (параграфы)нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфов состоит из номера главы и собственного номера параграфа, разделенных точкой. Номер параграфа отделяется от названия точкой. Знак «§» не используется.

Заголовки параграфов оформляют строчными (кроме первой буквы – прописной) буквами, шрифт – полужирный. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Выравнивание по центру.

Не разрешается оставлять заголовки в нижней части страницы, помещая текст на следующей.

Стоит обращать внимание и на семантическое членение и соответствующее расположение заголовка на листе.

Например, тему «Проблемное обучение как фактор формирования ценностного отношения к процессу познания у младших школьников» более правильно расположить на листе следующим образом:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

поскольку такая конструкция дает представление о значимых единицах самой работы и даже в определенной степени определяет логику работы.

При оформлении таблиц, размещаемых как внутри текста, так и на отдельных листах, строка «Таблица 1» выравнивается по правому краю листа. В следующей строке пишется название таблицы без кавычек и точки в конце. Название таблицы не выделяется полужирным и выравнивается по центру. При наличии в тексте единственной таблицы номер ей не присваивается. Если таблица не умещается на одной странице, ее колонки нумеруются, и на следующей странице повторяется строка с номерами колонок без повторения их названия.

В ячейках таблицы:

- допускается применять размер шрифта меньший, чем в основном тексте (12-13);

- применяется одинарный интервал;

- не должно быть абзацного отступа;

- цифровые значения выравниваются по центру, буквенные – по левому краю;

- центровка производится по горизонтали и вертикали;

- заголовки колонок и строк таблицы пишутся с прописной буквы, а подзаголовки колонок – со строчной (если они составляют одно предложение с заголовком).

При оформлении иллюстративного материала (графиков, диаграмм, фотографий), размещенных как внутри текста, так и на отдельных листах, под иллюстративным материалом пишется слово «Рис.», проставляется его номер арабской цифрой, после которой ставится точка, и с прописной буквы пишется название и, при необходимости, поясняющий текст. Название рисунка выравнивается по центру. Точка в конце названия рисунка не ставится. При наличии в тексте единственного рисунка номер ему не присваивается.

Для таблиц и рисунков, размещенных в основном тексте работы, допустима только сквозная нумерация (отдельная для таблиц и отдельная для рисунков) арабскими цифрами по всему тексту. После названия рисунка и после таблицы всегда пропускается одна строка.

Таблицы и рисунки должны размещаться сразу после ссылки (первого упоминания) на них в тексте на данном листе или (если это невозможно) в начале следующего. Ссылка дается по типу «рис.1» в скобках или без них в зависимости от контекста предложения. При всех последующих ссылках на таблицу или рисунок эти ссылки дают с сокращенным словом «смотри». Например: «(см. рис. 2)». Сокращения «табл.» и «рис.» применяют в тех случаях, когда таблицы и рисунки имеют номера.

В приложения выносятся поясняющие основной текст материалы, разрывающие этот текст более чем на один лист. Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами полужирным. Приложение должно иметь заголовок, который помещается симметрично материалу приложения и пишется прописными буквами полужирным. Если приложений больше, чем одно, все они нумеруются арабскими цифрами без знака №. Например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1». В следующей строке с прописной буквы пишется название приложения. Название выделяется полужирным, выравнивается по центру. Точка после названия приложения не ставится.

Иллюстративный материал и таблицы, размещенные в приложении (например, серия фотоматериалов), имеет свою (только для данного приложения) нумерацию. Например: «Рис.1, Рис.2 и т.д.»

При оформлении текстов в приложениях допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте (11-13) и одинарный интервал.

Ссылки на приложения в тексте выпускной квалификационной работы обязательны и оформляются аналогично ссылкам на таблицы и рисунки.

Оформление ссылки на использованный источник осуществляется в конце предложения в квадратных скобках с указанием номера книги (источника) в списке источников и литературы, а при дословном цитировании, и с указанием номера страницы, с которой взята цитата. Например: «[4, с.25]». Точка в предложении со ссылкой на источники ставится после ссылки за квадратными скобками.

Библиографическое описание источников осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБД «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Документы в списке источников и литературы должны быть расположены в следующей последовательности:

– правительственные документы федерального уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения);

– правительственные документы краевого и областного уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения);

– стандарты и технические регламенты;

– книги и статьи на русском языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора);

– книги и статьи на иностранном языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора);

– электронные ресурсы локального доступа,

– электронные ресурсы удаленного доступа.

Выпускная квалификационная работа представляется на защиту в сброшюрованном виде (в твердом переплете).

К печатной работе прилагается ее электронный вариант.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР

1. Выбор темы работы из перечня тем, разработанных на кафедре, или обоснование целесообразности разработки собственной темы исследования.

2. Составление списка литературы по теме исследования. Список должен включать монографии, научные статьи, статьи из методических журналов и др.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана квалификационной работы.

6. Обоснование актуальности темы (с указанием основных характеристик работы: социальный заказ, состояние в теории, на практике, выделение круга нерешенных проблем).

7. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования, в котором представлены:

- история исследуемой проблемы (этапы развития, основные идеи, вопросы);

- общенаучные положения, характеризующие объект исследования;

- психологические положения;

- педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические).

8. Разработка различных способов решения выделенной проблемы (анализ различных подходов к решению проблемы в науке и практике, характеристика авторских предложений).

9. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

10. Подготовка к осуществлению констатирующего этапа опытно-поисковой работы (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных дел и т.д.). Анализ и оформление результатов в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал).

11. Разработка проекта педагогической деятельности, направленной на решение выделенной проблемы (для проектно-методических работ).

12. Компоновка подготовленных текстов в главы.

13. Написание выводов к главам.

14. Составление заключения. Заключение должно «зеркально» отражать введение, т.е. в нем должны быть сделаны обобщающие выводы по достижению цели, решению задач, проверке гипотезы. Можно обозначить круг проблем, которые в силу объективных и субъективных причин не были решены в исследовании.

15. Составление списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями.

16. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций и т.д.).

17. Уточнение оглавления квалификационной работы.

18. Оформление титульного листа.

Наши рекомендации