Практическое занятие 2. Коррекционно-педагогическая помощь при нарушениях познавательной деятельности

Задания для подготовки к семинару:

Задание 1. Подготовить презентацию одного из методов обучения детей с умственной отсталостью. Примерная форма выполнения задания:устная или мультимедийная презентация. Примерная структура: название метода, назначение, краткое описание методических особенностей использования при обучении умственно отсталых детей, сценарий применения метода.

Задание 2. Сформулировать особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития. Рекомендации: использовать учебник «Специальная дошкольная педагогика» Под ред. Е.А. Стребелевой (с. 71-76).

Задание 3. Составьте требования к образовательной среде дошкольного учреждения для детей с нарушением познавательного развития.

Тематика докладов:

Умственно отсталый ребенок в семье.

Проблемы социальной интеграции умственно отсталых детей

План занятия:

Вопрос Форма работы
1. Методы обучения детей с нарушением познавательной сферы Презентация методов специального образования. Обсуждение достоинств и особенностей применения при обучении и воспитании детей с умственной отсталостью.
2. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития Проверка самостоятельной работы. Обсуждение.
3. Образовательная среда специального образовательного учреждения Групповая работа: составление требований к образовательной среде дошкольного учреждения
4. Умственно отсталый ребенок в семье и обществе Доклад. Обсуждение. Групповая работа: составление рекомендаций по общению с умственно отсталыми детьми.

Литература:

1. Специальная дошкольная педагогика: [учеб. пособие для вузов по спец. 032000 - Специальная дошкольная педагогика и психология] / [Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва : Академия, 2002. – 311 с.

2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст] : учеб. пособие для спед. пед. учеб. заведений по спец. 0318 - Специальное дошкольное образование / [Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева] ; под ред. Е. А. Медведевой. - Москва : Академия, 2002.

3. Дмитриев А. А.Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития [Текст] : учеб. пособие / А. А. Дмитриев ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. – 222 с.

4. Воронкова В. В. и др. Олигофренопедагогика – М.:Дрофа, 2009. – 400 с.
Практическое занятие 3. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата

Задания для подготовки к семинару:

Задание 1.Подобрать методы и приемы коррекции нарушений и развития речи. Продемонстрировать 1-2 упражнения. Примерная форма выполнения задания:

Направление коррекционной работы Описание метода или приема Особенности реализации
Развитие фонематического восприятия    
Расширение словарного состава    
Профилактика нарушений чтения и письма    
…………..    

Задание 2. Разработать вариативные способы проведения коррекционно-развивающих игр на сенсорное развитие дошкольников с ДЦП:

Название игры Коррекционная задача Вариант проведения игры
     

Задание 3. Приготовить презентацию применения технических средств в реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Тематика докладов:

Профилактика и коррекция заикания

Социально-бытовая ориентировка для детей с нарушением функций ОДА.

План занятия:

Вопрос Форма работы
1. Система работы по коррекции нарушений и развития речи Презентация методов и приемов коррекционной работы
2. Профилактика и коррекция заикания Доклад. Групповая работа: составление рекомендаций для педагогов по воспитанию детей с заиканием
3. Социально бытовая ориентировка детей с нарушением функций ОДА. Доклад. Составление перечня оборудования для коррекционной работы с детьми
4. Сенсорное развитие дошкольников с ДЦП Демонстрация игр на сенсорное развитие дошкольников с ДЦП
5. Технические средства в реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Презентация технических средств. Обоснование использования

Литература:

1. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы специальной педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006. - 304 с.

2. Логопедия : Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской .- 3-е изд., перераб. и доп. .- М. : Владос, 2002.- 680 с.

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие. – М./ Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Наши рекомендации