Лекция 1. Методология педагогики
Планирование и организация исследования. Актуальность, проблема и тема исследования Объект и предмет исследования. Формулировка задач и гипотезы исследования.
Лекция 2.Методы психолого-педагогического исследования
Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.
Изучение литературы и других источников. Наблюдение. Беседа. Опрос (интервью, анкетирование, тестирование). Изучение продуктов деятельности. Оценивание. Эксперимент.
Методы теоретического исследования. Метод теоретического анализа и синтеза. Методы абстрагирования и конкретизации. Метод моделирования
Интерпретация результатов исследования Апробация работы Оформление результатов исследования.
Практическое занятие 1. Методология педагогики
План занятия.
1.Обсуждение теоретических вопросов к занятию
2. Определение методологического аппарата по конкретной теме исследования.
Вопросы для обсуждения:
Характеристика методологического аппарата психолго-педагогического исследования:
- обоснование актуальности темы исследования;
- постановка проблемы исследования;
- определение объекта и предмета исследования;
- формулировка задач и гипотезы исследования.
Литература:
1. Крысанова, О. А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / О.А.Крысанова; Федер. агентство по образованию. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 40 с.
2.Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml
Практическое занятие 2. Методы психолого-педагогического исследования
План занятия.
1.Обсуждение теоретических вопросов к занятию
2. Подбор методов исследования по конкретной теме.
3. Проверочная работа «Определение основных методологических характеристик по теме ВКР».
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика методов исследования:
- Изучение литературы и других источников.
- Наблюдение.
- Беседа.
- Опрос (интервью, анкетирование, тестирование).
- Изучение продуктов деятельности.
- Оценивание.
- Эксперимент.
- Метод теоретического анализа и синтеза.
- Методы абстрагирования и конкретизации.
- Метод моделирования
2.Завершение исследования (интерпретация результатов, апробация исследования, оформление результатов)
Литература:
1. Крысанова, О. А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / О.А.Крысанова; Федер. агентство по образованию. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 40 с.
2.Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:по завершении курса проводится проверочная работа «Определение основных методологических характеристик по теме ВКР», где проверяется компетентность слушателей в определении и формулировке исследовательского аппарата по своей теме (теме ВКР).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Крысанова, О. А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / О.А.Крысанова; Федер. агентство по образованию. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 40 с.
2.Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml
Дополнительная литература
1. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических иссле-дований: Учеб. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / авт.-сост. Г.А.Федотова: – Великий Новгород, 2006. – 112 с.
Информационные сетевые ресурсы
Персональный сайт – методология и методы психолого-педагогического исследования.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://genbol.narod.ru/index/0-12
Дисциплина «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Лекция 1. Основные этапы развития программно-методического обеспечения дошкольного образования: исторический аспект
Содержание образовательной работы с дошкольниками в России конца 19 – начала 20 века. Развитие программно-методического обеспечения дошкольного образования в советские годы. Программа обучения и воспитания в детском саду: теоретические основания, цели, основные положения, структура. Позитивные и негативные стороны единой образовательной программы.
Лекция 2. Современные проблемы программного обеспечения дошкольного образования
Необходимость стандартизации дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Реализация принципов ФГТ в практике дошкольного образования. Разработка примерных общеобразовательных программ дошкольного образования («Успех» и др.).
Сохранение вариативности программно-методического обеспечения системы дошкольного образования.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Проблема психолого-педагогической диагностики в дошкольном образовании.
Практическое занятие 1. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования.
План занятия.
1. Просмотр презентаций примерных основных общеобразовательных программ.
2. Анализ программ: основные отличия, достоинства и недостатки с точки зрения реализации идей развивающего обучения, адекватности содержания, технологий обучения, организации деятельности детей, обеспеченности методическими материалами, их качества.
3. Блиц-опрос: какая программа по Вашему мнению наиболее подходит для реализации в ДОУ? Почему?
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2011.
2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под.ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. Под научным руководством Асмолова А.Г.- М.: «Просвещение», 2011
5. Сайт федерального института развития образования[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684
Практическое занятие 2. Основные специализированные программы дошкольного образования
План занятия.
1. Просмотр презентаций специализированных (парциальных) образовательных программ ДО.
2. Анализ программ: направление развития детей, достоинства и недостатки с точки зрения реализации идей развивающего обучения, адекватности содержания, технологий обучения, организации деятельности детей, обеспеченности методическими материалами, их качества.
Литература:
1.Сайт Дошкольники. org [Электронный ресурс]. Режим доступа:/http://doshkolniki.org/ekologiya/335-programma-semiczvetik.html
2.Cайт Pandia.ru [Электронный ресурс]. Режим http://www.pandia.ru/text/77/435/421.php
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: зачетный блиц-опрос: какую программу Вы бы выбрали для реализации в Вашем детском саду? Почему?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2000.
2. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Дополнительная литература
1. Волобуева Л., Голдовская А. Из истории первых программ для детского сада// Дошкольное образование. - 2009. - №11.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
3. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5.
4. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7
5. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. - № 8.
6. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8.
7. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании// Дошкольное образование. - 2010. - №5.
8. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. - № 5.
9. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 3.
10. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. – М.: МГППУ, 2010
Нормативные документы
Закон Российской Федерации "Об образовании" (от10.07.92 № 3266-1).
Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1).
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)(утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки России от 27.10.11 г. N 2562 г.).
Письмо Министерства образования РФ N 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждениях на выбор программ и педагогических технологий» от 02.06.1998.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден 17.11.2013)