Тема 4. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ, УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ
Практическое занятие (2 часа)
Вопросы для обсуждения.
Сравнительная характеристика двух теорий учения (по В.В. Давыдову): ассоциативно-рефлекторной и деятельностной теорий. Сущность учебной деятельности в деятельностной теории учения. Составляющие умения учиться. Психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности. Формирование мотивов, способствующих успешной учебной деятельности.
Формирование понятий. Сущность процесса усвоения. Формирование универсальных учебных навыков. Действия по формированию понятий: выделение существенных признаков, подведение под понятие, выведение следствий (выявление всей системы достаточных и необходимых признаков). Родовые понятия. Видовые понятия. Формирование системы приемов учебной работы разной степени обобщенности (внутрипредметные, межпредметные). Обеспечение взаимодействия мышления и чувственной стороны умственной деятельности учащихся. Экспериментальные исследования Г.А. Цукерман, В.В. Рубцова о роли кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Приемы формирования учебного сотрудничества. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
Тема 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Практическое занятие (2 часа)
Задания к практическому занятию по теме 5.
Подготовить сообщения об особенностях развития познавательных процессов у младших школьников.
Вопросы для обсуждения.
Особенности развития памяти у младших школьников. Формирование приемов запоминания. Развитие восприятия: переход к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Психолого-педагогические условия развития восприятия создание представления, поискового образа объекта. Особенности развития внимания. Мышление как ведущий познавательный процесс в младшем школьном возрасте. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации и т.д. Младший школьный возраст – сензитивный возраст для интенсивного интеллектуального развития. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Зависимость психического развития от содержания и методов обучения.
Тема 6. НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Практическое занятие (2 часа)
Задания к практическому занятию по теме 6.
Рассмотреть основные психологические новообразования младшего школьного возраста: внутренний план действий, рефлексия, произвольность, самоконтроль.
Подготовить сообщение об экспериментальных исследованиях Л.И. Божович по формированию ответственности и трудолюбия у младших школьников.
План проведения практического занятия:
Вопросы для обсуждения.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: внутренний план действий, рефлексия, произвольность, самоконтроль.
Рефлексия как новообразование младшего школьного возраста. Рефлексия действий. Личностная рефлексия. Определяющая рефлексия.
Экспериментальные исследования Л.И. Божович по формированию ответственности и трудолюбия у младших школьников.
Лабораторная работа: «Диагностика ВПД (методика А.Л. Малеева)».
Дискуссия: «Психолого-педагогические условия развития новообразований у младших школьников».
Тема 7. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Практическое занятие (2 часа)
Задания к практическому занятию по теме 7.
Изучить исследования Л.И. Божович о формировании у младшего школьника нравственных качеств личности.
Рассмотреть особенности психологических защит младших школьников. Подобрать примеры.
Записать определение и раскрыть сущность понятия ««социальная компетентность младшего школьника».
Подготовить сообщение по формированию мотивов учебной деятельности.
Практическое занятие по теме 7 (2 часа)
План проведения практического занятия:
Вопросы для обсуждения.
Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности.
Особенности психологических защит младших школьников. Примеры.
3. Сущность понятия «социальная компетентность младшего школьника».
Формирование мотивов учебной деятельности.
Лабораторная работа: «Изучение учебной мотивации младших школьников».
Обсуждение результатов.